Новая Школа - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ
При поддержке
Тренировки Пробники Статистика Учебник Об экзамене Учительская
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • Тренажёр ЕГЭ по Литературе
  • Список заданий
  • Тренажёр ЕГЭ Литература

    Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

     

    4.1.  В чём необычность любовной истории, звучащей из уст героя?

    4.2.  Что указывает на принадлежность героев к эпохе Серебряного века?

     

    Каждый вечер мчал меня в этот час на вытягивающемся рысаке мой кучер  — от Красных ворот к храму Христа Спасителя: она жила против него; каждый вечер я возил её обедать в «Прагу», в «Эрмитаж», в «Метрополь», после обеда в театры, на концерты, а там к «Яру», в «Стрельну»... Чем всё это должно кончиться, я не знал и старался не думать, не додумывать: было бесполезно  — так же, как говорить с ней о б этом: о на раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем; она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней отношения  — совсем близки мы всё ещё не были; и всё это без конца держало меня в неразрешающемся напряжении, в мучительном ожидании  — и вместе с тем был я несказанно счастлив каждым часом, проведённым возле неё.

    Она зачем-то училась на курсах, довольно редко посещала их, но посещала. Я как-то спросил: «Зачем?» Она пожала плечом: «А зачем всё делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках? Кроме того, меня интересует история...» Жила она одна,  — вдовый отец её, просвещённый человек знатного купеческого рода, жил на покое в Твери, что-то, как все такие купцы, собирал. В доме против храма Спасителя она снимала ради вида на Москву угловую квартиру на пятом этаже, всего две комнаты, но просторные и хорошо обставленные. В первой много места занимал широкий турецкий диван, стояло дорогое пианино, на котором она всё разучивала медленное, сомнамбулически прекрасное начало «Лунной сонаты»,  — только одно начало,  — на пианино и на подзеркальнике цвели в гранёных вазах нарядные цветы,  — по моему приказу ей доставляли каждую субботу свежие,  — и когда я приезжал к ней в субботний вечер, она, лёжа на диване, над которым зачем-то висел портрет босого Толстого, не спеша протягивала мне для поцелуя руку и рассеянно говорила: «Спасибо за цветы...» Я привозил ей коробки шоколаду, новые книги  — Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского,  — и получал всё то же «спасибо» и протянутую тёплую руку, иногда приказание сесть возле дивана, не снимая пальто. «Непонятно почему,  — говорила она в раздумье, гладя мой бобровый воротник,  — но, кажется, ничего не может быть лучше запаха зимнего воздуха, с которым входишь со двора в комнату...» Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя всё-таки цветы были у неё любимые и нелюбимые, все книги, какие я ей привозил, она всегда прочитывала, шоколаду съедала за день целую коробку, за обедами и ужинами ела не меньше меня, любила расстегаи с налимьей ухой, розовых рябчиков в крепко прожаренной сметане, иногда говорила: «Не понимаю, как это не надоест людям всю жизнь, каждый день обедать, ужинать»,  — но сама и обедала и ужинала с московским пониманием дела. Явной слабостью её была только хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех...

    Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами. Я, будучи родом из Пензенской губернии, был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив», как сказал мне однажды один знаменитый актёр, чудовищно толстый человек, великий обжора и умница. «Чёрт вас знает, кто вы, сицилианец какой-то»,  — сказал он сонно; и характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке. А у неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как чёрный соболий мех, брови, чёрные, как бархатный уголь, глаза…

    (И. А. Бунин, «Чистый понедельник»)

    Ответ

    Боишься не поступить на бюджет?

    С нами ты поступишь в ВУЗ мечты или мы вернём деньги за обучение!

    За ручку доведем тебя до выхода приказа о зачислении
    Готовим к ЕГЭ по всем предметам
    Подписываем договор, по которому гарантируем, что подготовим на бюджет
    Скорее узнай подробности у менеджера
    Хочу на бюджет!

    Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в ответе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

     

    5. 1. Показывает ли данный фрагмент раскаяние Простаковой в содеянном?

