Курс по подготовке к ЕГЭ стартует 20 января! Пиши слово «САЙТ» нам в tg и забирай скидку в 2000 рублей
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) падение Константинополя
2) коллективизация
3) регентство Софьи Алексеевны
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
1) Тула
2) Кровавое воскресенье
3) 1470-е гг.
4) оборона от войск Стефана Батория
5) 1580-е гг.
6) Обнинск
7) Тверь
8) формирование второго народного ополчения
9) 1320-е гг.
Прочтите отрывок из исторического источника.
Общественность, и особенно молодежь, были взбудоражены событиями в Польше, где после расстрела летом демонстрации в Гданьске не прекращались забастовки. 23 октября венгерские студенты собирались провести демонстрацию под лозунгом солидарности с польской молодежью. У демонстрантов был также список требований из 14 пунктов. Молодежь не ставила перед собой целей ниспровержения социалистического строя. Речь шла о его улучшении, чему, по их мнению, мешало одиннадцатилетнее пребывание на венгерской земле советских войск.
«Группа демонстрантов двинулась к зданию радио, которое защищали войска государственной безопасности. Начался штурм здания, в ходе которого прозвучали первые выстрелы. Здание в конце концов было захвачено... Жертвы были с обеих сторон. Другая, ещё большая толпа, направилась уничтожать памятник Сталину, который срезали автогеном и сбросили с пьедестала. От "Вождя народов" остались только сапоги.
Примерно в это же время начался захват оружия и боеприпасов в полицейских участках, в том числе и на патронном заводе. После восьми часов вечера посол СССР в [стране, где происходили события] Ю. В. Андропов передал военным просьбу правительства ввести в [столицу страны] часть войск Особого корпуса для „поддержания порядка“. И Особый корпус двинулся в [столицу]».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
1) Описанные в тексте события относятся к 1960-м гг.
2) Государственный деятель, упоминаемый в третьем абзаце, позже займет пост Генерального секретаря ЦК КПСС.
3) Руководителем СССР в период издания приказа был Л. И. Брежнев.
4) Современником описываемых событий являлся Л. Д. Троцкий
5) В период событий, описываемых в тексте, уже существовал СЭВ.
6) Вскоре после вступления советских войск в Венгрию распалась Организация Варшавского Договора (ОВД).
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А) учреждение патриаршества | 1) 1922 г. |
Б) начало проведения земской реформы | 2) 1942 г. |
В) принятие указа №227 «Ни шагу назад» | 3) 1864 г. |
Г) Раппальский договор с Германией | 4) 1589 г. |
5) 1721 г. | |
6) 1842 г. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Попытка решения крестьянского
вопроса при Александре I
Б) ордынское владычество на Руси
В) экономические реформы 1990-х гг.
Г) закрепощение крестьян в XVI в.
1) заповедные лета
2) указ о вольных хлебопашцах
3) издание манифеста о трехдневной барщине
4) либерализация цен
5) гибель князя Игоря Старого
6) гибель Михаила Черниговского
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) освобождение Киева от немецкофашистских захватчиков
Б) первое издание свода законов Российской империи
В) принятие Соборного уложения
Г) советско-польская война
1) Алексей Михайлович
2) М. Н. Тухачевский
3) В. Г. Клочков
4) М. М. Сперанский
5) Екатерина II
6) Н. Ф. Ватутин
Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Задонщина
Б) Повесть об Азовском сидении
В) картина «Бурлаки на волге»
Г) кинофильм «Летят журавли»
1) участниками описанных в произведении событий был Владимир Андреевич Серпуховски
2) произведение было создано в период «оттепели»
3) автором произведения был участник Товарищества передвижных художественных выставок
4) сюжет относится к российской истории XVII в.
5) автор входил в творческое содружество «Могучая кучка»
6) в основу сюжета произведения положены события Гражданской войны
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Заполните пропуск в предложении: "Событие, изображённое на марке, произошло в период ______________ битвы."
Ответ запишите словом (сочетанием слов).
Рассмотрите схему и выполните задание.
Запишите пропущенное слово: «События, обозначенные на схеме, начали происходили в тысяча девятьсот ______________ году».
