Бесплатное занятие с репетитором 1 на 1! Оценим уровень знаний, разберём тему,
сформируем план подготовки к ЕГЭ. Запишись через тг-бот

осталось мест 52
Новая Школа - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ
При поддержке
Тренировки Пробники Статистика Карточки Учебник Об экзамене Учительская
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • Тренажёр ЕГЭ по Литературе
  • Список заданий №4
  • Задание №4
  • Задание №59105 ЕГЭ Литературе

    Условие задания #59105

    №4 по КИМ

    Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

     

    4.1.  В чём необычность любовной истории, звучащей из уст героя?

    4.2.  Что указывает на принадлежность героев к эпохе Серебряного века?

     

    Каждый вечер мчал меня в этот час на вытягивающемся рысаке мой кучер  — от Красных ворот к храму Христа Спасителя: она жила против него; каждый вечер я возил её обедать в «Прагу», в «Эрмитаж», в «Метрополь», после обеда в театры, на концерты, а там к «Яру», в «Стрельну»... Чем всё это должно кончиться, я не знал и старался не думать, не додумывать: было бесполезно  — так же, как говорить с ней о б этом: о на раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем; она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней отношения  — совсем близки мы всё ещё не были; и всё это без конца держало меня в неразрешающемся напряжении, в мучительном ожидании  — и вместе с тем был я несказанно счастлив каждым часом, проведённым возле неё.

    Она зачем-то училась на курсах, довольно редко посещала их, но посещала. Я как-то спросил: «Зачем?» Она пожала плечом: «А зачем всё делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках? Кроме того, меня интересует история...» Жила она одна,  — вдовый отец её, просвещённый человек знатного купеческого рода, жил на покое в Твери, что-то, как все такие купцы, собирал. В доме против храма Спасителя она снимала ради вида на Москву угловую квартиру на пятом этаже, всего две комнаты, но просторные и хорошо обставленные. В первой много места занимал широкий турецкий диван, стояло дорогое пианино, на котором она всё разучивала медленное, сомнамбулически прекрасное начало «Лунной сонаты»,  — только одно начало,  — на пианино и на подзеркальнике цвели в гранёных вазах нарядные цветы,  — по моему приказу ей доставляли каждую субботу свежие,  — и когда я приезжал к ней в субботний вечер, она, лёжа на диване, над которым зачем-то висел портрет босого Толстого, не спеша протягивала мне для поцелуя руку и рассеянно говорила: «Спасибо за цветы...» Я привозил ей коробки шоколаду, новые книги  — Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского,  — и получал всё то же «спасибо» и протянутую тёплую руку, иногда приказание сесть возле дивана, не снимая пальто. «Непонятно почему,  — говорила она в раздумье, гладя мой бобровый воротник,  — но, кажется, ничего не может быть лучше запаха зимнего воздуха, с которым входишь со двора в комнату...» Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя всё-таки цветы были у неё любимые и нелюбимые, все книги, какие я ей привозил, она всегда прочитывала, шоколаду съедала за день целую коробку, за обедами и ужинами ела не меньше меня, любила расстегаи с налимьей ухой, розовых рябчиков в крепко прожаренной сметане, иногда говорила: «Не понимаю, как это не надоест людям всю жизнь, каждый день обедать, ужинать»,  — но сама и обедала и ужинала с московским пониманием дела. Явной слабостью её была только хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех...

    Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами. Я, будучи родом из Пензенской губернии, был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив», как сказал мне однажды один знаменитый актёр, чудовищно толстый человек, великий обжора и умница. «Чёрт вас знает, кто вы, сицилианец какой-то»,  — сказал он сонно; и характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке. А у неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как чёрный соболий мех, брови, чёрные, как бархатный уголь, глаза…

    (И. А. Бунин, «Чистый понедельник»)

    Ответ

    Ответ:

    Решение

    4.1. Тема любви в рассказе «Чистый понедельник» приобретает новое звучание. Герои Бунина  — Он и Она  — молоды, хороши собой, не знают нужды, не лишены душевных порывов, способны к саморазвитию. Автор подчёркивает это, рассказывая о книгах, которыми они обмениваются: «Я привозил ей коробки шоколаду, новые книги  — Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского... все книги, какие я ей привозил, она всегда прочитывала». Это замечание рассказчика подчёркивает, что девушка питает к молодому человеку ответное чувство, иначе вряд ли бы она с таким вниманием относилась к его подаркам. Молодых людей объединяет чувство, делающее каждую проведённую вместе минуту счастливой. Беззаботному времяпрепровождению, которое они ведут, можно только позавидовать. Однако в рассказе постоянно звучат настораживающие нотки: «Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом». Он замечает, что возлюбленная, хотя и принимает его ухаживания, и не прочь проводить время за ужинами и праздными развлечениями, мыслями живёт в другом мире. Характеры и интересы героев сильно разнятся. В героине духовное начало сильнее, вот почему она уходит туда, к чему стремится её душа,  — отдаётся служению Богу.

    Так, любовь в рассказе И. А. Бунина становится испытанием для героев, и это испытание каждый из них выдерживает в соответствии со своими внутренним духовным миром.

     

    4.2. Серебряный век  — период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна. Для этого периода характерно стремление к познанию собственной души, причём как через обращение к Богу, так и через обращение к символам и мистико-духовным появлениям. В эту эпоху возрастает интерес к образованию и искусству.

    Герои приведённого фрагмента из рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник», очевидно, принадлежат к эпохе Серебряного века. Так, например, героиня, прислушиваясь к внутренним переживаниям, находится в состоянии духовного поиска, приведшего её, в конечном итоге, к служению Богу. Молодой человек в попытках разгадать свою возлюбленную, замечает тайные знаки, символизирующие скорые перемены: «Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом...»

    Принадлежность к эпохе Серебряного века может подтвердить и тот факт, что герои увлечены чтением. Кстати, книги, которые дарит девушке молодой человек («Я привозил ей коробки шоколаду, новые книги  Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского») тоже говорят о принадлежности героев к эпохе, ведь авторы книг  — это представители декаданства.

    Таким образом, можно утверждать, что герои рассказа «Чистый понедельник» принадлежат к эпохе Серебряного века.

    Видеоразбор:

    Понятно ли решение?

    Решения от учеников
    0

    Похожие задания

    15
    Задание №47762Задание №48334Задание №50988Задание №77300Задание №76246Задание №21390Задание №22150Задание №80205Задание №59105Задание №48284Задание №89929Задание №75634Задание №75633Задание №77350Задание №75363
    Бесплатно

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Скачивай наш Тренажер ЕГЭ на iPhone или Android и тренируйся в любое время и в любом месте!

    Саша — ассистент в телеграмме