Курс по подготовке к ЕГЭ стартует 20 января! Пиши слово «САЙТ» нам в tg и забирай скидку в 2000 рублей
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к субъектам законодательной инициативы в Российской Федерации.
1) Президент Российской Федерации; 2) Государственная Дума; 3) орган местного самоуправления; 4) Совет Федерации; 5) депутат Государственной Думы; 6) член Совета Федерации.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наука, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, способна оказывать эмоциональное воздействие на человека.
2) Основой морали являются представления человека о добре и зле, готовность поступать в соответствии с этими представлениями.
3) Религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.
4) Система образования реализует определённый общественный и государственный заказ.
5) Искусству свойственны рациональность и системность
Установите соответствие между отличительными признаками, фактами и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФАКТЫ |
ТИПЫ ОБЩЕСТВ |
А) начало серийного промышленного производства товаров массового потребления |
1) традиционное (аграрное) |
Б) выдвижение на первый план сферы услуг |
2) индустриальное |
В) преобладание натурального хозяйства |
3) постиндустриальное (информационное) |
Г) развитие инновационной экономики |
|
Д) появление массовой культуры |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д |
Ученик выполняет проектную работу по обществознанию: проводит микроисследование о том, какие книги читают его одноклассники. Найдите в приведённом ниже списке действия ученика, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) наблюдение за поведением одноклассников в библиотеке, книжном магазине
2) запись высказываний одноклассников о чтении книг
3) выявление закономерностей выбора книг
4) анкетирование одноклассников об их любимых книгах
5) выдвижение гипотезы
6) формулирование выводов
Выберите верные суждения об экономическом росте и его измерителях. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Валовой национальный продукт — это добавленная стоимость всего объёма товаров, услуг во всех сферах экономики страны независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на её территории.
2) К факторам интенсивного роста относят увеличение производственного капитала, задействованных трудовых, природных ресурсов.
3) Интенсивный экономический рост позволяет в определённой мере преодолеть ограниченность природных ресурсов.
4) Расчёт ВВП и ВНП на душу населения отражает уровень жизни населения и его изменение.
5) ВВП и ВНП подсчитываются как в текущих ценах, так и в ценах какого-либо базового года, что позволяет учесть уровень инфляции.
Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями государства в рыночной экономике: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА |
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА |
А) государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров |
1) социальное обеспечение |
Б) бесплатное предоставление отдельным группам граждан лекарственных препаратов населения |
2) организация производства общественных благ |
В) обеспечение охраны правопорядка |
|
Г) организация работы общественного транспорта |
|
Д) выплата пенсий, субсидий |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д |
Евгения Ильинична вкладывает свои сбережения в покупку ценных бумаг. Найдите в приведённом ниже списке ценные бумаги, которые она может приобрести в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) банкноты
2) купюры
3) облигации
4) акции
5) инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда
6) договор о страховании имущества
Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социализация — одна из форм социального контроля.
2) Социальный контроль направлен на поддержание общественной стабильности.
3) Социальный контроль — механизм регуляции общественной жизни, совокупность средств и методов социального воздействия на индивидов, группы.
4) Социальные статусы и социальные роли — элементы социального контроля.
5) Поведение индивида находится под контролем семьи, коллег по работе или ‘учёбе, соседей по дому и т. п.
Социологической службой страны Z был проведён опрос граждан об изучении иностранных языков. Городским и сельским жителям был задан вопрос: «Когда (в каком возрасте) лучше начинать изучение иностранного языка?»
Результаты опроса (данные указаны в %) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Большинство респондентов считают, что иностранный язык необходимо изучать.
2) Среди горожан доля тех опрошенных, кто ответил, что начать изучение иностранного языка нужно в начальной школе, не превышает долю тех, кто считает, что начать изучение иностранного языка нужно в дошкольном возрасте.
3) Большинство опрошенных сельских жителей считают, что начинать изучение иностранного языка нужно в начальной школе.
4) Доля горожан, которые считают, что начать изучение иностранного языка можно в любом возрасте на занятиях с репетитором, вдвое выше, чем доля сельских жителей.