Рассмотрите схему и выполните задание.
Укажите императора, который правил в Российском государстве в период событий, обозначенных на схеме. В ответе запишите имя и порядковый номер. Номер необходимо указать словом.
Рассмотрите схему и выполните задание.
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.
«Порт ____________ (в настоящее время — Инчхон) расположен на западном побережье Кореи на берегу Желтого моря. Расположение порта всего в 30 км от Сеула делало его важным стратегическим объектом, поэтому на рейде постоянно присутствовали военные корабли стран, имевших в Корее свои интересы. Находились в _________ и российские корабли, а также угольные склады с запасом топлива для русской эскадры Тихого океана. 12 января 1904 года (все даты приведены по новому стилю) из Порт-Артура в ___________ пришел крейсер 1-го ранга «Варяг», чтобы сменить находившийся там ранее крейсер «Боярин». Командовал «Варягом» капитан 1-го ранга Всеволод Федорович Руднев. 5 января к нему присоединилась канонерская лодка «Кореец» под командованием капитана 2-го ранга Григория Павловича Беляева. Отныне эти два корабля находились в подчинении русского посла в Сеуле — действительного статского советника Александра Ивановича Павлова.»
Рассмотрите схему и выполните задание.
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В результате военных действий, обозначенных на схеме стрелками, в состав Российского государства вошла Камчатка.
2) Все военные действия, обозначенные на схеме стрелками, происходили на территории России.
3) В событиях, отражённых на схеме, принимал участие художник–баталист В. В. Верещагин.
4) Цифрой «2» на схеме обозначено место гибели эскадры российского флота.
5) На схеме обозначены два города, которые подверглись атомной бомбардировке в ходе Второй мировой войны.
6) В войне, событиям которой посвящена схема, в союзе с российскими войсками воевали французские войска.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос(-ы). Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из журнала военного совета крепости.
«Генерал Стессель обратился к присутствующим с предложением высказать своё мнение о возможности и способах дальнейшей обороны крепости в зависимости от изменившейся с падением форта №3 обстановки и действительного состояния крепости. На это было высказано следующее:
Подполковник Дмитревский. Пехоты на позиции остаётся не более 12 тысяч, из коих значительный процент больных. Вполне здоровых, считая все роды оружия, на позиции наберётся едва ли больше 10 тысяч. Санитарное состояние гарнизона весьма плохое. Опыт указывает, что на слабосильных, находящихся в полковых околотках, даже в крайности рассчитывать нельзя.
Японцы ведут правильную осаду, бороться с которой можно только при помощи артиллерии больших калибров, а снарядов таких калибров у нас мало, и, следовательно, противодействовать работам нельзя. Борьба с артиллерией противника также невозможна. Орудия износились. Таким образом, шансы неравны. Задача была отстаивать крепость до выручки. Крепость долго держалась, но теперь она по частям отмирает. Обороняться можно ещё, но сколько времени — неизвестно и зависит от японцев. Они энергично подвозят снаряды и даже подводят войска. Медленной инженерной атаки они могут и не вести, а если есть достаточно сил, то могут прорвать 2-ю линию. Средств для отбития штурма у нас почти нет.
Подполковник Поклад. Если мы держимся, то только переводя силы с одного места на другое. Нравственный дух, к сожалению, расшатан даже среди гарнизона...
Полковник Рейс. Основное назначение крепости служить убежищем и базой для Тихоокеанского флота. Роль эту, насколько зависело от гарнизона, крепость выполняла, пока существовал флот, теперь по разным причинам флота более нет, и, следовательно, значение крепости как убежища падает само собой».
Укажите название крепости, отрывок из журнала военного совета которой приведён. Укажите год, в котором происходило данное совещание. Укажите генерала, погибшего при обороне крепости.
Из журнала военного совета крепости.
«Генерал Стессель обратился к присутствующим с предложением высказать своё мнение о возможности и способах дальнейшей обороны крепости в зависимости от изменившейся с падением форта №3 обстановки и действительного состояния крепости. На это было высказано следующее:
Подполковник Дмитревский. Пехоты на позиции остаётся не более 12 тысяч, из коих значительный процент больных. Вполне здоровых, считая все роды оружия, на позиции наберётся едва ли больше 10 тысяч. Санитарное состояние гарнизона весьма плохое. Опыт указывает, что на слабосильных, находящихся в полковых околотках, даже в крайности рассчитывать нельзя.