     

    5. 2. В. Г. Маранцман отмечал, что Простакова ведет себя безрассудно и оказывается игрушкой собственных страстей. Согласитесь или опровергните данную точку зрения, опираясь на приведённый фрагмент.

     

    Г‑жа Простакова. Простил! Ах, батюшка!… Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки.

    Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?

    Г‑жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?

    Правдин. А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?

    Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?

    Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.

    Г‑жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?

    Стародум. Мастерица толковать указы!

    Г‑жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову… (Порывается идти.)

    Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.

    Простаков. А! До чего мы дожили!

    Г‑жа Простакова. Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа…

    Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову) Подите.

    Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка?

    Г‑жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно!

    Скотинин. Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову.

    Г‑жа Простакова. Все теряю! Совсем погибаю!

    Ответ

    Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в ответе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

     

    5.1. Как в данном фрагменте показано неоднозначное авторское отношение к Игорю?

     

    5.2. Д. С. Лихачёв отмечал: «Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к Родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы». Согласитесь или опровергните данную точку зрения, опираясь на приведённый фрагмент.

     

    Часть 1

    1

     

    Игорь-князь с могучею дружиной

    Мила брата Всеволода ждет.

    Молвит буй-тур Всеволод: "Единый

    Ты мне брат, мой Игорь, и оплот!

    Дети Святослава мы с тобою,

    Так седлай же борзых коней, брат!

    А мои, давно готовы к бою,

    Возле Курска под седлом стоят".

     

    2

     

       А куряне славные -

       Витязи исправные:

       Родились под трубами,

       Росли под шеломами,

       Выросли, как воины,

       С конца копья вскормлены.

       Все пути им ведомы,

       Все яруги знаемы,

       Луки их натянуты,

       Колчаны отворены,

       Сабли их наточены,

       Шеломы позолочены.

       Сами скачут по полю волками

     

    И, всегда готовые к борьбе,

    Добывают острыми мечами

    Князю - славы, почестей - себе!

     

    3

     

    Но, взглянув на солнце в этот день,

    Подивился Игорь на светило:

    Середь бела дня ночная тень

    Ополченья русские покрыла.

    И, не зная, что сулит судьбина,

    Князь промолвил: "Братья и дружина!

    Лучше быть убиту от мечей,

    Чем от рук поганых полонену!

    Сядем, братья, на лихих коней

    Да посмотрим синего мы Дону!"

    Вспала князю эта мысль на ум -

    Искусить неведомого края,

    И сказал он, полон ратных дум,

    Знаменьем небес пренебрегая:

    "Копие хочу я преломить

    В половецком поле незнакомом,

    С вами, братья, голову сложить

    Либо Дону зачерпнуть шеломом!"

     

    4

     

    Игорь-князь во злат стремень вступает,

    В чистое он поле выезжает.

    Солнце тьмою путь ему закрыло,

    Ночь грозою птиц перебудила,

    Свист зверей несется, полон гнева,

    Кличет Див над ним с вершины древа,

    Кличет Див, как половец в дозоре,

    За Сулу, за Сурож, на Поморье,

    Корсуню и всей округе ханской,

    И тебе, болван тмутороканский!

     

    5

     

    И бегут, заслышав о набеге,

    Половцы сквозь степи и яруги,

    И скрипят их старые телеги,

    Голосят, как лебеди в испуге.

    Игорь к Дону движется с полками,

    А беда несется вслед за ним:

    Птицы, поднимаясь над дубами,

    Реют с криком жалобным своим,

    По оврагам волки завывают,

    Крик орлов доносится из мглы -

    Знать, на кости русские скликают

    Зверя кровожадные орлы;

    На щиты червленые лисица

    Дико брешет в сумраке ночном...

     

       О Русская земля!

       Ты уже за холмом.

     

    Ответ

    Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в ответе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

     

    5.1. Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками?

    5.2. В чём смысл сравнения, которое использует в своей речи Сатин: «Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету»?

     

    Сатин. Оставь их, Барон! К черту!.. Пускай кричат... разбивают себе головы... пускай! Смысл тут есть!.. Не мешай человеку, как говорил старик... Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей...

    Клещ. Поманил их куда-то... а сам — дорогу не сказал...