5) Доля участников опроса, которые считают, что начать изучение иностранного языка нужно в 5 классе, составляет десятую часть в обеих группах опрошенных.
Выберите верные суждения о политическом лидерстве и лидерах. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Любой политический лидер своей деятельностью подкрепляет авторитет власти.
2) В зависимости от способа легитимации власти выделяют демократический и харизматический типы лидерства.
3) Политическое лидерство — это способность определённого лица решающим образом постоянно влиять на всё общество, группу, организацию.
4) Лидеры (как и элиты) бывают общенациональными, региональными, местными.
5) Национальный политический лидер выступает как гарант справедливости, законности и порядка.
В государстве была зарегистрирована новая политическая партия. Она имеет центральный офис и региональные отделения, а также множество постоянных членов. Партия выступает за сохранение традиционных ценностей, отстаивает необходимость приспособления любых изменений в обществе к традиционным институтам. Политическая партия во время выборов набрала необходимое количество голосов и получила большинство мест в парламенте.
Что из перечисленного характеризует тип политической партии, описанный в данной ситуации? Запишите цифры, под которыми указаны верные характеристики.
1) правящая
2) консервативная
3) оппозиционная
4) либеральная
5) массовая
6) кадровая
Выберите в приведённом списке положения, характеризующие социально-экономические права (свободы) гражданина Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Каждый имеет право на отдых.
2) Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
3) Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
4) Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
5) Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ‚ которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ |
СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
А) решение вопросов гражданства Российской Федерации |
1) Конституционный Суд Российской Федерации |
Б) обеспечение функционирования системы социальной защиты инвалидов |
2) Президент Российской Федерации |
В) осуществление мер, направленных на сохранение уникального природного и биологического многообразия страны |
3) Правительство Российской Федерации |
Г) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти |
|
Д) осуществление помилования |
|
Выберите верные суждения о гражданском судопроизводстве в Российскойь Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Гражданское судопроизводство — это основанная на законе деятельность управомоченных органов и лиц по расследованию преступлений.
2) Сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и обвиняемый.
3) Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства всех граждан перед законом и судом.
4) Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально.
5) Судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
Установите соответствие между особенностями регулирования трудовых отношений с работниками и разными категориями работников согласно Трудовому кодексу Российской Федерации: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ |
КАТЕГОРИИ |
А) нормальная продолжительность рабочего времени |
|
Б) при заключении трудового договора в нём |
2) все несовершеннолетние |
В) необходимость для заключения трудового договора. |
3) совершеннолетние работники |
Г) запрет выполнения работ, которые могут причинить |
|
Д) право получить ежегодный основной оплачиваемый |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Макар Устинович — прокурор. Найдите в приведённом списке действия, входящие в круг его полномочий, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) надзор за соблюдением законодательства органами власти и должностными лицами
2) удостоверение брачного договора
3) свидетельство подлинности копий документов
4) участие в рассмотрении дела судами в качестве государственного обвинителя
5) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
6) признание подсудимого виновным в совершении преступления
Прочитайте текст и выполните задания 17-20
Спрос на труд – это то количество работников, которое готовы нанять производители на каждый данный момент при заданном уровне зарплаты. Главная особенность спроса на труд в том, что он производный, т.е. нанимателю рабочая сила нужна не сама по себе, а для того, чтобы производить конкретные товары или услуги. Поэтому спрос на труд непосредственно определяется ситуацией на товарном рынке. Рынок чутко реагирует на рост или падение покупательского спроса, а также на изменения производственных технологий.
Предложение труда – это предложение наемным работником принадлежащей ему и неотделимой от него способности к труду, выступающей на рынке труда в качестве товара, работодателю за определѐнную ставку зарплаты и на определѐнный период времени.
Если спрос на труд формируется на уровне организации (предприятия), т.е. на микроуровне, то предложение рабочей силы выступает на уровне отрасли или национальной экономики, т.е. формируется как макроэкономическая категория. Но начинается формирование предложения рабочей силы с конкретного человека (индивидуума) и имеет индивидуальный характер.
