Новая Школа - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ
При поддержке
Тренировки Пробники Статистика Учебник Об экзамене Учительская
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • Тренажёр ЕГЭ по Литературе
  • Список заданий
  • Тренажёр ЕГЭ Литература

    Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво. 

     

    Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в которых герои переживают душевный надлом. Чем оно схоже (или чем различается) с произведением А.Н.Островского?

    Катерина (вбегая). Ах, Варвара! (Хватает ее за руку и держит крепко.)   

    Варвара. Полно, что ты!   

    Катерина. Смерть моя!   

    Варвара. Да ты одумайся! Соберись с мыслями!   

    Катерина. Нет! Не могу. Ничего не могу. У меня уж очень сердце болит.   

    Кабанова (входя). То-то вот, надо жить-то так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было.   

    Кабанов. Да какие ж, маменька, у нее грехи такие могут быть особенные: все такие же, как и у всех у нас, а это так уж она от природы боится. 

    Кабанова. А ты почем знаешь? Чужая душа потемки.   

    Кабанов (шутя). Уж разве без меня что-нибудь, а при мне, кажись, ничего не было.   

    Кабанова. Может быть, и без тебя.   

    Кабанов (шутя). Катя, кайся, брат, лучше, коли в чем грешна. Ведь от меня не скроешься: нет, шалишь! Все знаю!   

    Катерина (смотрит в глаза Кабанову). Голубчик мой!   

    Варвара. Ну, что ты пристаешь! Разве не видишь, что ей без тебя тяжело?

    Борис выходит из толпы и раскланивается с Кабановым.

    Катерина (вскрикивает). Ах!   

    Кабанов. Что ты испугалась! Ты думала - чужой? Это знакомый! Дядюшка здоров ли?   

    Борис. Слава богу!   

    Катерина (Варваре). Что ему еще надо от меня?.. Или ему мало этого, что я так мучаюсь. (Приклоняясь к Варваре, рыдает.)   

    Варвара (громко, чтобы мать слышала). Мы с ног сбились, не знаем, что сделать с ней; а тут еще посторонние лезут! (Делает Борису знак, тот отходит к самому выходу.)   

    Кулигин (выходит на середину, обращаясь к толпе). Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться премудрости: "с полночных стран встает заря", а вы ужасаетесь да придумываете: к войне это или к мору. Комета ли идет,-- не отвел бы глаз! Красота! Звезды-то уж пригляделись, все одни и те же, а это обновка; ну, смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! Я вот не боюсь. Пойдемте, сударь!   

    Борис. Пойдемте! Здесь страшнее!

    Уходят.

       

    ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ

    Те же без Бориса и Кулигина.

    Кабанова. Ишь какие рацеи развел. Есть что послушать, уж нечего сказать! Вот времена-то пришли, какие-то учители появились. Коли старик так рассуждает, чего уж от молодых-то требовать!   

    Женщина. Ну, все небо обложило. Ровно шапкой, так и накрыло.  

    1-й. Эко, братец ты мой, точно клубком туча-то вьется, ровно что в ней там живое ворочается. А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!   

    2-й. Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет! Верно тебе говорю; потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит, вот увидишь: потому, смотри, какой цвет необнаковенный.   

    Катерина (прислушиваясь). Что они говорят? Они говорят, что убьет кого-нибудь.   

    Кабанов. Известно, так городят, зря, что в голову придет.   

    Кабанова. Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет.   

    Катерина (мужу). Тиша, я знаю, кого убьет.   

    Варвара (Катерине тихо). Ты уж хоть молчи.   

    Кабанова. Ты почем знаешь?   

    Катерина. Меня убьет. Молитесь тогда за меня.

    Входит Барыня с лакеями. Катерина с криком прячется.

       

    ЯВЛЕНИЕ ШЕСТОЕ

    Те же и Барыня.

       Барыня. Что прячешься? Нечего прятаться! Видно, боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется! Как не хотеться! -- видишь, какая красавица. Ха-ха-ха! Красота! А ты молись богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь! Вертопрахи на поединки выходят, шпагами колют друг друга. Весело! Старики старые, благочестивые об смерти забывают, соблазняются на красоту-то! А кто отвечать будет? За все тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей!

    Катерина прячется.

    Куда прячешься, глупая? От бога-то не уйдешь! Все в огне гореть будете в неугасимом! (Уходит.) 

    Катерина. Ах! Умираю!   

    Варвара. Что ты мучаешься-то, в самом деле? Стань к сторонке да помолись: легче будет.   

