Курс по подготовке к ЕГЭ стартует 20 января! Пиши слово «САЙТ» нам в tg и забирай скидку в 2000 рублей
Рассмотрите таблицу «Биология – комплексная наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин
Разделы биологии | Объекты изучения |
Анатомия | Строение внутренних органов организма |
? | Ископаемые переходные формы организмов |
Экспериментатор поместил зерновки пшеницы в сушильный шкаф. Как изменились концентрация солей и количество воды в клетках семян?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Концентрация солей | Количество воды |
В соматической клетке тела рыбы 56 хромосом. Какой набор хромосом имеет сперматозоид рыбы? В ответе запишите только число хромосом.
По изображённой на рисунке родословной определите вероятность (в процентах) рождения в браке, отмеченном цифрой 1, ребёнка с явно проявившимся признаком при полном его доминировании. В ответе запишите только соответствующее число.
Каким номером на рисунке обозначена фаза мейоза, нарушение механизмов которой может привести к появлению трисомии у потомков?
Установите соответствие между признаками и фазами мейоза, обозначенными цифрами на схеме первого деления мейоза: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПРИЗНАКИ |
|
ФАЗЫ МЕЙОЗА |
А) Формируется два гаплоидных ядра Б) Происходит кроссинговер В) Начинает формироваться веретено деления Г) В экваториальной плоскости выстраиваются биваленты Д) Происходит конъюгация хромосом Е) Укорачиваются хромосомные нити веретена деления |
|
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из приведённых признаков относятся к изображённой на рисунке клетке?
1) наличие хлоропластов
2) наличие гликокаликса
3) способность к автотрофному питанию
4) способность к фагоцитозу
5) способность к биосинтезу белка
6) поддержание формы только с помощью цитоскелета
Установите последовательность действий селекционера для получения гетерозисных организмов.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) получение гомозиготных линий
2) многократное самоопыление родительских растений
3) подбор исходных растений с определёнными признаками
4) получение высокопродуктивных гибридов
5) скрещивание организмов двух разных чистых линий
Установите соответствие между функциями и органами растения, которые выполняют эти функции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца:
ФУНКЦИИ | ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ | |
А) осуществление минерального питания Б) поглощение воды В) синтез органических веществ из неорганических Г) транспирация Д) образование микоризы Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода |
1) корень 2) лист |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то у этого животного должны быть:
1) четырёхкамерное сердце
2) диафрагма
3) перьевой покров
4) непостоянная температура тела
5) мешковидные лёгкие
6) матка
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Во время бега в организме человека:
1) усиливается синтез жёлчи клетками печени
2) останавливается процесс биосинтеза белка в скелетных мышцах
3) снижается артериальное давление
4) усиливается приток крови к коже
5) усиливается потоотделение
6) повышается активность симпатического отдела нервной системы
Установите последовательность систематических групп растений, начиная с самого высокого ранга.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Мятлик луговой
2) Мятлик
3) Покрытосеменные
4) Однодольные
5) Растения
6) Злаковые
Установите соответствие между характеристиками и типами ткани человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
ТИПЫ ТКАНИ |
А) проводит импульсы Б) выполняет функцию опоры В) образует наружный слой кожи Г) вырабатывает антитела Д) состоит из тесно прилегающих друг к другу клеток Е) содержит клетки глии |
|
1) эпителиальная 2) соединительная 3) нервная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) поступление жёлчи в двенадцатиперстную кишку
2) расщепление белков под действием пепсина
3) начало расщепления крахмала
4) всасывание жиров в лимфатический капилляр
5) поступление непереваренных остатков пищи в прямую кишку
Выберите три предложения, в которых даны описания признаков, которые можно использовать при описании морфологических признаков вида Сосна обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Сосна обыкновенная – светолюбивое растение. (2)Проросток сосны имеет пять–девять фотосинтезирующих семядолей. (3)Сосна способна развиваться на любой почве. (4)Зелёные листья сосны игловидные и расположены по два на укороченных побегах. (5)Удлинённые побеги расположены мутовками, которые образуются один раз в год. (6)Пыльца с мужских шишек переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение.
Установите соответствие между объектами изучения и разделами биологии: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ |
|
РАЗДЕЛЫ БИОЛОГИИ |
А) жаберные дуги в онтогенезе человека Б) останки зверозубых ящеров В) филогенетический ряд лошади Г) строение зародышей у классов позвоночных Д) многообразие флоры каменноугольного периода |
|
1) палеонтология 2) эмбриология |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется:
1) большим видовым разнообразием
2) отсутствием редуцентов
3) высокой численностью хищников
4) сложными пищевыми сетями
5) колебанием численности популяций
6) сбалансированным круговоротом веществ
Установите соответствие между примерами и экологическими факторами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца:
ПРИМЕРЫ |
|
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ |
А) воздействие атмосферного давления на жизнедеятельность горного барана Б) изменение рельефа местности, вызванное землетрясением В) снижение численности популяции зайцев в результате эпидемии Г) отношения между волками в стае Д) конкуренция за свет и воду между соснами в лесу |
|
1) абиотический 2) биотический |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите хронологическую последовательность перечисленных событий, происходивших на Земле.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) выход животных на сушу
2) возникновение фотосинтеза у прокариот
3) формирование озонового экрана
4) абиогенный синтез органических веществ
5) появление клеточных форм жизни
Проанализируйте таблицу «Структуры эукариотической клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка
Список элементов:
1) гликолиз
2) хлоропласт
3) трансляция
4) митохондрия
5) транскрипция
6) ядро
7) цитоплазма
8) клеточный центр
Количество яиц в кладке | Доля выживших птенцов (в %) |
Учёным был проведён эксперимент с эритроцитами, помещёнными в растворы с различной концентрацией хлорида натрия (NaCl). Перед началом эксперимента он выяснил, что концентрация NaCl в плазме крови составляет 0,9%. В рамках эксперимента он распределил кровь по двум пробиркам, в каждую из которых добавил растворы NaCl с различной концентрацией в соотношении 1:1 (на 1 мл крови – 1 мл раствора NaCl). По результатам наблюдений экспериментатор сделал рисунки эритроцитов А и Б. Какой параметр задаётся экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр меняется в зависимости от него (зависимая переменная)? Какие изменения произошли с эритроцитом в пробирке Б? Почему наблюдается данное явление? Раствор какой концентрации NaCl (по отношению к концентрации веществ в клетке) был добавлен в пробирку на рис. А, а какой – в пробирку на рис. Б?
На рисунках изображены скелет с отпечатком перьев и реконструкция археоптерикса, обитавшего 150–147 млн лет назад.
Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитало это животное. Это животное иногда относят к птицам, но оно имело некоторые признаки, нехарактерные для современных птиц. Перечислите три из них, которые видны на рисунках. Для организмов какого современного класса животных, филогенетически близкого к археоптериксу, характерны перечисленные признаки?
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Железы человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Все железы организма человека делятся на три группы: железы внешней, внутренней и смешанной секреции. (2)Секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают исключительно на поверхность тела. (3)Секреты желёз внутренней секреции по протокам поступают в кровь. (4)Железы внутренней секреции (эндокринные железы) выделяют биологически активные регуляторные вещества – гормоны. (5)Гормоны регулируют обмен веществ, влияют на рост и развитие организма, участвуют в регуляции работы всех органов и систем органов, процессов, протекающих на клеточном уровне. (6)Гормон поджелудочной железы (инсулин) регулирует содержание глюкозы в крови (7)Повышение уровня гормона щитовидной железы (адреналин) влечёт учащение сердечных сокращений.
Для инфузорий-туфелек характерен процесс конъюгации. Почему его относят к половому процессу, но не считают половым размножением? Какое значение имеет конъюгация для адаптации одноклеточных организмов? Ответ поясните.
Каким образом обеспечивается относительное постоянство концентрации кислорода и азота в атмосфере? Укажите четыре процесса, протекающих с участием живого вещества биосферы.
Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5ʹ-концу в одной цепи соответствует 3ʹ-конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5ʹ-конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5ʹ- к 3ʹ-концу. Все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь матричная):
5ʹ-ЦГААТЦАЦАГААТАТ-3ʹ
3ʹ-ГЦТТАГТГТЦТТАТА-5ʹ
Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет с 5ʹ-конца соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При написании нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
При скрещивании растения кукурузы с гладкими неокрашенными семенами и растения с морщинистыми окрашенными семенами всё потомство получилось с гладкими окрашенными семенами. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы: 250, 247, 103, 101. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, а также генотипы, фенотипы и количество особей потомства каждой группы в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в анализирующем скрещивании.