В основе теории индивидуального предложения труда лежит одна простая идея: все люди, независимо от пола, возраста, образования, доходов и т.д., равны в одном – у каждого из них есть 24 часа в сутки, человек распределяет эти 24 часа по своему усмотрению между трудом и досугом. Под трудом в данном случае понимается работа за плату. Под досугом понимается все остальное время, которое он может тратить на сон, еду, дорогу, развлечения, хобби, образование, занятия с детьми, работу на дому или в саду – все то, что не оплачивается.
Человеческий капитал можно определить как меру воплощенной в человеке способности приносить доход, т.е. это воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков, опыта, культуры и мотиваций, способный генерировать поток доходов длительное время и отражающий совокупность дружеских, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности. Он включает как врожденные (природные) способности и таланты (силу, выносливость, сообразительность и т.д.), так и приобретаемые в течение жизни человека (в детстве и в более зрелом возрасте) черты, качества и свойства, так или иначе отражающиеся на его продуктивности.
(На основе заданий из реального ЕГЭ 2023)
В чем заключается главная особенность рынка труда? Какая идея лежит в основе теории индивидуального предложения труда? Что такое человеческий капитал? (Ответы на три вопроса даются только на основе текста.)
Прочитайте текст и выполните задания 17-20
Спрос на труд – это то количество работников, которое готовы нанять производители на каждый данный момент при заданном уровне зарплаты. Главная особенность спроса на труд в том, что он производный, т.е. нанимателю рабочая сила нужна не сама по себе, а для того, чтобы производить конкретные товары или услуги. Поэтому спрос на труд непосредственно определяется ситуацией на товарном рынке. Рынок чутко реагирует на рост или падение покупательского спроса, а также на изменения производственных технологий.
Предложение труда – это предложение наемным работником принадлежащей ему и неотделимой от него способности к труду, выступающей на рынке труда в качестве товара, работодателю за определѐнную ставку зарплаты и на определѐнный период времени.
Если спрос на труд формируется на уровне организации (предприятия), т.е. на микроуровне, то предложение рабочей силы выступает на уровне отрасли или национальной экономики, т.е. формируется как макроэкономическая категория. Но начинается формирование предложения рабочей силы с конкретного человека (индивидуума) и имеет индивидуальный характер.
В основе теории индивидуального предложения труда лежит одна простая идея: все люди, независимо от пола, возраста, образования, доходов и т.д., равны в одном – у каждого из них есть 24 часа в сутки, человек распределяет эти 24 часа по своему усмотрению между трудом и досугом. Под трудом в данном случае понимается работа за плату. Под досугом понимается все остальное время, которое он может тратить на сон, еду, дорогу, развлечения, хобби, образование, занятия с детьми, работу на дому или в саду – все то, что не оплачивается.
Человеческий капитал можно определить как меру воплощенной в человеке способности приносить доход, т.е. это воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков, опыта, культуры и мотиваций, способный генерировать поток доходов длительное время и отражающий совокупность дружеских, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности. Он включает как врожденные (природные) способности и таланты (силу, выносливость, сообразительность и т.д.), так и приобретаемые в течение жизни человека (в детстве и в более зрелом возрасте) черты, качества и свойства, так или иначе отражающиеся на его продуктивности.
(На основе заданий из реального ЕГЭ 2023)
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
– укажите не менее двух основных признаков заработной платы;
– объясните связь любого из указанных автором факторов, которые обуславливают индивидуальный характер сделок сделок на рынке труда (разнообразие технологий, профессиональная квалификация и т.д. – текст) с задачами развития человеческого капитала. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространенных предложения.)
Прочитайте текст и выполните задания 17-20
Спрос на труд – это то количество работников, которое готовы нанять производители на каждый данный момент при заданном уровне зарплаты. Главная особенность спроса на труд в том, что он производный, т.е. нанимателю рабочая сила нужна не сама по себе, а для того, чтобы производить конкретные товары или услуги. Поэтому спрос на труд непосредственно определяется ситуацией на товарном рынке. Рынок чутко реагирует на рост или падение покупательского спроса, а также на изменения производственных технологий.
