Курс по подготовке к ЕГЭ стартует 20 января! Пиши слово «САЙТ» нам в tg и забирай скидку в 2000 рублей

При поддержке
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • Литература
  • Демоверсии от ФИПИ
  • Демоверсия ЕГЭ 2019 - Литература
  • Демоверсия ЕГЭ 2019 - Литература

    В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чём сходство и различие этих произведений со стихотворением А. А. Блока?

     

    Россия
    Опять, как в годы золотые,
    Три стертых треплются шлеи,
    И вязнут спицы расписные
    В расхлябанные колеи…
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые, —
    Как слезы первые любви!
    Тебя жалеть я не умею
    И крест свой бережно несу…
    Какому хочешь чародею
    Отдай разбойную красу!
    Пускай заманит и обманет, —
    Не пропадешь, не сгинешь ты,
    И лишь забота затуманит
    Твои прекрасные черты…
    Ну что ж? Одной заботой боле —
    Одной слезой река шумней
    А ты все та же — лес, да поле,
    Да плат узорный до бровей…
    И невозможное возможно,
    Дорога долгая легка,
    Когда блеснет в дали дорожной
    Мгновенный взор из-под платка,
    Когда звенит тоской острожной
    Глухая песня ямщика!..
     
    А.А. Блок, 1908 г.
    Ответ

    Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов). Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно. Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения. Продумывайте композицию сочинения. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

     

    12.1. Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (По пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

    12.2. Кто из персонажей романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на анализ произведения)

    12.3. Тема родной природы в лирике С. А. Есенина.

    12.4. Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе. (На примере одного-двух произведений 1990-х  — 2000-х годов)

    Ответ

    К какому жанру относится произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети»?

     

    — Вот мы и дома,  — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами.  — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

    — Поесть действительно не худо,  — заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

    — Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее.  — Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами.  — Вот кстати и Прокофьич.

    Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

    — Вот он, Прокофьич,  — начал Николай Петрович,  — приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?

    — В лучшем виде-с,  — проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови.  — На стол накрывать прикажете?  — проговорил он внушительно.

    — Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

    — Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одеженку,  — прибавил он, снимая с себя свой балахон.

    — Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

    — Да, надо почиститься,  — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

    Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями,  — руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

    Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

    — Я уже думал, что вы не приедете сегодня,  — заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы.  — Разве что на дороге случилось?

    — Ничего не случилось,  — отвечал Аркадий,  — так, замешкались немного.

     

    И. С. Тургенев «Отцы и дети»

    Ответ

    Как называется идеология полного отрицания общепринятых ценностей, культивируемая Базаровым и Аркадием Кирсановым?

     

    — Вот мы и дома,  — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами.  — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

    — Поесть действительно не худо,  — заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

    — Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее.  — Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами.  — Вот кстати и Прокофьич.

    Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

    — Вот он, Прокофьич,  — начал Николай Петрович,  — приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?

    — В лучшем виде-с,  — проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови.  — На стол накрывать прикажете?  — проговорил он внушительно.

    — Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

    — Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку,  — прибавил он, снимая с себя свой балахон.

    — Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

    — Да, надо почиститься,  — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

    Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями,  — руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

    Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

    — Я уже думал, что вы не приедете сегодня,  — заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы.  — Разве что на дороге случилось?

    — Ничего не случилось,  — отвечал Аркадий,  — так, замешкались немного.

     

    (И. С. Тургенев, «Отцы и дети»)
    Ответ

    Внутренний и внешний демократизм Базарова созвучен духу описываемой автором эпохи. Укажите фамилию властителя дум революционно-демократической молодежи тех лет  — литературного критика, памяти которого посвящены «Отцы и дети».

     

    — Вот мы и дома,  — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами.  — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

    — Поесть действительно не худо,  — заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

    — Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее.  — Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами.  — Вот кстати и Прокофьич.

    Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

    — Вот он, Прокофьич,  — начал Николай Петрович,  — приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?

    — В лучшем виде-с,  — проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови.  — На стол накрывать прикажете?  — проговорил он внушительно.

    — Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

    — Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку,  — прибавил он, снимая с себя свой балахон.

    — Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

    — Да, надо почиститься,  — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

    Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями,  — руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

    Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

    — Я уже думал, что вы не приедете сегодня,  — заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы.  — Разве что на дороге случилось?

    — Ничего не случилось,  — отвечал Аркадий,  — так, замешкались немного.

     

    (И. С. Тургенев, «Отцы и дети»)
     
    Ответ

    Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. В ответ запишите только цифры в правильном порядке.

    ПЕРСОНАЖИ

    A)  Евгений Базаров

    Б)  Николай Кирсанов

    B)  Павел Кирсанов

    ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

    1)  получает ранение на дуэли

    2)  женится на сестре Одинцовой

    3)  умирает от тяжёлой болезни

    4)  делает Фенечку законной женой

     

    — Вот мы и дома,  — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами.  — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

    — Поесть действительно не худо,  — заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

    — Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее.  — Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами.  — Вот кстати и Прокофьич.

    Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

    — Вот он, Прокофьич,  — начал Николай Петрович,  — приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?

    — В лучшем виде-с,  — проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови.  — На стол накрывать прикажете?  — проговорил он внушительно.

    — Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

    — Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одеженку,  — прибавил он, снимая с себя свой балахон.

    — Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

    — Да, надо почиститься,  — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

    Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями,  — руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

    Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

    — Я уже думал, что вы не приедете сегодня,  — заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы.  — Разве что на дороге случилось?

    — Ничего не случилось,  — отвечал Аркадий,  — так, замешкались немного.

     

    И. С. Тургенев «Отцы и дети»

    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

     

    — Вот мы и дома,  — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами.  — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

    — Поесть действительно не худо,  — заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

    — Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее.  — Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами.  — Вот кстати и Прокофьич.

    Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

    — Вот он, Прокофьич,  — начал Николай Петрович,  — приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?

    — В лучшем виде-с,  — проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови.  — На стол накрывать прикажете?  — проговорил он внушительно.

    — Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

    — Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одеженку,  — прибавил он, снимая с себя свой балахон.

    — Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

    — Да, надо почиститься,  — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

    Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями,  — руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

    Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

    — Я уже думал, что вы не приедете сегодня,  — заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы.  — Разве что на дороге случилось?

    — Ничего не случилось,  — отвечал Аркадий,  — так, замешкались немного.

     

    И. С. Тургенев «Отцы и дети»

    Ответ

    «Отцы и дети» образно и тематически перекликаются с известным произведением И. А. Гончарова, названным по фамилии главного героя. Укажите фамилии двух гончаровских персонажей, один из которых в чём-то внутренне близок Базарову, а другой, подобно старшему Кирсанову, является е го полной противоположностью.

     

    — Вот мы и дома,  — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами.  — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

    — Поесть действительно не худо,  — заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

    — Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее.  — Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами.  — Вот кстати и Прокофьич.

    Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

    — Вот он, Прокофьич,  — начал Николай Петрович,  — приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?

    — В лучшем виде-с,  — проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови.  — На стол накрывать прикажете?  — проговорил он внушительно.

    — Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

    — Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку,  — прибавил он, снимая с себя свой балахон.

    — Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

    — Да, надо почиститься,  — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

    Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями,  — руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

    Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

    — Я уже думал, что вы не приедете сегодня,  — заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы.  — Разве что на дороге случилось?

    — Ничего не случилось,  — отвечал Аркадий,  — так, замешкались немного.

     

    (И. С. Тургенев, «Отцы и дети»)
    Ответ

    Назовите модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из ярких представителей которого являлся А. А. Блок.

     

    Россия

    Опять, как в годы золотые,

    Три стёртых треплются шлеи,

    И вязнут спицы расписные

    В расхлябанные колеи...

     

    Россия, нищая Россия,

    Мне избы серые твои,

    Твои мне песни ветровые, —

    Как слёзы первые любви!

     

    Тебя жалеть я не умею

    И крест свой бережно несу...

    Какому хочешь чародею

    Отдай разбойную красу!

     

    Пускай заманит и обманет, —

    Не пропадёшь, не сгинешь ты,

    И лишь забота затуманит

    Твои прекрасные черты...

     

    Ну что ж? Одной заботой боле —

    Одной слезой река шумней

    А ты всё та же — лес, да поле,

    Да плат узорный до бровей...

