Курс по подготовке к ЕГЭ стартует 20 января! Пиши слово «САЙТ» нам в tg и забирай скидку в 2000 рублей

При поддержке
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • Обществознание
  • Реальные варианты
  • Реальный вариант ЕГЭ 2023 (досрочная волна, Москва) - Обществознание
  • Реальный вариант ЕГЭ 2023 (досрочная волна, Москва) - Обществознание

    Ниже приведён перечень функций, выполняемых банками. Все они, за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков.

     

    1) открытие и обслуживание пластиковых карт; 2) покупка и продажа валюты; 3) продажа дорожных чеков; 4) обслуживание счетов фирм; 5) проведение расчётов правительства; 6) эмиссия денег.

     

    Найдите две функции, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Ответ

    Выберите верные суждения об образовании в РФ запишите цифры, под которыми они указаны.

     

    1) Обучающиеся в РФ вправе осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

    2) Обучающиеся в РФ обязаны совмещать учебу с работой, не препятствующей освоению учебной программы.

    3) Обучение связано с усвоением опыта предшествующих поколений.

    4) Один из принципов образования в РФ - возможность выбора обучения в зависимости  от интересов и склонностей ученика.

    5) В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке РФ, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

    Ответ

    Установите соответствие между формами и видами (этапами) познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ФОРМЫ

    ВИДЫ (ЭТАПЫ) ПОЗНАНИЯ

    А) умозаключение

    1) чувственное познание

    Б) суждение

    2) рациональное познание

    В) ощущение

     

    Г) представление

     

    Д) восприятие

     

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    A Б В Г Д
             
    Ответ

    Государственный симфонический оркестр впервые исполнил симфонию современного композитора. Критики единодушно оценили музыкальное произведение как образец элитарной (высокой) культуры. Что позволило сделать им такой вывод? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений элитарной культуры.

     

    1) чрезмерная сложность формы музыкального произведения

    2) трудность восприятия произведения неподготовленными слушателями

    3) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений

    4) использование технических средств для прослушивания

    5) развлекательный характер произведения

    6) отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности деятельности композитора и исполнителей

    Ответ

    Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике. Запишите цифры, под которыми они указаны.

     

    1) Государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы отрицательных внешних последствий хозяйственной деятельности.

    2) Производство общественных благ происходит при участии государства.

    3) Государство влияет прежде всего на микроэкономические показатели развития экономики.

    4) Основными инструментами монетарной политики являются налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.

    5) Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью административного регулирования.

    Ответ

    Установите соответствие между примерами и видами конкуренции (конкурентных рынков): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ПРИМЕРЫ ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ (КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ)
    А) государство является единственным производителем вооружения 1) олигополия
    Б) в регионе Z рынок медицинских услуг представлен известными клиниками, небольшими медицинскими организациями 2) монополия
    В) в городе Z на рынке продуктов питания представлено множество фирм, которые производят разнообразную продукцию и имеют возможность отчасти контролировать цену на неё 3) монополистическая конкуренция
    Г) в городе Z рынок услуг мобильной связи представлен только тремя крупными компаниями  
    Д) в стране Z железнодорожными перевозками занимается только одна компания  

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    A Б В Г Д
             
    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Фирма Y  — салон красоты. Найдите в приведённом списке примеры переменных издержек фирмы Y в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.

     

    1) Арендная плата за помещение салона.

    2) Приобретение шампуней, красок для волос.

    3) Выплата кредита и процентов по нему.

    4) Оклады администрации.

    5) Сдельная заработная плата работников.

    6) Оплата потреблённой электроэнергии.

    Ответ

    Выберите верные суждения о социальном контроле и его элементах. Запишите цифры, под которыми они указаны.

     

    1) Социальный контроль включает в себя социальные нормы и социальные санкции.

    2) Формальный социальный контроль, в отличие от неформального социального контроля, основан на одобрении или осуждении поведения индивида общественным мнением.

    3) Контроль за исполнением всех социальных норм осуществляется государством.

    4) Форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами, называется самореализацией.

    5) Социальный контроль представляет собой особый механизм регуляции поведения и поддержания общественного порядка.

    Ответ

    В ходе социологических опросов совершеннолетних граждан страны Z им предлагали высказать своё мнение о социальной поддержке граждан со стороны государства. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

    Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

     

    1) Среди получивших высшее образование доля тех, кто считает, что гражданин должен сам себя обеспечивать всем необходимым, больше доли тех, кто считает, что государство должно обеспечивать нормальный уровень благосостояния всем гражданам.

    2) Равные доли опрошенных в обеих группах затруднились с ответом.

    3) Среди получивших среднее образование доля тех, кто считает, что государство должно обеспечивать нормальный уровень благосостояния всем гражданам, больше доли тех, кто считает, что государство должно оказывать помощь только оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    4) Доля тех, кто считает, что государство должно помогать только тем, кто не в состоянии обеспечить себя самостоятельно, больше среди получивших среднее образование.

    5) В обеих группах равные доли опрошенных ответили, что гражданин должен сам себя обеспечивать всем необходимым, и затруднились ответить.

    Ответ

    Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.

     

    1) К основным функциям политической элиты относят создание и потребление материальных благ.

    2) Политическая элита представляет собой относительно немногочисленную самостоятельную группу, способную принимать политические решения.

    3) Политическая элита  официально закреплённый источник власти в любом государстве.

    4) Политическая элита выдвигает политических лидеров.

    5) По отношению к власти политическую элиту подразделяют на правящую и контрэлиту.

    Ответ

    В государстве Z была проведена реформа избирательной системы. Какие изменения в законодательстве о выборах свидетельствуют об утверждении пропорциональной избирательной системы? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1.  Введение всеобщего, равного и прямого избирательного права.

    2.  Голосование за политические программы, а не за конкретных депутатов.

    3.  Распределение мест в парламенте в соответствии с количеством голосов, полученных партиями на выборах.

    4.  Введение 7%-го избирательного барьера для политических партий.

    5.  Проведение голосования по спискам политических партий.

    6.  Отражение хода избирательной кампании в СМИ.

    Ответ

    Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям человека и гражданина? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие права.

     

    1) своевременная уплата налогов 

    2) соблюдение Конституции Российской Федерации 

    3) защита Отечества 

    4) защита чести и достоинства 

    5) тайна переписки

    Ответ

    Установите соответствие между вопросами и субъектами власти Российской Федерации, к ведению которых они относятся; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ВОПРОСЫ

    СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ

    А) финансовое, кредитное, таможенное регулирование

    1) только федеральный центр

    Б) формирование федеральных органов государственной власти

    2) федеральный центр и субъекты РФ

    В) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

     

    Г) ядерная энергетика

     

    Д) внешнеэкономические отношения Российской Федерации

     

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Ответ

    Выберите верные суждения о нормах трудового права в Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1.  Работодатель имеет право обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.

    2.  Работник обязан незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей.

    3.  После подписания трудового договора работодатель может ознакомить работника с правилами внутреннего трудового распорядка.

    4.  Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено законодательством.

    5.  Трудовой договор может заключаться на неопределённый срок.

    Ответ

    Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

      
    ПРИМЕРЫ  

    МЕРЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

    В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    А) 

      увольнение по соответствующим основаниям

    Б) 

      выговор

    В) 

      лишение свободы на определённый срок

    Г) 

      замечание

    Д) 

      возмещение убытков

       
    1) 

      способы защиты гражданских прав по Гражданскому кодексу

    Российской Федерации

    2) 

      наказания по Уголовному кодексу Российской Федерации

    3)

      дисциплинарные взыскания по Трудовому кодексу

    Российской Федерации

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Ответ

    Гражданин РФ Егор Олегович работает нотариусом. Найдите в приведённом списке действия, входящие в круг полномочий нотариуса, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) налагать административную ответственность  

    2) давать разъяснения по вопросам совершения определённых правовых действий, относящихся к сфере его компетенции

    3) выносить решение по правовым спорам  

    4) удостоверять брачный договор

    5) изготовлять копии документов и выписки из них  

    6) осуществлять надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

    Ответ

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr

    Прочитайте текст и выполните задания 17–20. 

    В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы социальных связей, вследствие чего он существует и развивается как целостная система. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Первые являются
    принципиальными, фундаментальными ориентирами общественной жизни. Они осуществляют самую общую, стратегическую регуляцию поведения людей и социальных групп. 

     Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных институтов. Социальные нормы могут быть зафиксированы в письменных документах (законах, уставах, религиозных текстах) и могут существовать во мнениях, взглядах, обычаях, традициях. Однако всем им свойственны три основных способа регулирования: дозволение — указание на варианты поведения, которые не запрещены, желательны, но не
    обязательны; предписание — указание на требуемые действия; запрет — указание на действия, которые не следует совершать.

     В отличие от недавнего прошлого, когда действовал принцип “запрещено все, что не приказано (дозволено)”, в современных условиях утверждается новый принцип общественной жизни: “разрешено все, что не запрещено законом”.

     В отличие от права, мораль, во-первых, несет оценочную нагрузку (хорошо-плохо, справедливонесправедливо), во-вторых, в связи с этим ее нормы действуют прежде всего через внутренние психологические механизмы, где на первый план выступает совесть, долг, честь и т.д.

     Как правило, требования морали и права совпадают. Воровство аморально, а хищение имущества наказывается в административном или уголовном порядке, то же относится к насильственным действиям, клевете и т.п. Однако в некоторых случаях моральная и правовая оценка того или иного поступка неадекватны. Так, человек может поступить вполне правомерно, но при этом совершенно безнравственно, и наоборот. Это связано с несовершенством самих нормативных систем, а также, в некоторых случаях, с нравственными императивами субкультур, не совпадающих с общепринятыми правовыми и моральными нормами.

     Границы между позитивным и негативным девиантным поведением достаточно подвижны, к тому же существует множественность критериев оценки того или иного поведенческого акта. 

     Однако в качестве базового, исходного критерия следует выделить общечеловеческие ценности как принципиальные ориентиры социального прогресса (свобода, справедливость, права человека).

     

     (По Л.С. Башировой)

    Какие 3 основных способа регулирования свойственны всем социальным нормам? Какой новый принцип общественной жизни действует в современных условиях? Что следует выделить в качестве базового критерия отклоняющегося поведения?

    Ответ

    Прочитайте текст и выполните задания 17–20.


     В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы социальных связей, вследствие чего он существует и развивается как целостная система. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Первые являются принципиальными, фундаментальными ориентирами общественной жизни. Они осуществляют самую общую, стратегическую регуляцию поведения людей и социальных групп. 

     Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных институтов. Социальные нормы могут быть зафиксированы в
    письменных документах (законах, уставах, религиозных текстах) и могут существовать во мнениях, взглядах, обычаях, традициях. Однако всем им свойственны три основных способа регулирования: дозволение — указание на варианты поведения, которые не запрещены, желательны, но не
    обязательны; предписание — указание на требуемые действия; запрет — указание на действия, которые не следует совершать.

     В отличие от недавнего прошлого, когда действовал принцип “запрещено все, что не приказано (дозволено)”, в современных условиях утверждается новый принцип общественной жизни: “разрешено все, что не запрещено законом”.

     В отличие от права, мораль, во-первых, несет оценочную нагрузку (хорошо-плохо, справедливонесправедливо), во-вторых, в связи с этим ее нормы действуют прежде всего через внутренние психологические механизмы, где на первый план выступает совесть, долг, честь и т.д.

     Как правило, требования морали и права совпадают. Воровство аморально, а хищение имущества наказывается в административном или уголовном порядке, то же относится к насильственным действиям, клевете и т.п. Однако в некоторых случаях моральная и правовая оценка того или иного поступка неадекватны. Так, человек может поступить вполне правомерно, но при этом совершенно безнравственно, и наоборот. Это связано с несовершенством самих нормативных систем, а также, в некоторых случаях, с нравственными императивами субкультур, не совпадающих с общепринятыми правовыми и моральными нормами.

     Границы между позитивным и негативным девиантным поведением достаточно подвижны, к тому же существует множественность критериев оценки того или иного поведенческого акта. 

     Однако в качестве базового, исходного критерия следует выделить общечеловеческие ценности как принципиальные ориентиры социального прогресса (свобода, справедливость, права человека).

     

     (По Л.С. Башировой)

    В тексте упомянуты ключевые понятия социально гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,

     укажите не менее трёх основных признаков понятия «социальная группа»;

     объясните связь указанной автором сущности социальных ценностей и механизма социального контроля. (Объяснение с опорой на текст может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

    Ответ

    Прочитайте текст и выполните задания 17–20.


     В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы социальных связей, вследствие чего он существует и развивается как целостная система. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Первые являются принципиальными, фундаментальными ориентирами общественной жизни. Они осуществляют самую общую, стратегическую регуляцию поведения людей и социальных групп. 

     Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных институтов. Социальные нормы могут быть зафиксированы в
    письменных документах (законах, уставах, религиозных текстах) и могут существовать во мнениях, взглядах, обычаях, традициях. Однако всем им свойственны три основных способа регулирования: дозволение — указание на варианты поведения, которые не запрещены, желательны, но не
    обязательны; предписание — указание на требуемые действия; запрет — указание на действия, которые не следует совершать.

     В отличие от недавнего прошлого, когда действовал принцип “запрещено все, что не приказано (дозволено)”, в современных условиях утверждается новый принцип общественной жизни: “разрешено все, что не запрещено законом”.

     В отличие от права, мораль, во-первых, несет оценочную нагрузку (хорошо-плохо, справедливонесправедливо), во-вторых, в связи с этим ее нормы действуют прежде всего через внутренние психологические механизмы, где на первый план выступает совесть, долг, честь и т.д.

     Как правило, требования морали и права совпадают. Воровство аморально, а хищение имущества наказывается в административном или уголовном порядке, то же относится к насильственным действиям, клевете и т.п. Однако в некоторых случаях моральная и правовая оценка того или иного поступка неадекватны. Так, человек может поступить вполне правомерно, но при этом совершенно безнравственно, и наоборот. Это связано с несовершенством самих нормативных систем, а также, в некоторых случаях, с нравственными императивами субкультур, не совпадающих с общепринятыми правовыми и моральными нормами.

     Границы между позитивным и негативным девиантным поведением достаточно подвижны, к тому же существует множественность критериев оценки того или иного поведенческого акта. 

     Однако в качестве базового, исходного критерия следует выделить общечеловеческие ценности как принципиальные ориентиры социального прогресса (свобода, справедливость, права человека).

     

     (По Л.С. Башировой)

    Автор понимает право как внешнее по отношению к индивиду явление, регулирующее его поведение. Подтвердите эту характеристику права на примере норм 3 различных отраслей. 

    (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто)

    Ответ

    Прочитайте текст и выполните задания 17–20.


     В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы социальных связей, вследствие чего он существует и развивается как целостная система. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Первые являются принципиальными, фундаментальными ориентирами общественной жизни. Они осуществляют самую общую, стратегическую регуляцию поведения людей и социальных групп. 

     Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных институтов. Социальные нормы могут быть зафиксированы в
    письменных документах (законах, уставах, религиозных текстах) и могут существовать во мнениях, взглядах, обычаях, традициях. Однако всем им свойственны три основных способа регулирования: дозволение — указание на варианты поведения, которые не запрещены, желательны, но не
    обязательны; предписание — указание на требуемые действия; запрет — указание на действия, которые не следует совершать.

     В отличие от недавнего прошлого, когда действовал принцип “запрещено все, что не приказано (дозволено)”, в современных условиях утверждается новый принцип общественной жизни: “разрешено все, что не запрещено законом”.

     В отличие от права, мораль, во-первых, несет оценочную нагрузку (хорошо-плохо, справедливонесправедливо), во-вторых, в связи с этим ее нормы действуют прежде всего через внутренние психологические механизмы, где на первый план выступает совесть, долг, честь и т.д.

     Как правило, требования морали и права совпадают. Воровство аморально, а хищение имущества наказывается в административном или уголовном порядке, то же относится к насильственным действиям, клевете и т.п. Однако в некоторых случаях моральная и правовая оценка того или иного поступка неадекватны. Так, человек может поступить вполне правомерно, но при этом совершенно безнравственно, и наоборот. Это связано с несовершенством самих нормативных систем, а также, в некоторых случаях, с нравственными императивами субкультур, не совпадающих с общепринятыми правовыми и моральными нормами.

     Границы между позитивным и негативным девиантным поведением достаточно подвижны, к тому же существует множественность критериев оценки того или иного поведенческого акта. 

     Однако в качестве базового, исходного критерия следует выделить общечеловеческие ценности как принципиальные ориентиры социального прогресса (свобода, справедливость, права человека).

     

     (По Л.С. Башировой)

    Приведите 3 аргумента в обоснование того, что мораль способствует противодействию  и профилактике правонарушений.

    Ответ

    На графике изображено изменение ситуации на рынке печатных книг в стране Z. Предложение переместилось из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара). 

    Как изменилась равновесная цена? 

    Что могло вызвать изменение предложения? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания).

    Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях повысятся предпочтения потребителей читать электронные книги?

    Ответ

    В государстве Z развиваются современные технологии, возрастает роль непрерывного образования, процветает сфера услуг и происходит внедрение робототехники в производство.

    В результате внедрения новых технологий значительная часть рабочих промышленных предприятий потеряла работу. Недовольные рабочие решили провести согласованный митинг, целью которого было привлечение внимания государства к проблеме безработицы. Рабочих поддержала проигравшая на предыдущих выборах политическая партия, противостоящая политическому курсу правительства государства Z.

    К какому типу относится общество государства Z? Какой тип безработицы описан в условии задания? К какой группе прав и свобод человека и гражданина относится право проводить митинги? К какому виду / типу (по участию во власти / по отношению к ней) относится партия, поддержавшая рабочих?

    Ответ

    Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя нашего государства, права и свободы человека и гражданина. На основе положений Конституции Российской Федерации объясните смысл следующих характеристик российского государства.

    1) Федеративное государство; 2) Наличие условий для свободного предпринимательства; 3) Гарантия презумпции невиновности.

    Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.

    Ответ

    Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определенной теме.

    Выполните задания 24 и 25.

     

    Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Сущность фискальной политики». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

    Ответ

    Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определенной теме.

    Выполните задания 24 и 25.

    1) Обоснуйте необходимость существования налогообложения в любом государстве. (Обоснование должно быть дано в нескольких распространённых предложениях.) 

    2) Какие функции налогов существуют? (Назовите любые три функции) 

    3) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию этой функции в российском государстве. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

    Ответ

    Результаты тренировки
    Решено заданий 0
    Выполнено верно 0
    Выполнено частично верно 0
    Ошибки 0
    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне

    Скачать
    qr