    Катерина (подходит к стене и опускается на колени, потом быстро вскакивает). Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!

    Кабанов, Кабанова и Варвара окружают ее.

    Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь? А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому...   

    Кабанов (растерявшись, в слезах, дергает ее за рукав). Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!   

    Кабанова (строго). Ну, ну, говори, коли уж начала.

    Катерина. И все-то десять ночей я гуляла... (Рыдает.)

    Кабанов хочет обнять ее.

    Кабанова. Брось ее! С кем?  

    Варвара. Врет она, она сама не знает, что говорит.

    Кабанова. Молчи ты! Вот оно что! Ну, с кем же?

    Катерина. С Борисом Григорьичем.

    Удар грома.

     
     
    Ответ

    Боишься не поступить на бюджет?

    С нами ты поступишь в ВУЗ мечты или мы вернём деньги за обучение!

    За ручку доведем тебя до выхода приказа о зачислении
    Готовим к ЕГЭ по всем предметам
    Подписываем договор, по которому гарантируем, что подготовим на бюджет
    Скорее узнай подробности у менеджера
    Хочу на бюджет!

    Прочтите отрывок из летописи.

     

    «…Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: «Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей». На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мстиславич Галицкий — они были старейшими князьями Русской земли. Великого же князя Юрия Суздальского на том совете не было. А младшие князья были Даниил Романович, Михаил Всеволодич, Всеволод Мстиславич Киевский и иных князей много. <…> Оттуда они шли восемь дней до реки Калки. Встретили их татарские сторожевые отряды. Когда сразились сторожевые страды, был убит Иван Дмитриевич и еще двое с ним. Татары отъехали; около самой реки Калки встретились татары с русскими и половецкими полками. Мстислав Мстиславич повелел сначала перейти реку Калку Даниилу с полком и другим полкам с ними, а сам после них переехал; сам он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказать: "Вооружайтесь!" Мстислав Романович и Другой Мстислав сидели и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому что между ними была большая вражда… Сошлись полки вместе. Даниил выехал вперед, и Семен Олюевич и Василько Гаврилович ударили в полки татарские, и Василько был ранен. А сам Даниил, будучи ранен в грудь, по молодости и храбрости не почувствовал ран на теле своем. Ему было восемнадцать лет, и он был силен <…> За грехи наши побеждены были русские полки…»

     

    Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

     

    1) участие в битве русских дружин объясняется просьбой половецких князей поддержать их в борьбе с агрессией монголо-татар

    2) причиной поражения русских воинов стал переход на сторону противника половецкого войска

    3) битва на реке Калке состоялась в 1223 г.

    4) после битвы монголо-татарское войско двинулось на Рязань и после кратковременной осады взяло её штурмом

    5) описанная в летописи битва закончилась победой монголо-татарского войска

    6) описанные в летописи события относятся к последнему десятилетию существования Древнерусского государства как единого целого

    Ответ

    Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво. 

    В каких произведениях русских писателей изображается "лишний человек" и в чем можно его сопоставить с Обломовым?

     

    Илья Ильич лежал небрежно на диване, играя туфлей, ронял её на пол, поднимал на воздух, повертит там, она упадёт, он подхватывает с пола ногой... Вошёл Захар и стал у дверей.

    – Ты что? – небрежно спросил Обломов.

    Захар молчал и почти прямо, не стороной, глядел на него.

    – Ну? – спросил Обломов, взглянув на него с удивлением. – Пирог, что ли, готов?

    – Вы нашли квартиру? – спросил в свою очередь Захар.

    – Нет ещё. А что?

    – Да я не всё ещё разобрал: посуда, одежда, сундуки – всё ещё в чулане горой стоит. Разбирать, что ли?

    – Погоди, – рассеянно сказал Обломов, – я жду ответа из деревни.

    – Стало быть, свадьба-то после Рождества будет? – прибавил Захар.

    – Какая свадьба? – вдруг встав, спросил Обломов.

    – Известно какая: ваша! – отвечал Захар положительно, как о деле давно решённом. – Ведь вы женитесь?

    – Я же-нюсь! На ком? – с ужасом спросил Обломов, пожирая Захара изумлёнными глазами.

    – На Ильинской барыш... – Захар ещё не договорил, а Обломов был у него почти на носу.

    – Что ты, несчастный, кто тебе внушил эту мысль? – патетически, сдержанным голосом воскликнул Обломов, напирая на Захара.

    – Что я за несчастный? Слава тебе Господи! – говорил Захар, отступая к дверям. – Кто? Люди Ильинские ещё летом сказывали.

    – Цссс!.. – зашипел на него Обломов, подняв палец вверх и грозя на Захара. – Ни слова больше!

    – Разве я выдумал? – говорил Захар.

    – Ни слова! – повторил Обломов, грозно глядя на него, и указал ему дверь.

    Захар ушёл и вздохнул на все комнаты.

    Обломов не мог опомниться; он всё стоял в одном положении, с ужасом глядя на то место, где был Захар, потом в отчаянии положил руки на голову и сел в кресло.

    «Люди знают! – ворочалось у него в голове. – По лакейским, по кухням, толки идут! Вот до чего дошло! Он осмелился спросить, когда свадьба. А тётка ещё не подозревает, или если подозревает, то, может быть, другое, недоброе... Ай, ай, ай, что она может подумать! А я? А Ольга?»

    – Несчастный, что я наделал! – говорил он, переваливаясь на диван лицом к подушке. – Свадьба! Этот поэтический миг в жизни любящихся, венец счастья – о нём заговорили лакеи, кучера, когда ещё ничего не решено, когда ответа из деревни нет, когда у меня пустой бумажник, когда квартира не найдена...

    Он стал разбирать «поэтический миг», который вдруг потерял краски, как только заговорил о нём Захар. Обломов стал видеть другую сторону медали и мучительно переворачивался с боку на бок, ложился на спину, вдруг вскакивал, делал три шага по комнате и опять ложился.

    «Ну, не бывать добру! – думал со страхом Захар у себя в передней. – Эк меня дёрнула нелёгкая!»

    – Откуда они знают? – твердил Обломов. – Ольга молчала, я и подумать вслух не смел, а в передней всё решили! Вот что значит свидания наедине, поэзия утренних и вечерних зорь, страстные взгляды и обаятельное пение! Ох, уж эти поэмы любви, никогда добром не кончаются! Надо прежде стать под венец и тогда плавать в розовой атмосфере!.. Боже мой! Боже мой! Бежать к тётке, взять Ольгу за руку и сказать: «Вот моя невеста!», да не готово ничего, ответа из деревни нет, денег нет, квартиры нет! Нет, надо выбить прежде из головы Захара эту мысль, затушить слухи, как пламя, чтоб оно не распространилось, чтоб не было огня и дыма... Свадьба! Что такое свадьба?..»

    Он было улыбнулся, вспомнив прежний свой поэтический идеал свадьбы, длинное покрывало, померанцевую ветку, шёпот толпы...

    Но краски были уже не те: тут же, в толпе, был грубый, неопрятный Захар и вся дворня Ильинских, ряд карет, чужие, холодно-любопытные лица. Потом, потом мерещилось всё такое скучное, страшное...

    «Надо выбить из головы Захара эту мысль, чтоб он счёл это за нелепость», – решил он, то судорожно волнуясь, то мучительно задумываясь.

    Через час он кликнул Захара.

    (И.А. Гончаров, «Обломов»)

    Ответ

    Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво. 

     

    Назовите произведение отечественной литературы, в котором отображены русские женщины, которые готовы на многое ради своей семьи и любви. Чем схоже (или чем различается) их изображение с героями «Судьбы человека»? 

    Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

    Выломав из плетня сухую искривленную хворостинку, он с минуту молча водил ею по песку, вычерчивая какие-то замысловатые фигуры, а потом заговорил:

    — Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь! — И вдруг спохватился: ласково подталкивая сынишку, сказал: — Пойди, милок, поиграйся возле воды, у большой воды для ребятишек всегда какая-нибудь добыча найдется. Только, гляди, ноги не промочи!

    Еще когда мы в молчании курили, я, украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука… Еще тогда я подумал: «Или вдовец, или живет не в ладах с женой».

    Но вот он, проводив глазами сынишку, глухо покашлял, снова заговорил, и я весь превратился в слух.

    — Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Сам я уроженец Воронежской губернии, с тысяча девятьсотого года рождения. В гражданскую войну был в Красной Армии, в дивизии Киквидзе. В голодный двадцать второй год подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел. А отец с матерью и сестренкой дома померли от голода. Остался один. Родни — хоть шаром покати, — нигде, никого, ни одной души. Ну, через год вернулся с Кубани, хатенку продал, поехал в Воронеж. Поначалу работал в плотницкой артели, потом пошел на завод, выучился на слесаря. Вскорости женился. Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка. Хорошая попалась мне девка! Смирная веселая, угодливая и умница, не мне чета. Она с детства узнала, почем фунт лиха стоит, может, это и сказалось на ее характере. Со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивее и желанней ее, не было на свете и не будет!

    Придешь с работы усталый, а иной раз и злой, как черт. Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ. Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий кусок тебе сготовить. Смотришь на нее и отходишь сердцем, а спустя немного обнимешь ее, скажешь: «Прости, милая Иринка, нахамил я тебе. Понимаешь, с работой у меня нынче не заладилось». И опять у нас мир, и у меня покой на душе. А ты знаешь, браток, что это означает для работы? Утром я встаю как встрепанный, иду на завод, и любая работа у меня в руках кипит и спорится! Вот что это означает — иметь умную жену-подругу.


    *М. А. Шолохов «Судьба человека»*

    Ответ

    Боишься не поступить на бюджет?

    С нами ты поступишь в ВУЗ мечты или мы вернём деньги за обучение!

    За ручку доведем тебя до выхода приказа о зачислении
    Готовим к ЕГЭ по всем предметам
    Подписываем договор, по которому гарантируем, что подготовим на бюджет
    Скорее узнай подробности у менеджера
    Хочу на бюджет!

    Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво. 

     

    В каком произведении русской литературы любовь героев сталкивается с непреодолимыми обстоятельствами и в чём это произведение можно сопоставить с произведением М. Ю. Лермонтова?

     

    Не сияет на небе солнце красное,
    Не любуются им тучки синие –
    То за трапезой сидит во златом венце,
    Сидит грозный царь Иван Васильевич.
    Позади его стоят стольники,
    Супротив его всё бояре да князья,
    По бокам его всё опричники;
    И пирует царь во славу Божию,
    В удовольствие своё и веселие.
    Улыбаясь, царь повелел тогда
    Вина сладкого заморского
    Нацедить в свой золочёный ковш
    И поднесть его опричникам.
    И все пили, царя славили.
    Лишь один из них, из опричников,
    Удалой боец, буйный молодец,
    В золотом ковше не мочил усов;
    Опустил он в землю очи тёмные,
    Опустил головушку на широку грудь –
    А в груди его была дума крепкая.
    Вот нахмурил царь брови чёрные
    И навёл на него очи зоркие,
    Словно ястреб взглянул с высоты небес
    На младого голубя сизокрылого, –
    Да не поднял глаз молодой боец.
    Вот об землю царь стукнул палкою,
    И дубовый пол на полчетверти
    Он железным пробил оконечником –
    Да не вздрогнул и тут молодой боец.
    Вот промолвил царь слово грозное –
    И очнулся тогда добрый молодец.
    «Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,
    Аль ты думу затаил нечестивую?
    Али славе нашей завидуешь?
    Али служба тебе честная прискучила?
    Когда входит месяц – звёзды радуются,
    Что светлей им гулять по поднебесью;
    А которая в тучку прячется,
    Та стремглав на землю падает...
    Неприлично же тебе, Кирибеевич,
    Царской радостью гнушатися, –
    А из роду ты ведь Скуратовых,
    И семьёю ты вскормлен Малютиной!..»
    Отвечает так Кирибеевич,
    Царю грозному в пояс кланяясь:
    «Государь ты наш, Иван Васильевич!
    Не кори ты раба недостойного:
    Сердца жаркого не залить вином,
    Думу чёрную – не запотчевать!
    А прогневал я тебя – воля царская:
    Прикажи казнить, рубить голову, –
    Тяготит она плечи богатырские,
    И сама к сырой земле она клонится».
    И сказал ему Царь Иван Васильевич:
    «Да об чём тебе, молодцу, кручиниться?
    Не истёрся ли твой парчевой кафтан?
    Не измялась ли шапка соболиная?
    Не казна ли у тебя поистратилась?
    Иль зазубрилась сабля закалённая?
    Или конь захромал, худо кованный?
    Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
    На Москве-реке, сын купеческий?»
    Отвечает так Кирибеевич,
    Покачав головою кудрявою:
    «Не родилась та рука заколдованная
    Ни в боярском роду, ни в купеческом;
    Аргамак мой степной ходит весело;
    Как стекло, горит сабля вострая;
    А на праздничный день твоею милостью
    Мы не хуже другого нарядимся.
    Как я сяду-поеду на лихом коне
    За Моску-реку покатитися,
    Кушачком подтянуся шёлковым,
    Заломлю на бочок шапку бархатную,
    Чёрным соболем отороченную, –
    У ворот стоят у тесовыих
    Красны девушки да молодушки
    И любуются, глядя, перешёптываясь;
    Лишь одна не глядит, не любуется,
    Полосатой фатой закрывается...»

    (М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
    Ответ

    Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором внутренний мир героя показан в тесной взаимосвязи с окружающей его природой. В чём схожи (или чем различаются) подходы к изображению?

     

    В то утро, проходя по лужайке, Дуглас наткнулся на паутину. Невидимая нить коснулась его лба и неслышно лопнула.

    И от этого пустячного случая он насторожился: день будет не такой, как все. Не такой еще и потому, что бывают дни, сотканные из одних запахов, словно весь мир можно втянуть носом, как воздух: вдохнуть и выдохнуть,  — так объяснял Дугласу и его десятилетнему брату Тому отец, когда вез их в машине за город. А в другие дни, говорил еще отец, можно услышать каждый гром и каждый шорох вселенной. Иные дни хорошо пробовать на вкус, а иные  — на ощупь. А бывают и такие, когда есть все сразу. Вот, например, сегодня  — пахнет так, будто в одну ночь там, за холмами, невесть откуда взялся огромный фруктовый сад, и все до самого горизонта так и благоухает. В воздухе пахнет дождем, но на небе  — ни облачка. Того и гляди, кто-то неведомый захохочет в лесу, но пока там тишина…

    Дуглас во все глаза смотрел на плывущие мимо поля. Нет, ни садом не пахнет, ни дождем, да и откуда бы, раз ни яблонь нет, ни туч. И кто там может хохотать в лесу?..

    А все-таки,  — Дуглас вздрогнул,  — день этот какой-то особенный.

    Машина остановилась в самом сердце тихого леса.

    — А ну, ребята, не баловаться!

    (Они подталкивали друг друга локтями.)

    — Хорошо, папа.

    Мальчики вылезли из машины, захватили синие жестяные ведра и, сойдя с пустынной проселочной дороги, погрузились в запахи земли, влажной от недавнего дождя.

    — Ищите пчел,  — сказал отец.  — Они всегда вьются возле винограда, как мальчишки возле кухни. Дуглас! Дуглас встрепенулся.

    — Опять витаешь в облаках,  — сказал отец.  — Спустись на землю, пойдем с нами.

    — Хорошо, папа.

    И они гуськом побрели по лесу: впереди отец, рослый и плечистый, за ним Дуглас, а последним семенил коротышка Том. Поднялись на невысокий холм и посмотрели вдаль. Вон там, указал пальцем отец, там обитают огромные, по-летнему тихие ветры и, незримые, плывут в зеленых глубинах, точно призрачные киты.

    Дуглас глянул в ту сторону, ничего не увидел и почувствовал себя обманутым  — отец, как и дедушка, вечно говорит загадками. И… и все-таки… Дуглас затаил дыхание и прислушался.

    Что-то должно случиться, подумал он, я уж знаю.

    — А вот папоротник, называется «Венерин волос».  — Отец неторопливо шагал вперед, синее ведро позвякивало у него в руке.  — А это, чувствуете?  — И он ковырнул землю носком башмака.  — Миллионы лет копился этот перегной, осень за осенью падали листья, пока земля не стала такой мягкой.

    — Ух ты, я ступаю как индеец,  — сказал Том.  — Совсем неслышно!

    Дуглас потрогал землю, но ничего не ощутил; он все время настороженно прислушивался. Мы окружены, думал он. Что-то случится! Но что? Он остановился. Выходи же! Где ты там? Что ты такое?  — мысленно кричал он.

    Том и отец шли дальше по тихой, податливой земле.

    Рэй Бредбери. «Вино из одуванчиков». 1957 г.

    Ответ

    Даны две пробирки с раствором гидросульфита натрия. В одну из них добавили раствор вещества X, а в другую — раствор вещества Y. В результате в пробирке с веществом Х выделился газ, а в пробирке с веществом Y выпал осадок. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.

     

    1) иодоводород

    2) сульфат бария

    3) гидроксид натрия

    4) фосфат калия

    5) гидроксид кальция

     

    Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

    X Y
       
    Ответ

    Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором представлены образы крестьян. Чем схоже (или чем различается) их изображение с тургеневским Герасимом?

     

    …Самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложённый богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.

    Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчуждённый несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле… Переселённый в город, он не понимал, что с ним такое деется, – скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, взяли, поставили на вагон железной дороги – и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат – бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса всё у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью. Дела у него было немного; вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте…

     

    (И. С. Тургенев, «Муму»)

    Ответ

    Боишься не поступить на бюджет?

    С нами ты поступишь в ВУЗ мечты или мы вернём деньги за обучение!

    За ручку доведем тебя до выхода приказа о зачислении
    Готовим к ЕГЭ по всем предметам
    Подписываем договор, по которому гарантируем, что подготовим на бюджет
    Скорее узнай подробности у менеджера
    Хочу на бюджет!

    Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором представлены образы «лишних» людей, т. е. людей изначально одаренных, ярких, но неспособных найти применения своим силам и способностям. Чем они схожи (или чем различаются) с Обломовым?

    ИЛИ

    Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы, в котором окружающая обстановка играет важную роль при создании образа героя. Чем эти произведения различаются (или схожи) друг с другом? 

     

    Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишённою своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определённой идеи, ещё реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте. 

    Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу всё шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но всё ещё сохранял яркость восточной краски и прочность ткани.

    Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела. 

    Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нём были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу. 

    Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома – а он был почти всегда дома, – он всё лежал, и всё постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было ещё три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мёл кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены. 

    Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шёлковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

     

    (И.А.Гончаров, «Обломов»)

    Ответ

    Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво. 

     

     В каком из произведений русской литературы герой ищут выход из внутреннего кризиса и в чём этого героя можно сопоставить с Раскольниковым?

    Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. "И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!.." - как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова, и быстрым взглядом окинул он все в комнате, чтобы по возможности изучить и запомнить расположение. Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам на двухтрех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, - вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело. "Лизаветина работа", - подумал молодой человек. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. "Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота", - продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он еще ни разу не заглядывал. Вся квартира состояла из этих двух комнат.

    - Что угодно? - строго произнесла старушонка, входя в комнату и по-прежнему становясь прямо перед ним, чтобы глядеть ему прямо в лицо.
    - Заклад принес, вот-с! - И он вынул из кармана старые плоские серебряные часы. На оборотной дощечке их был изображен глобус. Цепочка была стальная.
    - Да ведь и прежнему закладу срок. Еще третьего дня месяц как минул.
    - Я вам проценты еще за месяц внесу; потерпите.
    - А в том моя добрая воля, батюшка, терпеть или вещь вашу теперь же продать.
    - Много ль за часы-то, Алена Ивановна?
    - А с пустяками ходишь, батюшка, ничего, почитай, не стоит. За колечко вам прошлый раз два билетика внесла, а оно и купить-то его новое у ювелира за полтора рубля можно.
    - Рубля-то четыре дайте, я выкуплю, отцовские. Я скоро деньги получу.
    - Полтора рубля-с и процент вперед, коли хотите-с.
    - Полтора рубля! - вскрикнул молодой человек.
    - Ваша воля. - И старуха протянула ему обратно часы. Молодой человек взял их и до того рассердился, что хотел было уже уйти; но тотчас одумался, вспомнив, что идти больше некуда и что он еще и за другим пришел.
    - Давайте! - сказал он грубо.
    Старуха полезла в карман за ключами и пошла в другую комнату за занавески. Молодой человек, оставшись один среди комнаты, любопытно прислушивался и соображал. Слышно было, как она отперла комод. "Должно быть, верхний ящик, - соображал он. - Ключи она, стало быть, в правом кармане носит... Все на одной связке, в стальном кольце... И там один ключ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода... Стало быть, есть еще какая-нибудь шкатулка, али укладка... Вот это любопытно. У укладок все такие ключи... А впрочем, как это подло все..."
    Старуха воротилась.
    - Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц с рубля, так за полтора рубля причтется с вас пятнадцать копеек, за месяц вперед-с. Да за два прежних рубля с вас еще причитается по сему же счету вперед двадцать копеек. А всего, стало быть тридцать пять. Приходится же вам теперь всего получить за часы ваши рубль пятнадцать копеек. Вот получите-с.
    - Как! так уж теперь рубль пятнадцать копеек!
    - Точно так-с.
    Ответ

    Бесплатно
    Приложение ЕГЭ Тренажёр

    Скачивай мобильное приложение на iPhone или Android и тренируйся в любое время и в любом месте!

    Результаты тренировки
    Решено заданий 0
    Выполнено верно 0
    Выполнено частично верно 0
    Ошибки 0