Японцы ведут правильную осаду, бороться с которой можно только при помощи артиллерии больших калибров, а снарядов таких калибров у нас мало, и, следовательно, противодействовать работам нельзя. Борьба с артиллерией противника также невозможна. Орудия износились. Таким образом, шансы неравны. Задача была отстаивать крепость до выручки. Крепость долго держалась, но теперь она по частям отмирает. Обороняться можно ещё, но сколько времени — неизвестно и зависит от японцев. Они энергично подвозят снаряды и даже подводят войска. Медленной инженерной атаки они могут и не вести, а если есть достаточно сил, то могут прорвать 2-ю линию. Средств для отбития штурма у нас почти нет.
Подполковник Поклад. Если мы держимся, то только переводя силы с одного места на другое. Нравственный дух, к сожалению, расшатан даже среди гарнизона...
Полковник Рейс. Основное назначение крепости служить убежищем и базой для Тихоокеанского флота. Роль эту, насколько зависело от гарнизона, крепость выполняла, пока существовал флот, теперь по разным причинам флота более нет, и, следовательно, значение крепости как убежища падает само собой».
Укажите три причины сдачи крепости, который приводит автор.
Рассмотрите схему и выполните задание.
Укажите имя одного из правителей, изображенных на переднем плане медали. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
Запишите цифру, которой обозначен памятник культуры, созданный в период жизни монарха, изображенного на переднем плане медали в предыдущем задании. В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник культуры. Укажите автора данного памятника культуры.
1) 2) 3) 4)
Прочитайте отрывки из исторических источников и выполните задание.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Встретив нашу организованную противотанковую оборону и понеся значительные потери, немецко-фашистское командование изменило тактику действий... Ударам танков противника теперь часто предшествовали атаки его пехоты, которая стремилась, используя имевшиеся промежутки в нашей обороне, проникать на огневые позиции противотанковой артиллерии и уничтожать орудийные расчеты, чтобы этим обеспечить свободу маневра для своих танков.
Так было на всем Западном фронте, так было и у нас, под Истрой. И нигде эта новая тактика не дала результата, ради которого была задумана. Потери противника в танках продолжали стремительно расти, его танковые дивизии все более теряли свою боеспособность».
Б) «Пока адъютант что-то отвечал мне, я аккуратненько разрезал ножом карту по линии, где кончался тыловой район нашего полка, в трех четырёх километрах позади Крюкова. Закончив, протянул полкарты Сулиме: "Это можете сжечь! Нам не понадобится карта далее Крюкова".
И действительно, дальше Крюкова мы уже не отступили. И хотя тридцатого ноября немцам всё-таки удалось взять село, но это был их последний рывок: они выдохлись и перешли к обороне.
Пятого декабря началось наступление советских войск. Наш полк вёл ожесточённые и кровопролитные бои. Крюково было отбито и стало первой точкой нашего наступления. Наконец-то пришёл этот долгожданный час! Кавалерийская группа Доватора и танковая бригада Катукова умчались вперёд. За ними пошла царица полей — пехота».
Укажите название битвы, о которой идёт речь в обоих представленных отрывках. Назовите кодовое название операции немцев. Почему, согласно одному из отрывков, немцы выдохлись?
В 1917 г. Николай II отрекся от престола. Укажите,
а) причину данного события, связанную с ситуацией в столице.
б) причину данного события, связанную с ситуацией на фронте.
в) причину данного события, связанную с взаимоотношениями Государственной думы и императора.
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Избранная рада». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях во взаимоотношениях Руси и Орды в конце XIII и XIV вв. по какому-либо признаку (признакам) . Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис:___________________________________________________________
Обоснования тезиса:
1) ________________________________________________________________
2) ________________________________________________________________
Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что фавориты в XVIII веке оказывали существенное влияние на политику России и Франции: один аргумент для России и один для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: __________________________________
Аргумент для Франции: _________________________________