    Барон. Старик — шарлатан...

    Настя. Врешь! Ты сам — шарлатан!

    Барон. Цыц, леди!

    Клещ. Правды он... не любил, старик-то... Очень против правды восставал... так и надо! Верно — какая тут правда? И без нее — дышать нечем... Вон князь... руку-то раздавил на работе... отпилить напрочь руку-то придется, слышь... вот те и правда!

    Сатин (ударяя кулаком по столу). Молчать! Вы — все — скоты! Дубье... молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, — всех хуже!.. Ты — ничего не понимаешь... и — врешь! Старик — не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал... вы — нет! Вы — тупы, как кирпичи... Я — понимаю старика... да! Он врал... но — это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... я — знаю! я — читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего... и обвиняет умирающих с голода... Я — знаю ложь! Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие — прикрываются ею... А кто — сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека!

    Барон. Браво! Прекрасно сказано! Я — согласен! Ты говоришь... как порядочный человек!

    Сатин. Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди... говорят, как шулера? Да... я много позабыл, но — еще кое-что знаю! Старик? Он — умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету... Выпьем, за его здоровье! Наливай...

    Настя наливает стакан пива и дает Сатину.

    (Усмехаясь.) Старик живет из себя... он на все смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед! зачем живут люди?»... (Стараясь говорить голосом Луки и подражая его манерам.) «А — для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и всё — хлам-народ... И вот от них рождается столяр... такой столяр, какого подобного и не видала земля, — всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает... и сразу дело на двадцать лет вперед двигает... Так же и все другие... слесаря, там... сапожники и прочие рабочие люди... и все крестьяне... и даже господа — для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет... а может, и больше — для лучшего человека живут!»

    Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары.

    «Все милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо... неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?.. Особливо же деток надо уважать... ребятишек! Ребятишкам — простор надобен! Деткам-то жить не мешайте... Деток уважьте!» (Смеется тихо.)

    Пауза.

    Барон (задумчиво). Мм-да... для лучшего? Это... напоминает наше семейство... Старая фамилия... времен Екатерины... дворяне... вояки!.. выходцы из Франции... Служили, поднимались всё выше... При Николае Первом дед мой, Густав Дебиль... занимал высокий пост... богатство... сотни крепостных... лошади... повара...

    Настя. Врешь! Не было этого!

    Барон (вскакивая). Что-о? Н-ну... дальше?!

    Настя. Не было этого!

    Барон (кричит). Дом в Москве! Дом в Петербурге! Кареты... кареты с гербами!

    Клещ берет гармонию, встает и отходит в сторону, откуда наблюдает за сценой.

    Настя. Не было!

    Барон. Цыц! Я говорю... десятки лакеев!..

    Настя (с наслаждением). Н-не было!

    Барон. Убью!

    Настя (приготовляясь бежать). Не было карет!

    Сатин. Брось, Настёнка! Не зли его...

    Барон. Подожди... ты, дрянь! Дед мой...

    Настя. Не было деда! Ничего не было!

    Сатин хохочет.
    М. Горький "На дне", действие четвёртое
    Ответ

    Боишься не поступить на бюджет?

    С нами ты поступишь в ВУЗ мечты или мы вернём деньги за обучение!

    За ручку доведем тебя до выхода приказа о зачислении
    Готовим к ЕГЭ по всем предметам
    Подписываем договор, по которому гарантируем, что подготовим на бюджет
    Скорее узнай подробности у менеджера
    Хочу на бюджет!

    Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в ответе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

    5.1 Как в приведенном фрагменте раскрывается романтическая натура главного героя?

    5.2 Какую роль в жизни Мцыри играет природа?

    20
    Я вышел из лесу. И вот
    Проснулся день, и хоровод
    Светил напутственных исчез
    В его лучах. Туманный лес
    Заговорил. Вдали аул
    Куриться начал. Смутный гул
    В долине с ветром пробежал…
    Я сел и вслушиваться стал;
    Но смолк он вместе с ветерком.
    И кинул взоры я кругом:
    Тот край, казалось, мне знаком.
    И страшно было мне, понять
    Не мог я долго, что опять
    Вернулся я к тюрьме моей;
    Что бесполезно столько дней
    Я тайный замысел ласкал,
    Терпел, томился и страдал,
    И все зачем?.. Чтоб в цвете лет,
    Едва взглянув на божий свет,
    При звучном ропоте дубрав
    Блаженство вольности познав,
    Унесть в могилу за собой
    Тоску по родине святой,
    Надежд обманутых укор
    И вашей жалости позор!..
    Еще в сомненье погружен,
    Я думал — это страшный сон…
    Вдруг дальний колокола звон
    Раздался снова в тишине —
    И тут все ясно стало мне…
    О, я узнал его тотчас!
    Он с детских глаз уже не раз
    Сгонял виденья снов живых
    Про милых ближних и родных,
    Про волю дикую степей,
    Про легких, бешеных коней,
    Про битвы чудные меж скал,
    Где всех один я побеждал!..
    И слушал я без слез, без сил.
    Казалось, звон тот выходил
    Из сердца — будто кто-нибудь
    Железом ударял мне в грудь.
    И смутно понял я тогда,
    Что мне на родину следа
    Не проложить уж никогда.
    21
    Да, заслужил я жребий мой!
    Могучий конь, в степи чужой,
    Плохого сбросив седока,
    На родину издалека
    Найдет прямой и краткий путь…
    Что я пред ним? Напрасно грудь
    Полна желаньем и тоской:
    То жар бессильный и пустой,
    Игра мечты, болезнь ума.
    На мне печать свою тюрьма
    Оставила… Таков цветок
    Темничный: вырос одинок
    И бледен он меж плит сырых,
    И долго листьев молодых
    Не распускал, все ждал лучей
    Живительных. И много дней
    Прошло, и добрая рука
    Печально тронулась цветка,
    И был он в сад перенесен,
    В соседство роз. Со всех сторон
    Дышала сладость бытия…
    Но что ж? Едва взошла заря,
    Палящий луч ее обжег
    В тюрьме воспитанный цветок…
     
    1839 г.
    Ответ

    Напишите сочинение. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

     

    5.1 Почему Кирибеевич заявляет, что готов принять кару грозного царя?

    5.2 Чем опечален Кирибеевич?

     

    Не сияет на небе солнце красное,
    Не любуются им тучки синие –
    То за трапезой сидит во златом венце,
    Сидит грозный царь Иван Васильевич.
    Позади его стоят стольники,
    Супротив его всё бояре да князья,
    По бокам его всё опричники;
    И пирует царь во славу Божию,
    В удовольствие своё и веселие.
    Улыбаясь, царь повелел тогда
    Вина сладкого заморского
    Нацедить в свой золочёный ковш
    И поднесть его опричникам.
    И все пили, царя славили.
    Лишь один из них, из опричников,
    Удалой боец, буйный молодец,
    В золотом ковше не мочил усов;
    Опустил он в землю очи тёмные,
    Опустил головушку на широку грудь –
    А в груди его была дума крепкая.
    Вот нахмурил царь брови чёрные
    И навёл на него очи зоркие,
    Словно ястреб взглянул с высоты небес
    На младого голубя сизокрылого, –
    Да не поднял глаз молодой боец.
    Вот об землю царь стукнул палкою,
    И дубовый пол на полчетверти
    Он железным пробил оконечником –
    Да не вздрогнул и тут молодой боец.
    Вот промолвил царь слово грозное –
    И очнулся тогда добрый молодец.
    «Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,
    Аль ты думу затаил нечестивую?
    Али славе нашей завидуешь?
    Али служба тебе честная прискучила?
    Когда входит месяц – звёзды радуются,
    Что светлей им гулять по поднебесью;
    А которая в тучку прячется,
    Та стремглав на землю падает...
    Неприлично же тебе, Кирибеевич,
    Царской радостью гнушатися, –
    А из роду ты ведь Скуратовых,
    И семьёю ты вскормлен Малютиной!..»
    Отвечает так Кирибеевич,
    Царю грозному в пояс кланяясь:
    «Государь ты наш, Иван Васильевич!
    Не кори ты раба недостойного:
    Сердца жаркого не залить вином,
    Думу чёрную – не запотчевать!
    А прогневал я тебя – воля царская:
    Прикажи казнить, рубить голову, –
    Тяготит она плечи богатырские,
    И сама к сырой земле она клонится».
    И сказал ему Царь Иван Васильевич:
    «Да об чём тебе, молодцу, кручиниться?
    Не истёрся ли твой парчевой кафтан?
    Не измялась ли шапка соболиная?
    Не казна ли у тебя поистратилась?
    Иль зазубрилась сабля закалённая?
    Или конь захромал, худо кованный?
    Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
    На Москве-реке, сын купеческий?»
    Отвечает так Кирибеевич,
    Покачав головою кудрявою:
    «Не родилась та рука заколдованная
    Ни в боярском роду, ни в купеческом;
    Аргамак мой степной ходит весело;
    Как стекло, горит сабля вострая;
    А на праздничный день твоею милостью
    Мы не хуже другого нарядимся.
    Как я сяду-поеду на лихом коне
    За Моску-реку покатитися,
    Кушачком подтянуся шёлковым,
    Заломлю на бочок шапку бархатную,
    Чёрным соболем отороченную, –
    У ворот стоят у тесовыих
    Красны девушки да молодушки
    И любуются, глядя, перешёптываясь;
    Лишь одна не глядит, не любуется,
    Полосатой фатой закрывается...»

    (М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
    Ответ

    Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

     

    4.1.  Как в приведённом фрагменте проявляется психологизм толстовской прозы?

    4.2.  Какова общая атмосфера, царящая в семье старого графа?

     

    Текст произведения

    …Как только дотанцовали последнюю фигуру экосеза*, он ударил в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке:

    —  Семён! Данилу Купора** знаешь?

    Это был любимый танец графа, танцованный им ещё в молодости. (Данило Купор была собственно одна фигура англеза***.)

    — Смотрите на папа, — закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале.

    Действительно, всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на весёлого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывёртывал ноги, слегка притопывая, и всё более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались весёлые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развесёлого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой — женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.

    — Батюшка-⁠то наш! Орёл! — проговорила громко няня из одной двери.

    Граф танцевал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцевать. Её огромное тело стояло прямо, с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо её танцевало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и вздёргивающемся носе. Но зато, ежели граф, всё более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких вывертов и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук в поворотах и притоптываньях производила не меньшее впечатление по заслуге, которую ценил всякий при её тучности и всегдашней суровости. Пляска оживлялась всё более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимание и даже не старались о том. Всё было занято графом и Марьею Дмитриевной. Наташа дёргала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтобы смотрели на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал музыкантам, чтоб они играли скорее. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развёртывался граф, то на цыпочках, то на каблуках носясь вокруг Марьи Дмитриевны, и, наконец, повернув свою даму к её месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукою среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи.

     

    (Л. Н. Толстой «Война и мир»)

    *  Экосез  — танец в шотландском стиле (с прыжками).

    **  Данило Купор  — набор движений из бального танца под названием «англез».

    ***  Англез  — старинный танец английского происхождения.

    Ответ

    Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в ответе. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

    5.1 В чем заключается сущность противоречий в душе Николая Ростова?

    5.2 Почему Ростов не вошел в категорию толстовских мыслящих и ищущих героев?

    Ростов долго стоял у угла, издалека глядя на пирующих. В уме его происходила мучительная работа, которую он никак не мог довести до конца. В душе поднимались страшные сомненья. То ему вспоминался Денисов с своим изменившимся выражением, с своею покорностью и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями. Ему так живо казалось, что он теперь чувствует этот больничный запах мертвого тела, что он оглядывался, чтобы понять, откуда мог происходить этот запах. То ему вспоминался этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, который был теперь император, которого любит и уважает император Александр. Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди? То вспоминался ему награжденный Лазарев и Денисов, наказанный и непрощенный. Он заставал себя на таких странных мыслях, что пугался их.Запах еды преображенцев и голод вызвали его из этого состояния; надо было поесть что-нибудь, прежде чем уехать. Он пошел к гостинице, которую видел утром. В гостинице он застал так много народу и офицеров, так же, как и он, приехавших в штатских платьях, что он насилу добился обеда. Два офицера одной с ним дивизии присоединились к нему. Разговор, естественно, зашел о мире. Офицеры, товарищи Ростова, как и большая часть армии, были недовольны миром, заключенным после Фридланда. Говорили, что, еще бы подержаться, Наполеон бы пропал, что у него в войсках ни сухарей, ни зарядов уж не было. Николай молча ел и преимущественно пил. Он выпил один две бутылки вина. Внутренняя поднявшаяся в нем работа, не разрешаясь, все так же томила его. Он боялся предаваться своим мыслям и не мог отстать от них. Вдруг на слова одного из офицеров, что обидно смотреть на французов, Ростов начал кричать с горячностью, ничем не оправданною и потому очень удивившею офицеров.— И как вы можете судить, что было бы лучше! — закричал он с лицом, вдруг налившимся кровью. — Как вы можете судить о поступках государя, какое мы имеем право рассуждать?! Мы не можем понять ни цели, ни поступков государя!— Да я ни слова не говорил о государе, — оправдывался офицер, не могший иначе, как тем, что Ростов пьян, объяснить себе его вспыльчивость.Но Ростов не слушал его.— Мы не чиновники дипломатические, а мы солдаты, и больше ничего, — продолжал он. — Велят нам умирать — так умирать. А коли наказывают, так значит — виноват; не нам судить. Угодно государю императору признать Бонапарте императором и заключить с ним союз — значит так надо. А то коли бы мы стали обо всем судить да рассуждать, так этак ничего святого не останется. Этак мы скажем, что ни Бога нет, ничего нет, — ударяя по столу, кричал Николай весьма некстати, по понятиям своих собеседников, но весьма последовательно по ходу своих мыслей.— Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать, вот и все, — заключил он.— И пить, — сказал один из офицеров, не желавший ссориться.— Да, и пить, — подхватил Николай. — Эй ты! Еще бутылку! — крикнул он.

     

    Ответ

    Боишься не поступить на бюджет?

    С нами ты поступишь в ВУЗ мечты или мы вернём деньги за обучение!

    За ручку доведем тебя до выхода приказа о зачислении
    Готовим к ЕГЭ по всем предметам
    Подписываем договор, по которому гарантируем, что подготовим на бюджет
    Скорее узнай подробности у менеджера
    Хочу на бюджет!

    Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

     

    4.1. Как в произведении И.А. Бунина соотносятся сон и явь?

    4.2. В чём провляется драматизм бунинского повествования?

     

    Текст произведения

    Вместе с громадной пыльно-черной тучей, заходящей из-за сада, из-за вековых берез и серых итальянских тополей, все более жгучим становится ослепительный солнечный свет, его сухой степной жар - и все более немеет усадьба, все мельче и серебристее струится листва на тополях.

    Чёрный ад обступает радостный солнечный мир усадьбы.

    В усадьбе преизбыток довольства, счастья.

    Дом полон гостей, соседей, родственников, своих и чужих слуг, - в доме именины.

    Идёт обед, долгий, необычный, с пирожками, с янтарным бульоном, с маринадами к жареным индейкам, с густыми наливками, с пломбиром, с шампанским в узких старинных бокалах, по краям золочёных.

    И я тоже в усадьбе, в доме, за обедом, но вместе с тем, я весь этот день, усадьбу, гостей и даже себя самого только вижу: чувствую себя вне всего, вне жизни.

    Я мальчик, ребенок, нарядный и счастливый наследник всего этого мира, и мне тоже празднично, - особенно от этих дедовских бокалов, полных горько-сладкого тонко-колючего вина, - но вместе с тем и несказанно тяжко, так тяжко, точно вся вселенная на краю погибели, смерти.

    Отчего?

    От этой страшной тучи, адом обступающей мир, от этой растущей тишины?

    А, нет! Оттого, что, оказывается, не я один вне всего, вне жизни: все, окружающие меня, тоже вне ее, хотя они и двигаются, пьют, едят, говорят, смеются.

    И еще оттого, что я чувствую страшную давность, древность всего того, что я вижу, в чем я участвую в этот роковой, ни на что не похожий (и настоящий, и вместе с тем такой давний) именинный день, в этой столь мне родном - то же время столь далекой и сказочной стране.

    И в душе моей растет такая скорбь, что я наконец разрываю этот сон...

    Глубокая зимняя ночь, Париж.

     

    И.А. Бунин "Именины"

    Ответ

    Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
    Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5-10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

    4.1. От чего предостерегает читателей Чехов, показывая жизненный путь доктора Старцева?
    4.2. В чем смысл фразы, которую произносит про себя Старцев в начале и в конце фрагмента?

    Текст произведения

    «А хорошо, что я на ней не женился», — подумал Старцев.
    Она смотрела на него и, по-видимому, ждала, что он предложит ей пойти в сад, но он молчал.
    — Давайте же поговорим, — сказала она, подходя к нему.
    — Как вы живёте? Что у вас? Как? Я все эти дни думала о вас, — продолжала она нервно, — я хотела послать вам письмо, хотела сама поехать к вам в Дялиж, и я уже решила поехать, но потом раздумала, — бог знает, как вы теперь ко мне относитесь. Я с таким волнением ожидала вас сегодня. Ради бога, пойдёмте в сад.
    Они пошли в сад и сели там на скамью под старым клёном, как четыре года назад. Было темно.
    — Как же вы поживаете? — спросила Екатерина Ивановна.
    — Ничего, живём понемножку, — ответил Старцев.
    И ничего не мог больше придумать. Помолчали.
    — Я волнуюсь, — сказала Екатерина Ивановна и закрыла руками лицо, — но вы не обращайте внимания. Мне так хорошо дома, я так рада видеть всех и не могу привыкнуть. Сколько воспоминаний! Мне казалось, что мы будем говорить с вами без умолку, до утра.
    Теперь он видел близко её лицо, блестящие глаза, и здесь, в темноте, она казалась моложе, чем в комнате, и даже как будто вернулось к ней её прежнее детское выражение. И в самом деле, она с наивным любопытством смотрела на него, точно хотела поближе разглядеть и понять человека, который когда-то любил её так пламенно, с такой нежностью и так несчастливо; её глаза благодарили его за эту любовь. И он вспомнил всё, что было, все малейшие подробности, как он бродил по кладбищу, как потом под утро, утомлённый, возвращался к себе домой, и ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонёк.
    — А помните, как я провожал вас на вечер в клуб? — сказал он. — Тогда шёл дождь, было темно...
    Огонёк всё разгорался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь...
    — Эх! — сказал он со вздохом. — Вы вот спрашиваете, как я поживаю. Как
    мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь
    сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днём нажива, а вечером клуб, общество картёжников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?
    — Но у вас работа, благородная цель в жизни. Вы так любили говорить о своей больнице. Я тогда была какая-то странная, воображала себя великой пианисткой. Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница. И конечно, я вас не понимала тогда, но потом, в Москве, я часто думала о вас. Я только о вас и думала. Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! — повторила Екатерина Ивановна с увлечением. — Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным...
    Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонёк в душе погас.
    Он встал, чтобы идти к дому. Она взяла его под руку.
    — Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни, — продолжала она. — Мы будем видеться, говорить, не правда ли? Обещайте мне. Я не пианистка, на свой счёт я уже не заблуждаюсь и не буду при вас ни играть, ни говорить о музыке.
    Когда вошли в дом и Старцев увидел при вечернем освещении её лицо и грустные, благодарные, испытующие глаза, обращённые на него, то почувствовал беспокойство и подумал опять: «А хорошо, что я тогда не женился».
     
    А. П. Чехов. «Ионыч»
    Ответ

    Бесплатно
    Приложение ЕГЭ Тренажёр

    Скачивай мобильное приложение на iPhone или Android и тренируйся в любое время и в любом месте!

    Результаты тренировки
    Решено заданий 0
    Выполнено верно 0
    Выполнено частично верно 0
    Ошибки 0