     

    И невозможное возможно,

    Дорога долгая легка,

    Когда блеснёт в дали дорожной

    Мгновенный взор из-под платка,

    Когда звенит тоской острожной

    Глухая песня ямщика!..

    А.А. Блок, 1908 год

    Ответ

    Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.

     

    Россия

    Опять, как в годы золотые,

    Три стёртых треплются шлеи,

    И вязнут спицы расписные

    В расхлябанные колеи...

     

    Россия, нищая Россия,

    Мне избы серые твои,

    Твои мне песни ветровые, —

    Как слёзы первые любви!

     

    Тебя жалеть я не умею

    И крест свой бережно несу...

    Какому хочешь чародею

    Отдай разбойную красу!

     

    Пускай заманит и обманет, —

    Не пропадёшь, не сгинешь ты,

    И лишь забота затуманит

    Твои прекрасные черты...

     

    Ну что ж? Одно заботой боле —

    Одной слезой река шумней

    А ты всё та же — лес, да поле,

    Да плат узорный до бровей...

     

    И невозможное возможно,

    Дорога долгая легка,

    Когда блеснёт в дали дорожной

    Мгновенный взор из-под платка,

    Когда звенит тоской острожной

    Глухая песня ямщика!..

    А. А. Блок, 1908

    Ответ

    Из третьей строфы выпишите эпитет, являющийся одной из характеристик центрального образа стихотворения А. А. Блока.

     
    Россия

    Опять, как в годы золотые,

    Три стёртых треплются шлеи,

    И вязнут спицы расписные

    В расхлябанные колеи...

     

    Россия, нищая Россия,

    Мне избы серые твои,

    Твои мне песни ветровые, —

    Как слёзы первые любви!

     

    Тебя жалеть я не умею

    И крест свой бережно несу...

    Какому хочешь чародею

    Отдай разбойную красу!

     

    Пускай заманит и обманет, —

    Не пропадёшь, не сгинешь ты,

    И лишь забота затуманит

    Твои прекрасные черты...

     

    Ну что ж? Одно заботой боле —

    Одной слезой река шумней

    А ты всё та же — лес, да поле,

    Да плат узорный до бровей...

     

    И невозможное возможно,

    Дорога долгая легка,

    Когда блеснёт в дали дорожной

    Мгновенный взор из-под платка,

    Когда звенит тоской острожной

    Глухая песня ямщика!..

    А.А. Блок, 1908 год

    Ответ

    Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1)  гипербола

    2)  инверсия

    3)  ирония

    4)  повтор

    5)  сравнение

     

    Россия

    Опять, как в годы золотые,

    Три стёртых треплются шлеи,

    И вязнут спицы расписные

    В расхлябанные колеи...

     

    Россия, нищая Россия,

    Мне избы серые твои,

    Твои мне песни ветровые, —

    Как слёзы первые любви!

     

    Тебя жалеть я не умею

    И крест свой бережно несу...

    Какому хочешь чародею

    Отдай разбойную красу!

     

    Пускай заманит и обманет, —

    Не пропадёшь, не сгинешь ты,

    И лишь забота затуманит

    Твои прекрасные черты...

     

    Ну что ж? Одно заботой боле —

    Одной слезой река шумней

    А ты всё та же — лес, да поле,

    Да плат узорный до бровей...

     

    И невозможное возможно,

    Дорога долгая легка,

    Когда блеснёт в дали дорожной

    Мгновенный взор из-под платка,

    Когда звенит тоской острожной

    Глухая песня ямщика!..

    А.А. Блок, 1908 год

    Ответ

    Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1)  гипербола

    2)  инверсия

    3)  ирония

    4)  повтор

    5)  сравнение

     

    Россия
     
    Опять, как в годы золотые,
    Три стертых треплются шлеи,
    И вязнут спицы расписные
    В расхлябанные колеи…
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые, —
    Как слезы первые любви!
    Тебя жалеть я не умею
    И крест свой бережно несу…
    Какому хочешь чародею
    Отдай разбойную красу!
    Пускай заманит и обманет, —
    Не пропадешь, не сгинешь ты,
    И лишь забота затуманит
    Твои прекрасные черты…
    Ну что ж? Одной заботой боле —
    Одной слезой река шумней
    А ты все та же — лес, да поле,
    Да плат узорный до бровей…
    И невозможное возможно,
    Дорога долгая легка,
    Когда блеснет в дали дорожной
    Мгновенный взор из-под платка,
    Когда звенит тоской острожной
    Глухая песня ямщика!..
     
    А.А. Блок, 1908 г.
    Ответ

    Укажите размер, которым написано стихотворение А. А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).

     

    Россия
     
    Опять, как в годы золотые,
    Три стертых треплются шлеи,
    И вязнут спицы расписные
    В расхлябанные колеи…
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые, —
    Как слезы первые любви!
    Тебя жалеть я не умею
    И крест свой бережно несу…
    Какому хочешь чародею
    Отдай разбойную красу!
    Пускай заманит и обманет, —
    Не пропадешь, не сгинешь ты,
    И лишь забота затуманит
    Твои прекрасные черты…
    Ну что ж? Одной заботой боле —
    Одной слезой река шумней
    А ты все та же — лес, да поле,
    Да плат узорный до бровей…
    И невозможное возможно,
    Дорога долгая легка,
    Когда блеснет в дали дорожной
    Мгновенный взор из-под платка,
    Когда звенит тоской острожной
    Глухая песня ямщика!..
     
    А.А. Блок, 1908 г.
    Ответ

    Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

     

    — Вот мы и дома,  — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами.  — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

    — Поесть действительно не худо,  — заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

    — Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее.  — Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами.  — Вот кстати и Прокофьич.

    Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

    — Вот он, Прокофьич,  — начал Николай Петрович,  — приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?

    — В лучшем виде-с,  — проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови.  — На стол накрывать прикажете?  — проговорил он внушительно.

    — Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

    — Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку,  — прибавил он, снимая с себя свой балахон.

    — Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

    — Да, надо почиститься,  — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

    Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями,  — руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

    Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

    — Я уже думал, что вы не приедете сегодня,  — заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы.  — Разве что на дороге случилось?

    — Ничего не случилось,  — отвечал Аркадий,  — так, замешкались немного.

     

    (И. С. Тургенев, «Отцы и дети»)
    Ответ

    В каких произведениях русской классики отображены взаимоотношения представителей разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

     

    — Вот мы и дома,  — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами.  — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

    — Поесть действительно не худо,  — заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

    — Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее.  — Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами.  — Вот кстати и Прокофьич.

    Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

    — Вот он, Прокофьич,  — начал Николай Петрович,  — приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?

    — В лучшем виде-с,  — проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови.  — На стол накрывать прикажете?  — проговорил он внушительно.

    — Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

    — Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку,  — прибавил он, снимая с себя свой балахон.

    — Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

    — Да, надо почиститься,  — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

    Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями,  — руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

    Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

    — Я уже думал, что вы не приедете сегодня,  — заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы.  — Разве что на дороге случилось?

    — Ничего не случилось,  — отвечал Аркадий,  — так, замешкались немного.

     

    (И. С. Тургенев, «Отцы и дети»)
    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?

     

    Россия
     
    Опять, как в годы золотые,
    Три стертых треплются шлеи,
    И вязнут спицы расписные
    В расхлябанные колеи…
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые, —
    Как слезы первые любви!
    Тебя жалеть я не умею
    И крест свой бережно несу…
    Какому хочешь чародею
    Отдай разбойную красу!
    Пускай заманит и обманет, —
    Не пропадешь, не сгинешь ты,
    И лишь забота затуманит
    Твои прекрасные черты…
    Ну что ж? Одной заботой боле —
    Одной слезой река шумней
    А ты все та же — лес, да поле,
    Да плат узорный до бровей…
    И невозможное возможно,
    Дорога долгая легка,
    Когда блеснет в дали дорожной
    Мгновенный взор из-под платка,
    Когда звенит тоской острожной
    Глухая песня ямщика!..
     
    А.А. Блок, 1908 г.
    Ответ

    Результаты тренировки
    Решено заданий 0
    Выполнено верно 0
    Выполнено частично верно 0
    Ошибки 0
    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr