Курс по подготовке к ЕГЭ стартует 20 января! Пиши слово «САЙТ» нам в tg и забирай скидку в 2000 рублей

При поддержке
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • Литература
  • Варианты от С.А. Зинина 2025
  • Вариант 4 - Литература
  • Вариант 4 - Литература

    В авторских оценках, сопровождающих повествование, сквозит авторская насмешка. Каким термином она обозначается?

    Текст произведения

    Жил-был на свете дурак.

    Долгое время он жил припеваючи; но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца.

    Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?

    Внезапная мысль озарила наконец его темный умишко… И он, нимало не медля, привел ее в исполнение.

    Встретился ему на улице знакомый — и принялся хвалить известного живописца…

    — Помилуйте! — воскликнул дурак. — Живописец этот давно сдан в архив… Вы этого не знаете? Я от вас этого не ожидал… Вы — отсталый человек.

    Знакомый испугался — и тотчас согласился с дураком.

    — Какую прекрасную книгу я прочел сегодня! — говорил ему другой знакомый.

    — Помилуйте! — воскликнул дурак. — Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится; все на нее давно махнули рукою. Вы этого не знаете? Вы — отсталый человек.

    И этот знакомый испугался — и согласился с дураком.

    — Что за чудесный человек мой друг N. N.! — говорил дураку третий знакомый. — Вот истинно благородное существо!

    — Помилуйте! — воскликнул дурак. — N. N. — заведомый подлец! Родню всю ограбил. Кто ж этого не знает? Вы — отсталый человек!

    Третий знакомый тоже испугался — и согласился с дураком, отступился от друга.

    И кого бы, что бы ни хвалили при дураке — у него на всё была одна отповедь.

    Разве иногда прибавит с укоризной:

    — А вы всё еще верите в авторитеты?

    — Злюка! Желчевик! — начинали толковать о дураке его знакомые. — Но какая голова!

    — И какой язык! — прибавляли другие. — О, да он талант!

    Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать у него критическим отделом.

    И дурак стал критиковать всё и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний.

    Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, — сам авторитет — и юноши перед ним благоговеют и боятся его.

    Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть… но тут, поди, не возблагоговей — в отсталые люди попадаешь!

    Житье дуракам между трусами.

     

    И.С. Тургенев, "Дурак"

    Ответ

    Установите соответсвие между произведениями, обнажающими, подобно "Дураку", человеческие пороки, и их авторами: к каждой позиции первого столбца подберите соответсвующую позицию из второго столбца.

     

    ПРОИЗВЕДЕНИЯ АВТОРЫ
    А) "Дикий помещик" 1) А.П. Чехов
    Б) "Хамелеон" 2) Н.В. Гоголь
    В) "Мёртвые души" 3) А.С. Грибоедов
      4) М.Е. Салтыков-Щедрин

     

    Текст произведения

    Жил-был на свете дурак.

    Долгое время он жил припеваючи; но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца.

    Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?

    Внезапная мысль озарила наконец его темный умишко… И он, нимало не медля, привел ее в исполнение.

    Встретился ему на улице знакомый — и принялся хвалить известного живописца…

    — Помилуйте! — воскликнул дурак. — Живописец этот давно сдан в архив… Вы этого не знаете? Я от вас этого не ожидал… Вы — отсталый человек.

    Знакомый испугался — и тотчас согласился с дураком.

    — Какую прекрасную книгу я прочел сегодня! — говорил ему другой знакомый.

    — Помилуйте! — воскликнул дурак. — Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится; все на нее давно махнули рукою. Вы этого не знаете? Вы — отсталый человек.

    И этот знакомый испугался — и согласился с дураком.

    — Что за чудесный человек мой друг N. N.! — говорил дураку третий знакомый. — Вот истинно благородное существо!

    — Помилуйте! — воскликнул дурак. — N. N. — заведомый подлец! Родню всю ограбил. Кто ж этого не знает? Вы — отсталый человек!

    Третий знакомый тоже испугался — и согласился с дураком, отступился от друга. И кого бы, что бы ни хвалили при дураке — у него на всё была одна отповедь.

    Разве иногда прибавит с укоризной:

    — А вы всё еще верите в авторитеты?

    — Злюка! Желчевик! — начинали толковать о дураке его знакомые. — Но какая голова!

    — И какой язык! — прибавляли другие. — О, да он талант!

    Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать у него критическим отделом.

    И дурак стал критиковать всё и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний.

    Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, — сам авторитет — и юноши перед ним благоговеют и боятся его.

    Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть… но тут, поди, не возблагоговей — в отсталые люди попадаешь!

    Житье дуракам между трусами.

     

    И.С. Тургенев "Дурак" 

    Ответ

    Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два литературных термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 

     

    "Дурак" И.С. Тургенева входит в цикл "Стихотворения в __________" и явялет собой яркую уничтожающую __________ на общественные нравы.

     

    Текст произведения
    Жил-был на свете дурак.
    Долгое время он жил припеваючи; но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца.
    Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?
    Внезапная мысль озарила наконец его темный умишко… И он, нимало не медля, привел ее в исполнение.
    Встретился ему на улице знакомый — и принялся хвалить известного живописца…
    — Помилуйте! — воскликнул дурак. — Живописец этот давно сдан в архив… Вы этого не знаете? Я от вас этого не ожидал… Вы — отсталый человек.
    Знакомый испугался — и тотчас согласился с дураком.
    — Какую прекрасную книгу я прочел сегодня! — говорил ему другой знакомый.
    — Помилуйте! — воскликнул дурак. — Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится; все на нее давно махнули рукою. Вы этого не знаете? Вы — отсталый человек.
    И этот знакомый испугался — и согласился с дураком.
    — Что за чудесный человек мой друг N. N.! — говорил дураку третий знакомый. — Вот истинно благородное существо!
    — Помилуйте! — воскликнул дурак. — N. N. — заведомый подлец! Родню всю ограбил. Кто ж этого не знает? Вы — отсталый человек!
    Третий знакомый тоже испугался — и согласился с дураком, отступился от друга. И кого бы, что бы ни хвалили при дураке — у него на всё была одна отповедь.
    Разве иногда прибавит с укоризной:
    — А вы всё еще верите в авторитеты?
    — Злюка! Желчевик! — начинали толковать о дураке его знакомые. — Но какая голова!
    — И какой язык! — прибавляли другие. — О, да он талант!
    Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать у него критическим отделом.
    И дурак стал критиковать всё и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний.
    Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, — сам авторитет — и юноши перед ним благоговеют и боятся его.
    Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть… но тут, поди, не возблагоговей — в отсталые люди попадаешь!
    Житье дуракам между трусами.

    И. С. Тургенев "Дурак" 

    Ответ

    Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

     

    4.1. Как авторский вывод, звучащий в финал произведения, подтверждается его содержанием?

    4.2. Почему герой тургеневского произведения не имеет имени?

     

    Текст произведения

    Жил-был на свете дурак.

    Долгое время он жил припеваючи; но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца.

    Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?

    Внезапная мысль озарила наконец его темный умишко… И он, нимало не медля, привел ее в исполнение.

    Встретился ему на улице знакомый — и принялся хвалить известного живописца…

    — Помилуйте! — воскликнул дурак. — Живописец этот давно сдан в архив… Вы этого не знаете? Я от вас этого не ожидал… Вы — отсталый человек.

    Знакомый испугался — и тотчас согласился с дураком.

    — Какую прекрасную книгу я прочел сегодня! — говорил ему другой знакомый.

    — Помилуйте! — воскликнул дурак. — Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится; все на нее давно махнули рукою. Вы этого не знаете? Вы — отсталый человек.

    И этот знакомый испугался — и согласился с дураком.

    — Что за чудесный человек мой друг N. N.! — говорил дураку третий знакомый. — Вот истинно благородное существо!

    — Помилуйте! — воскликнул дурак. — N. N. — заведомый подлец! Родню всю ограбил. Кто ж этого не знает? Вы — отсталый человек!

    Третий знакомый тоже испугался — и согласился с дураком, отступился от друга. И кого бы, что бы ни хвалили при дураке — у него на всё была одна отповедь.

    Разве иногда прибавит с укоризной:

    — А вы всё еще верите в авторитеты?

    — Злюка! Желчевик! — начинали толковать о дураке его знакомые. — Но какая голова!

    — И какой язык! — прибавляли другие. — О, да он талант!

    Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать у него критическим отделом.

    И дурак стал критиковать всё и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний.

    Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, — сам авторитет — и юноши перед ним благоговеют и боятся его.

    Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть… но тут, поди, не возблагоговей — в отсталые люди попадаешь!

    Житье дуракам между трусами.

     

    И.С. Тургенев "Дурак" 

    Ответ

    В БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 запишите номер задания 5. Сопоставьте в ЗАДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ АНАЛИЗА приведённый фрагмент произведения (или его полный текст) с указанным в задании произведением. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Ответ проиллюстрируйте текстами обоих произведений, привлекая каждый из них на уровне анализа. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

     

    Опираясь на приведённое произведение, сопоставьте героя тергеневского "Дурака" с Органчиком из "Истории одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина. Что сближает этих персонажей?

     

    Текст произведения

    Жил-был на свете дурак.

    Долгое время он жил припеваючи; но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца.

    Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?

    Внезапная мысль озарила наконец его темный умишко… И он, нимало не медля, привел ее в исполнение.

    Встретился ему на улице знакомый — и принялся хвалить известного живописца…

    — Помилуйте! — воскликнул дурак. — Живописец этот давно сдан в архив… Вы этого не знаете? Я от вас этого не ожидал… Вы — отсталый человек.

    Знакомый испугался — и тотчас согласился с дураком.

    — Какую прекрасную книгу я прочел сегодня! — говорил ему другой знакомый.

    — Помилуйте! — воскликнул дурак. — Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится; все на нее давно махнули рукою. Вы этого не знаете? Вы — отсталый человек.

    И этот знакомый испугался — и согласился с дураком.

    — Что за чудесный человек мой друг N. N.! — говорил дураку третий знакомый. — Вот истинно благородное существо!

    — Помилуйте! — воскликнул дурак. — N. N. — заведомый подлец! Родню всю ограбил. Кто ж этого не знает? Вы — отсталый человек!

    Третий знакомый тоже испугался — и согласился с дураком, отступился от друга. И кого бы, что бы ни хвалили при дураке — у него на всё была одна отповедь.

    Разве иногда прибавит с укоризной:

    — А вы всё еще верите в авторитеты?

    — Злюка! Желчевик! — начинали толковать о дураке его знакомые. — Но какая голова!

    — И какой язык! — прибавляли другие. — О, да он талант!

    Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать у него критическим отделом.

    И дурак стал критиковать всё и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний.

    Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, — сам авторитет — и юноши перед ним благоговеют и боятся его.

    Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть… но тут, поди, не возблагоговей — в отсталые люди попадаешь!

    Житье дуракам между трусами.

     

    И.С. Тургенев "Дурак" 

    Ответ

    Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два литературных термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
     
    Стихотворение А. Белого "Любовь" состоит из четырёх ________ и написано традиционным размером - _______________.
     
    Любовь
     
    Был тихий час. У ног шумел прибой.
    Ты улыбнулась, молвив на прощанье:
    «Мы встретимся… До нового свиданья…»
    То был обман. И знали мы с тобой,
     
    что навсегда в тот вечер мы прощались.
    Пунцовым пламенем зарделись небеса.
    На корабле надулись паруса.
    Над морем крики чаек раздавались.
     
    Я вдаль смотрел, щемящей грусти полн.
    Мелькал корабль, с зарею уплывавший
    средь нежных, изумрудно-пенных волн,
    как лебедь белый, крылья распластавший.
     
    И вот его в безбрежность унесло.
    На фоне неба бледно-золотистом
    вдруг облако туманное взошло
    и запылало ярким аметистом.
     
    А. Белый, 1901 г.
    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr
    Как называются образные определения, служащие средством художественной выразительности? ("изумрудно-пенных волн", "облако туманное")
     
    Любовь
     
    Был тихий час. У ног шумел прибой.
    Ты улыбнулась, молвив на прощанье:
    «Мы встретимся… До нового свиданья…»
    То был обман. И знали мы с тобой,
     
    что навсегда в тот вечер мы прощались.
    Пунцовым пламенем зарделись небеса.
    На корабле надулись паруса.
    Над морем крики чаек раздавались.
     
    Я вдаль смотрел, щемящей грусти полн.
    Мелькал корабль, с зарею уплывавший
    средь нежных, изумрудно-пенных волн,
    как лебедь белый, крылья распластавший.
     
    И вот его в безбрежность унесло.
    На фоне неба бледно-золотистом
    вдруг облако туманное взошло
    и запылало ярким аметистом.
     
    А. Белый, 1901 г.
    Ответ

    Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

     

    1) неологизм
    2) риторический вопрос
    3) гротеск
    4) инверсия
    5) сравнение
    6) архаизм
    7) метонимия

     

    Любовь
     
    Был тихий час. У ног шумел прибой.
    Ты улыбнулась, молвив на прощанье:
    «Мы встретимся… До нового свиданья…»
    То был обман. И знали мы с тобой,
     
    что навсегда в тот вечер мы прощались.
    Пунцовым пламенем зарделись небеса.
    На корабле надулись паруса.
    Над морем крики чаек раздавались.
     
    Я вдаль смотрел, щемящей грусти полн.
    Мелькал корабль, с зарею уплывавший
    средь нежных, изумрудно-пенных волн,
    как лебедь белый, крылья распластавший.
     
    И вот его в безбрежность унесло.
    На фоне неба бледно-золотистом
    вдруг облако туманное взошло
    и запылало ярким аметистом.
     
    А. Белый, 1901 г.
    Ответ

    Выберите ОДНО из заданий (9.1 или 9.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Дайте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Ответ проиллюстрируйте текстом стихотворения, привлекая его на уровне анализа. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
     
    9.1. На какие смысловые части делится стихотворение А.Белого "Любовь"?
    9.2. Как цветовая гамма стихотворения передаёт внутреннее состояние лирического героя?
     
    Любовь
     
    Был тихий час. У ног шумел прибой.
    Ты улыбнулась, молвив на прощанье:
    «Мы встретимся… До нового свиданья…»
    То был обман. И знали мы с тобой,
     
    что навсегда в тот вечер мы прощались.
    Пунцовым пламенем зарделись небеса.
    На корабле надулись паруса.
    Над морем крики чаек раздавались.
     
    Я вдаль смотрел, щемящей грусти полн.
    Мелькал корабль, с зарею уплывавший
    средь нежных, изумрудно-пенных волн,
    как лебедь белый, крылья распластавший.
     
    И вот его в безбрежность унесло.
    На фоне неба бледно-золотистом
    вдруг облако туманное взошло
    и запылало ярким аметистом.
     
    А. Белый, 1901 г.
    Ответ

    В БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 запишите номер задания 10. Выберите ОДНО опубликованное стихотворение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст, а также к произведениям со спорной принадлежностью к художественной литературе).

    Сформулируйте прямой связный ответ в объёме 5–10 предложений:

    1) ОБЯЗАТЕЛЬНО укажите название выбранного стихотворения и фамилию автора;

    2) сопоставьте оба стихотворения в заданном направлении анализа: выявите сходство ИЛИ различие обоих произведений.

    Ответ проиллюстрируйте текстами выбранного и предложенного стихотворений, привлекая каждый из них на уровне анализа. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

     

    Назовите стихотворение отечественного или заруежного поэта (с указанием автора), посвящённое теме любви. Сопоставьте выбранное Вами произведение со стихотворением А.Белого в указанном направлении анализа.

     

    Любовь
     
    Был тихий час. У ног шумел прибой.
    Ты улыбнулась, молвив на прощанье:
    «Мы встретимся… До нового свиданья…»
    То был обман. И знали мы с тобой,
     
    что навсегда в тот вечер мы прощались.
    Пунцовым пламенем зарделись небеса.
    На корабле надулись паруса.
    Над морем крики чаек раздавались.
     
    Я вдаль смотрел, щемящей грусти полн.
    Мелькал корабль, с зарею уплывавший
    средь нежных, изумрудно-пенных волн,
    как лебедь белый, крылья распластавший.
     
    И вот его в безбрежность унесло.
    На фоне неба бледно-золотистом
    вдруг облако туманное взошло
    и запылало ярким аметистом.
     
    А. Белый, 1901 г.
    Ответ

    Выберите только ОДНУ из двух предложенных тем сочинений и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности. Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).

     

    11.1. В чём своеобразие звучания темы поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина? (На примере не менее трёх стихотворений.)

    11.2. В чём состоит драматизм звучания поэзии Ф.И. Тютчева? (На примере не менее трёх стихотворений.)

    11.3. Почему драму М.Горького "На дне" называли "пьесой-буревестником"?

    11.4. Герои и антигерои в отечественной литературе. (На примере одного из писателей: М.Ю. Лермонтова, А.Н. Островского, А.И. Солженицына.)

    11.5. Какие режиссёрские решения можно предложить при поставновке одной из ключевых сцен пьесы А.П. Чехова "Вишнёвый сад"? (С опорой на текст произведения.)

    Ответ

    Результаты тренировки
    Решено заданий 0
    Выполнено верно 0
    Выполнено частично верно 0
    Ошибки 0
    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr