Курс по подготовке к ЕГЭ стартует 20 января! Пиши слово «САЙТ» нам в tg и забирай скидку в 2000 рублей

При поддержке
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • История
  • Варианты от И. А . Артасова и О. Н . Мельниковой 2025
  • Вариант 1 по истории - История
  • Вариант 1 по истории - История

    Установите соотвествие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соотвествующую позицию из второго столбца. 

     

    СОБЫТИЯ

    ГОДЫ

    A) введение паспортной системы в СССР

    1) 1853 г.

    Б) начало Крымской войны

    2) 1917 г.

    B) начало контрнаступления Красной армии под Москвой

    3) 1932 г.

    Г) подписание договора о принятии Запорожской области в состав России

    4) 1941 г.

     

    5) 1943 г.

     

    6) 2022 г.

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    A Б В Г
           
    Ответ

    Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

     

    1. Подписание Ясского мира между Россией и Османской империей

    2. Смоленская война

    3. Первый созыв Генеральных штатов во Франции

    Ответ

    Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ) ФАКТЫ
    А) внешнеполитическая деятельность первых русских князей 1) подписание договора между Русью и Византией
    Б) "холодная война" 2) отмена кормлений
    В) реформы государственного управления Петра I 3) учреждение Правительствующего Сената
    Г) реформы «Избранной рады» 4) создание Совета экономической взаимопомощи
      5) исключение СССР из Лиги Наций
      6) первое упоминание Москвы в летописи

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    А Б В Г
           
    Ответ

    Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

     

    Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
    _____________(А) Оборона от войск Лжедмитрия II ._____________(Б)
    _____________(В) Установление республиканской формы правления _____________(Г)
    Владивосток _____________(Д) 1890-е гг.
    Петроград _____________(Е) 1910-е гг.

     

    Пропущенные элементы:
    1) Ништадт
    2) 1540-е гг.
    3) строительство Транссибирской железной дороги
    4) Троице-Сергиев монастырь
    5) деятельность Всероссийского учредительного собрания
    6) 1130-е гг.
    7) 1600-е гг.
    8) подписание договора о выходе России из Первой мировой войны
    9) Новгород

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    A Б В Г Д Е
               
    Ответ

    Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    СОБЫТИЯ (ЯВЛЕНИЯ, ПРОЦЕССЫ)

    УЧАСТНИКИ
    А) освоение Дальнего Востока в XVII в. 1) Н. А. Милютин
    Б) Специальная военная операпия (СВО) 2) А. М. Курбский
    В) подготовка Великих реформ 1860—1870-х гг. 3) А. Н. Сеикаев
    Г) битва за Берлин 4) П. И. Багратион
      5) Е.П. Хабаров
      6) М. В. Кантария

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    А Б В Г
           
    Ответ

    Прочтите отрывок из воспоминаний советского военачальника.

     

    «...Пульс тяжёлой индустрии, оборонной промышленности бился учащённо, достиг в предвоенные годы и месяцы наивысшего напряжения и полноты. Строже, как бы собраннее становилась и жизнь государства в целом.

    Внеочередная IV сессия Верховного Совета СССР в сентябре... принимает Закон “О всеобщей воинской обязанности”. По новому закону в армию призываются лица, которым исполнилось 19 лет, а для окончивших среднюю школу призывной возраст устанавливается в 18 лет. Для более совершенного овладения военным делом были увеличены сроки действительной службы: для младших командиров сухопутных войск и ВВС — с двух до трёх лет, для рядового состава ВВС, а также рядового и младшего комсостава пограничных войск — до четырёх лет, на кораблях и в частях флота — до пяти лет.

    Выполнение третьего пятилетнего плана в целом и заданий в области тяжёлой и оборонной промышленности в частности, а также угроза военного нападения на СССР требовали увеличения количества рабочего времени, отданного народному хозяйству. В связи с этим Президиум Верховного Совета СССР... принимает Указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»...

    Тогда же... Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об ответственности за выпуск недоброкачественной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями». Вводились строгие меры, способствовавшие улучшению руководства предприятиями, укреплялись дисциплина, ответственность и порядок...

    Все эти изменения вызывались исключительно возросшим объёмом работы, требованиями подготовки к активной обороне от агрессии, возможность которой нарастала с каждым месяцем».

     

    Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

     

    1. Сроки военной службы по закону, о котором идёт речь в данном отрывке, сокращались по сравнению с предшествующим периодом. 
    2. Автор считает, что меры, описанные в отрывке, были необоснованно строгими.
    3. По указу, о котором сказано в третьем абзаце отрывка, устанавливался порядок, при котором у работников не было дней отдыха.

    4. В годы, когда были приняты (изданы) нормативные акты, о которых идёт речь в отрывке к СССР были присоединены новые территории.
    5. Орган государственной власти, о внеочередной сессии которого сказано во втором абзаце отрывка, был создан в 1930-е гг.
    6. В период, к которому относятся описываемые события, в СССР проводилась политика "военного комунизма".

    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

    ХАРАКТЕРИСТИКИ

    A) «Задонщина»

    1) Автор — И .Е . Репин

    Б) кинофильм «Летят журавли» 

    2) Данный памятник культуры создан в период руководства СССР Л. И. Брежнева

    B) «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове» 

    3) Данный памятник культуры создан в период руководства СССР Н. С. Хрущёва

    Г) картина «Утро стрелецкой казни» 

    4) Данный памятник культуры создан в XVII в.

     

    5) Автор — В.И. Суриков

     

    6) Данный памятник культуры посвящён событиям, произошедшим в XIV в.

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    A Б В Г
           
    Ответ

    Рассмотрите изображение и выполните задание.

     

    Заполните пропуск в предложении: "Событие, юбилею которого посвящена марка, произошло в тысяча девятсот ______ году."

    Ответ запишите словом (сочетанием слов).

    Ответ

    Рассмотрите схему и выполните задание.

    Укажите название войны, события которой отражены на данной схеме.

    Ответ

    Рассмотрите схему и выполните задание.

    Укажите название населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой "2".

    Ответ

    Рассмотрите схему и выполните задание.

    Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название реки, которое пропущено в этом тексте.
    «Армия под командованием фельдмаршала С.Ф. Апраксина вступила в пределы Восточной Пруссии. Летом русские войска взяли Мемель, затем они перешли через _____________ и взяли Тильзит. В августе при Гросс-Егерсдорфе русские войска разгромили прусскую армию под командованием Иоганна фон Левальда. Несмотря на победу, войска Апраксина не сумели развить достигнутый успех. Сам командующий объяснял этот шаг недостатком провизии в занимаемых областях».

    Ответ

    Рассмотрите схему и выполните задание.

    Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
    1. В ходе данной войны русские войска удерживали более года город, обозначенный на схеме цифрой «1».
    2. Война, события которой обозначены на схеме, началась в период правления в России Анны Иоанновны.
    3. По результатам войны, события которой обозначены на схеме, был подписан Ясский мирный договор.
    4. Современником обозначенных на схеме событий был А.В. Суворов.
    5. Россия вышла из войны, которой посвящена схема, до её окончания.
    6. В ходе данной войны произошло Гангутское сражение.

    Ответ

    Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос(-ы). Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

     

    Из записок современника событий

     

    «За год, или года за два до кончины императрицы Екатерины II, известный богач Бекетов, умирая, составил духовное завещание, вопреки существовавшим тогда на этот предмет законам, и назначил родовое имение отдать, помимо прямых по роду его наследников, сторонним людям и дальним родственникам.

    Само собою разумеется, возникла из этого тяжба. Имение Бекетова стоило многих миллионов, много и денег оставлено за него тяжущимися в судах; наконец тяжба поступила в Сенат, и должно полагать, что в то время боялись Бога в Сенате: дело решено по сущей справедливости, основанной на точной силе слов закона, т. е. духовное завещание Бекетова уничтожено, и родовое имение его велено отдать по праву наследия ближайшим родственникам, прямым Бекетова наследникам.

    Решение Сената последовало, можно сказать, в последние дни жизни Екатерины и не было ещё приведено в исполнение.

    С [воцарением нового императора] всё переменилось, и быстрота выполнения особых велений, по первому на предмет взгляду, без объёма, без обсуждения и рассуждения, без собрания сведений, произвела во всём такое смешение, такую тьму, как в хаосе довременном. Все торопились, все суетились, все были, казалось, в непрестанном движении, все трудились, работали, и всё не шло, и никто не знал, что делал, как делал, почему и для чего так делал. Барабанный грохот навёл на всё царство одурение! Воспоминая о [том времени], содрогаешься, ужасное было время!

    Лишившиеся по решению Сената данного им, по завещанию, Бекетовым большого достояния воспользовались водворившимся хаосом и, прискакав во град св. Петра, в короткое время успели туго набитым мешком золота или ассигнациями отворить себе всюду дверь и доступ.

    Алексей Куракин, тогдашний генерал-прокурор, близкий человек царю, облечённый полною его доверенностью, осыпанный милостями и почестями, утопавший в роскоши и сладострастии, алчный, корыстолюбивый и ненасытный, не замедлил благосклонно выслушать просителей и устроил обманом так, что явился указ Сенату, изложенный весьма лаконически: “Духовное завещание Бекетова утвердить во всей его силе”».

     

    Назовите «нового императора», о котором идёт речь в отрывке. Укажите год начала его правления. Назовите государственного деятеля, который первым занимал должность, упомянутую в последнем абзаце данного отрывка.

    Ответ

    Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос(-ы) Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

     

    Из записок современника событий

     

    «За год, или года за два до кончины императрицы Екатерины II, известный богач Бекетов, умирая, составил духовное завещание, вопреки существовавшим тогда на этот предмет законам, и назначил родовое имение отдать, помимо прямых по роду его наследников, сторонним людям и дальним родственникам.

    Само собою разумеется, возникла из этого тяжба. Имение Бекетова стоило многих миллионов, много и денег оставлено за него тяжущимися в судах; наконец тяжба поступила в Сенат, и должно полагать, что в то время боялись Бога в Сенате: дело решено по сущей справедливости, основанной на точной силе слов закона, т. е. духовное завещание Бекетова уничтожено, и родовое имение его велено отдать по праву наследия ближайшим родственникам, прямым Бекетова наследникам.

    Решение Сената последовало, можно сказать, в последние дни жизни Екатерины и не было ещё приведено в исполнение.

    С [воцарением нового императора] всё переменилось, и быстрота выполнения особых ведения, по первому на предмет взгляду, без объёма, без обсуждения и рассуждения, без собрания сведений, произвела во всём такое смешение, такую тьму, как в хаосе довременном. Все торопились, все суетились, все были, казалось, в непрестанном движении,все трудились, работали, и всё не шло, и никто не знал, что делал, как делал, почему и для чего так делал. Барабанный грохот навёл на всё царство одурение! Воспоминая о [том времени], содрогаешься, ужасное было время!

    Лишившиеся по решению Сената данного им, по завещанию, Бекетовым большого достояния воспользовались водворившимся хаосом и, прискакав во град св. Петра, в короткое время успели туго набитым мешком золота или ассигнациями отворить себе всю ду дверь и доступ.

    Алексей Куракин, тогдашний генерал-прокурор, близкий человек царю, облечённый полною его доверенностью, осыпанный милостями и почестями, утопавший в роскоши и сладострастии, алчный, корыстолюбивый и ненасытный, не замедлил благосклонно выслушать просителей и устроил обманом так, что явился указ Сенату, изложенный весьма лаконически: “Духовное завещание Бекетова утвердить во всей его силе”».

     

    В чём состояло нарушение действовавших законов богачом Бекетовым? В чём состояло решение Сената по описанной в данном отрывке тяжбе, вынесенное "в последние дни жизни Екатерины"? С помощью какого средства наследники Бекетова по завещанию сумели изменить первоначальное решение Сената?

    Ответ

    Рассмотрите изображение и выполните задание.

     

    Укажите руководителя КПСС в период, когда вышел данный номер газеты. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

    Ответ

    Рассмотрите изображение и выполните задание.

     

    Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в том же веке, когда произошло событие, которому посвящена передовая статья данной газеты? В ответ запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите название города, где находится этот памятник архитектуры.

    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

     

    ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

    А) «Предполагалось, что 2-я гвардейская бригада получит новые Т-34 из резерва Верховного Главнокомандования. А за неделю до наступления вдруг стало известно, что новых танков не будет...
    Что делать? До наступления оставались считанные дни. Тут было над чем заду-маться. Срок ничтожно мал, а танки... один без катков, у другого нет башни, третий с покалеченной трансмиссией, четвёртый нуждается в замене деталей двигателя... Казалось, перед ремонтниками стоит невыполнимая задача. Но Краснознамённый батальон (только в конце марта ему вручили орден Красного Знамени за героизм личного состава в период ремонта танков) с честью вышел из труднейшего положе-ния. За сутки до начала операции «Багратион» танковая бригада была полностью укомплектована добротно отремонтированными боевыми машинами!»


    Б) «Немцы сопротивлялись упорно. В конце концов нам удалось заставить их сдаться. Они ползали на коленях, молили о пощаде, показывая фотокарточки своих «киндер», «маток». Дали нам некоторые сведения о паричской обороне. Тут мы поняли, почему они так упорно сопротивлялись: за их бугром плескалось... море, настоящее море. Даже пулемётчик Рябцев, парень мест-ный, рот от удивления открыл... Оказалось, что гитлеровцы наскоро соорудили из бревен и земли плотину на скалковской (в деревне Скалка) речушке, при её впадении в Березину. Речка вышла из берегов, затопив всю низменность».

     

    Укажите год, к которому относятся события, описываемые в обоих представленных отрывках. Укажите одно любое название столицы союзной республики в составе СССР, освобождённой от немецко-фашистских войск в этот год. Почему, согласно одному из отрывков, за спиной оборонявшихся немцев «плескалось настоящее море»?

    Ответ

    В 1547 г. в Москве произошло восстание. Укажите:

    а) причину (предпосылку) восстания, связанную с событиями, произошедшими в Москве незадолго до восстания;
    б) причину (предпосылку) восстания, связанную с борьбой за власть между боярскими кланами;
    в) влияние восстания на политику царя.

    Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).

    а)_______________________________

    б)_______________________________

    в)_______________________________

    Ответ

    Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «преподобный». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

    Ответ

    Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в политических взглядах членов организаций "Народная воля" и "Чёрный передел", возникших в 1879 г., по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

     

    Ответ оформите в следующем виде.

    Тезис:_____________________________________________________________

     

    Обоснования тезиса:

    1.  ________________________________________________________________

    2.  ________________________________________________________________

    Ответ

    Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в России и Пруссии в XVIII в. приход к власти монархов, имевших передовые для этой эпохи взгляды, привёл к увеличению количества людей, получивших образование: один аргумент для России и один для Пруссии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

    Ответ запишите в следующем виде.
    Аргумент для России: ______________________________
    Аргумент для Пруссии: _____________________________

    Ответ

    Результаты тренировки
    Решено заданий 0
    Выполнено верно 0
    Выполнено частично верно 0
    Ошибки 0
    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr