Курс по подготовке к ЕГЭ стартует 20 января! Пиши слово «САЙТ» нам в tg и забирай скидку в 2000 рублей
Установите соотвествие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соотвествующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЕ |
ГОДЫ |
A) принятие Конституции СССР |
1) 1327 г. |
Б) присоединение Крыма к Российской империи |
2) 1589 г. |
В) освобождение Севастополя от немецко-фашистских захватчиков |
3) 1783 г. |
Г) учреждение в России патриаршества |
4) 1936 г. |
5) 1944 г. |
|
6) 1945 г. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г |
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1. Заключение Аугсбургского религиозного мира
2. Крещение Руси
3. Бородинская битва
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) |
ФАКТЫ |
А) Батыево нашествие на Русь |
1) битва при Молодях |
Б) Гражданская война в России | 2) разгром войск П.Н. Врангеля в Крыму |
В) Великие реформы 1860- 1870-х гг. | 3) штурм «линии Маннергейма» |
Г) церковный раскол XVII в. | 4) введение суда присяжных |
5) битва на реке Сити | |
6) Соловецкое восстание |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Географический объект | Событие (явление, процесс) | Время, когда произошло событие (явление, процесс) |
_____________(А) | Деятельность Всероссийского учредительного собрания | _____________(Б) |
Полтава | _____________(В) | 1700-е гг. |
Деревня Столбово | _____________(Г) | 1610-е гг. |
_____________(Д) | Открытие первой в мире атомной электростанции | _____________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) подписание мирного договора между Россией и Швецией
2) 1980-е гг.
3) заключение мирного договора между Россией и Османской империей
4) Обнинск
5) 1950-е гг.
6) Челябинск
7) победа русских войск над шведскими
8) Петроград
9) 1910-е гг.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
УЧАСТНИКИ |
А) русско-турецкая война 1877—1878 гг . | 1) М.Н. Мирошниченко |
Б) Куликовская битва | 2) Б.П. Шереметев |
В) операция «Багратион» | 3) И.Д. Черняховский |
Г) Специальная военная операция (СВО) | 4) М.В. Фрунзе |
5) Д.М. Боброк-Волынский | |
6) М .Д. Скобелев |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Прочтите отрывок из письма императора.
"Разрыв с Францией кажется неизбежным. Цель Наполеона уничтожить или, по меньшей мере, унизить последнее государство, пользующееся уважением в Европе, и, чтобы этого добиться, он выдвигает вперед неприемлемые требования, которые несовместимы с достоинством России.
1. Он желает, чтобы были прерваны всякие торговые сношения с нейтральными державами. Это значит, лишить нас единственной торговли, которая нам остается.
2. В то же время он требует, чтобы лишившись всякой возможности вывоза за границу наших собственных произведений, мы не делали бы никаких препятствий для ввоза предметов французской роскоши, что было у нас запрещено, так как мы стали не так богаты, чтобы их оплачивать.
Так как я бы никогда не мог согласиться на подобные предложения, то весьма вероятно, что следствием этого будет война, несмотря на то, что Россия сделала все, чтобы ее избежать. Она заставит кровь литься ручьями, и эти бедные люди будут опять принесены в жертву ненасытному честолюбию человека, казалось, созданного лишь для их несчастия. Вы слишком осведомлены, чтобы не видеть, насколько ему чужды либеральные идеи по отношению в Вашему отечеству (Польше). Наполеон имел по этому поводу конфиденциальные разговоры с австрийским и прусским посланниками, и тон, в котором он высказывался, рисует прекрасно его характер и недостаток привязанности к Вашим соотечественникам, которых он считает лишь орудием своей ненависти к России."
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Письмо написано в первой половине царствования императора – автора письма.
2. Автор пишет, что французский император требует от России ограничить торговлю российскими товарами.
3. Автор пытается убедить своего адресата в том, что французский император хочет предоставить Польше независимость.
4. Из текста письма следует, что Россия всегда разрешала Франции беспрепятственно ввозить к себе предметы роскоши.
5. В войне, о которой пишет автор, участвовал генерал А.П. Тормасов.
6. Французский император, о котором идет речь, погиб в бою с русскими войсками.
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
A) песня «Священная война» |
1) Автор — монах Киево-Печерского монастыря Нестор. |
Б) «Повесть временных лет» |
2) Данный памятник культуры был создан в 1940-x rr. |
B) церковь Вознесения в Коломенском |
3) Данный памятник культуры создан в XVI в. |
Г) балет «Лебединое озеро» |
4) Данный памятник культуры создан в 1930-х гг. |
5) Автор — П.И. Чайковский. |
|
6) Автор - Н.А. Римский-Корсаков. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г |
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Заполните пропуск в предложении: «Битва, к которой непосредственно относится размещённое на марке изображение, окончилась в тысяча девятьсот ________ году».
Ответ запишите словом (сочетанием слов).
Рассмотрите схему и выполните задание.
Укажите месяц, когда Красная армия перешла в контрнаступление с линии максимального продвижения войск противника, обозначенной на схеме.
Рассмотрите схему и выполните задание.
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Рассмотрите схему и выполните задание.
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и , используя схему, укажите название города, которое трижды пропущено в этом тексте.
"Молниесного штурма _________ у оккупантов не получилось : столица советской республики в устье Западной Двины оборонялась несколько дней. Вражеские войска захватили __________ 1 июля. Артобстрел был начат 29 июня, но ополчение отчаянно сопротивлялось. Впрочем, наступление врага оказалось настолько лавинообразным, масштабным и стремительным, что удержать столичный центр практически не было шансов. Тем не менее, вооружённые комсомольские подразделения под командованием Криша Годкална сделали всё возможное, чтобы во спрепятствовать стремительному захвату ____________".
Рассмотрите схему и выполните задание.
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. На схеме обозначены «котлы» окружения, в которые попадали части Красной армии.
2. Линия фронта, обозначенная на схеме цифрой «3», образовалась к концу сентября.
3. Цифрой «2» на схеме обозначен г. Смоленск.
4. На схеме обозначен город, в котором находилась приграничная крепость, прославившаяся героизмом своих защитников в первые недели войны.
5. В период, когда начались события, обозначенные на схеме стрелками, существовало независимое государство Польша.
6. Участником обозначенных на схеме событий был Д.Г. Павлов.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос(-ы). Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из выступления Генерального секретаря ЦК КПСС на заседании Политбюро
«Какую политику США будут по отношению к нам проводить? Тут несколько версий очень интересных и серьёзных. Они заслуживают того, чтобы мы продолжали нашу интеллектуальную деятельность, не останавливались в нашей работе в этом отношении.
Вот одна из версий: изменение политики СССР имеет своей причиной глубокий кризис коммунизма и социализма, и то, что сейчас происходит в социалистическом мире и в Советском Союзе, якобы представляет собой отход от этих идей. То есть мы демонтируем через свою «перестройку» социализм и отказываемся от коммунистических целей. Эта версия используется для того, чтобы обесценить наши мирные инициативы. Мол, это вы нужденные шаги, им деваться некуда. Что же, тут, вообще говоря, есть некоторая доля реализма, но всё-таки не в той мере. Не то мы имели в виду, когда вырабатывали свою политику. Мы учитывали, конечно, и внутренние потребности.
На базе этой версии делается вывод, что Соединённым Штатам не надо ничего пред принимать со своей стороны для закрепления позитивных сдвигов в международных от ношениях. Советскому Союзу, мол, всё равно деваться некуда, как и другим соцстранам. Он будет шаг за шагом сдавать свои позиции. Это серьёзно, товарищи. «Вашингтон таймс» об этом пишет. И «Фонд наследия» уже для будущей администрации Буша рекомендации в этом духе даёт.
А вот точка зрения либеральных кругов: СССР не отказывается от социализма, а спасает его, как в своё время с помощью нового курса президент_______________ спасал американский капитализм. Они напоминают при этом, что капитализм не раз, решая свои проблемы, заимствовал социалистические идеи планирования, государственного регулирования, программы социального обеспечения, построенного на принципе большей социальной справедливости. То есть они не хотят позволить правым сыграть на этой версии и обесценить наши мирные инициативы.
И ещё интересный аргумент либералов: Советский Союз в эпоху «перестройки» демонстрирует образец строгого анализа, самокритики, на которую никак не решится капитализм, и прежде всего американский. Вы, наверное, обратили внимание, что «Вашингтон пост» в декабре напечатала на эту тему статью под заголовком «Сверхдержава и самокритика», где подбрасывает тему о том, что пора бы и американцам заняться само критикой, что у них своих проблем не меньше, чем у нас».
Назовите Генерального секретаря ЦК КПСС, сделавшего это выступление. Укажите название внешнеполитической концепции, на основе которой формировалась внешняя политика СССР в годы его руководства страной. Укажите фамилию президента США, пропущенную в тексте.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос(-ы). Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из выступления Генерального секретаря ЦК КПСС на заседании Политбюро
«Какую политику США будут по отношению к нам проводить? Тут несколько версий очень интересных и серьёзных. Они заслуживают того, чтобы мы продолжали нашу интеллектуальную деятельность, не останавливались в нашей работе в этом отношении.
Вот одна из версий: изменение политики СССР имеет своей причиной глубокий кризис коммунизма и социализма, и то, что сейчас происходит в социалистическом мире и в Советском Союзе, якобы представляет собой отход от этих идей. То есть мы демонтируем через свою «перестройку» социализм и отказываемся от коммунистических целей. Эта версия используется для того, чтобы обесценить наши мирные инициативы. Мол, это вы нужденные шаги, им деваться некуда. Что же, тут, вообще говоря, есть некоторая доля реализма, но всё-таки не в той мере. Не то мы имели в виду, когда вырабатывали свою политику. Мы учитывали, конечно, и внутренние потребности.
На базе этой версии делается вывод, что Соединённым Штатам не надо ничего пред принимать со своей стороны для закрепления позитивных сдвигов в международных от ношениях. Советскому Союзу, мол, всё равно деваться некуда, как и другим соцстранам. Он будет шаг за шагом сдавать свои позиции. Это серьёзно, товарищи. «Вашингтон таймс» об этом пишет. И «Фонд наследия» уже для будущей администрации Буша рекомендации в этом духе даёт.
А вот точка зрения либеральных кругов: СССР не отказывается от социализма, а спасает его, как в своё время с помощью нового курса президент_______________ спасал американский капитализм. Они напоминают при этом, что капитализм не раз, решая свои проблемы, заимствовал социалистические идеи планирования, государственного регулирования, программы социального обеспечения, построенного на принципе большей социальной справедливости. То есть они не хотят позволить правым сыграть на этой версии и обесценить наши мирные инициативы.
И ещё интересный аргумент либералов: Советский Союз в эпоху «перестройки» демонстрирует образец строгого анализа, самокритики, на которую никак не решится капитализм, и прежде всего американский. Вы, наверное, обратили внимание, что «Вашингтон пост» в декабре напечатала на эту тему статью под заголовком «Сверхдержава и самокритика», где подбрасывает тему о том, что пора бы и американцам заняться само критикой, что у них своих проблем не меньше, чем у нас».
Выступавший привёл объяснения американскими политиками причин изменений, происходивших в СССР. Укажите два таких объяснения. Используя отрывок, приведите аргумент американских либералов, указывающий на то, что СССР мог, в определённой степени, быть примером для США.
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите событие, с которым авторы данной марки связывают основание изображённого на марке города. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какой из представленных ниже памятников архитектуры находится в том же городе, который изображён на данной марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите век , когда был создан этот памятник архитектуры.
Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Задача, прямо надо сказать, была тяжёлая. Прежде всего потребовалось установить, сколько жителей осталось в городе. Предварительный подсчёт дал цифру, превышающую 2 млн человек, примерно равную числу находившихся на довольствии солдат и офицеров фронта. Таким образом, количество едоков у нас удвоилось.
Но и это было не всё. В то время как мы печатали продовольственные карточки на 2 млн человек, число жителей города быстро возрастало. Прослышав о том, что советское командование никаких расправ не учиняет и , наоборот, намеревается кормить жителей Берлина, со всех концов Германии сюда устремились нескончаемые вереницы мужчин, женщин и детей. Двигались кто как мог: на велосипедах, мотоциклах, полуразбитых автомашинах, телегах, запряжённых в ручные повозки собаках, просто пешком».
Б) «В 0 часов 50 минут заседание , н а котором была принята безоговорочная капитуляция немецких вооружённых сил, закрылось.
Потом состоялся приём, который прошёл с большим подъёмом. Обед удался на славу. Наши хозяйственники во главе с начальником тыла генерал-лейтенантом Н . А . Антипенко и шеф- поваром В . М . Петровым приготовили отличный стол, который имел большой успех у наших гостей. Открыв банкет, я предложил тост за победу стран антигитлеровской коалиции над фашистской Германией. Затем выступил маршал А . Теддер, за ним Ж. Латр де Тассиньи и генерал К . Спаатс. После них выступа ли советские генералы. Каждый говорил о том, что наболело на душе за все эти тяжёлые годы. Помню, говорилось много, душевно и выража ло сь большое желание укрепить навсегда дружеские отношения между странами антифашистской коалиции. Говорили об этом советские генералы, говорили американцы, французы, англичане, и всем нам хотелось верить, что так оно и будет».
Укажите год, к которому относятся события, описанные в обоих отрывках. Укажите название фронта Красной армии, которым командовал в период описываемых событий И .С. Конев. Почему, согласно одному из отрывков, число жителей Берлина в период описываемых событий быстро возросло?
В 1648 г. произошёл Соляной бунт. Укажите:
а) причину Соляного бунта, связанную с предст авлениями восставших о деятельности приближённых царя;
б) последствие Соляного бунта для воспитателя царя Б.И. Морозова;
в) последствие Соляного бунта для развития российского законодательства.
Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).
a)___________________________
б)___________________________
в)___________________________
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «централизация государства». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях второго Азовского и Прутского походов Петра I по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис:_____________________________________________________________
Обоснования тезиса:
1. ________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в первой половине XIX в . в России и в Испании под влиянием социально-политических выступлений в других регионах происходили революционные выступления, заканчивавшиеся поражениями: один аргумент для России и один для Испании. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: ______________________________
Аргумент для Испании: _____________________________