Предложение труда – это предложение наемным работником принадлежащей ему и неотделимой от него способности к труду, выступающей на рынке труда в качестве товара, работодателю за определѐнную ставку зарплаты и на определѐнный период времени.
Если спрос на труд формируется на уровне организации (предприятия), т.е. на микроуровне, то предложение рабочей силы выступает на уровне отрасли или национальной экономики, т.е. формируется как макроэкономическая категория. Но начинается формирование предложения рабочей силы с конкретного человека (индивидуума) и имеет индивидуальный характер.
В основе теории индивидуального предложения труда лежит одна простая идея: все люди, независимо от пола, возраста, образования, доходов и т.д., равны в одном – у каждого из них есть 24 часа в сутки, человек распределяет эти 24 часа по своему усмотрению между трудом и досугом. Под трудом в данном случае понимается работа за плату. Под досугом понимается все остальное время, которое он может тратить на сон, еду, дорогу, развлечения, хобби, образование, занятия с детьми, работу на дому или в саду – все то, что не оплачивается.
Человеческий капитал можно определить как меру воплощенной в человеке способности приносить доход, т.е. это воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков, опыта, культуры и мотиваций, способный генерировать поток доходов длительное время и отражающий совокупность дружеских, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности. Он включает как врожденные (природные) способности и таланты (силу, выносливость, сообразительность и т.д.), так и приобретаемые в течение жизни человека (в детстве и в более зрелом возрасте) черты, качества и свойства, так или иначе отражающиеся на его продуктивности.
(На основе заданий из реального ЕГЭ 2023)
Используя обществоведческие знания, назовите любые три права работника согласно Трудовому кодексу РФ и приведите пример реализации каждого из этих прав. (В каждом случае сначала назовите право, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Прочитайте текст и выполните задания 17-20
Спрос на труд – это то количество работников, которое готовы нанять производители на каждый данный момент при заданном уровне зарплаты. Главная особенность спроса на труд в том, что он производный, т.е. нанимателю рабочая сила нужна не сама по себе, а для того, чтобы производить конкретные товары или услуги. Поэтому спрос на труд непосредственно определяется ситуацией на товарном рынке. Рынок чутко реагирует на рост или падение покупательского спроса, а также на изменения производственных технологий.
Предложение труда – это предложение наемным работником принадлежащей ему и неотделимой от него способности к труду, выступающей на рынке труда в качестве товара, работодателю за определѐнную ставку зарплаты и на определѐнный период времени.
Если спрос на труд формируется на уровне организации (предприятия), т.е. на микроуровне, то предложение рабочей силы выступает на уровне отрасли или национальной экономики, т.е. формируется как макроэкономическая категория. Но начинается формирование предложения рабочей силы с конкретного человека (индивидуума) и имеет индивидуальный характер.
В основе теории индивидуального предложения труда лежит одна простая идея: все люди, независимо от пола, возраста, образования, доходов и т.д., равны в одном – у каждого из них есть 24 часа в сутки, человек распределяет эти 24 часа по своему усмотрению между трудом и досугом. Под трудом в данном случае понимается работа за плату. Под досугом понимается все остальное время, которое он может тратить на сон, еду, дорогу, развлечения, хобби, образование, занятия с детьми, работу на дому или в саду – все то, что не оплачивается.
Человеческий капитал можно определить как меру воплощенной в человеке способности приносить доход, т.е. это воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков, опыта, культуры и мотиваций, способный генерировать поток доходов длительное время и отражающий совокупность дружеских, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности. Он включает как врожденные (природные) способности и таланты (силу, выносливость, сообразительность и т.д.), так и приобретаемые в течение жизни человека (в детстве и в более зрелом возрасте) черты, качества и свойства, так или иначе отражающиеся на его продуктивности.
(На основе заданий из реального ЕГЭ 2023)
С помощью трёх аргументов подтвердите позитивное влияние инвестиций в человеческий капитал на социально-экономическое развитие страны. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение.)
На графике изображено изменение ситуации на рынке спортивной одежды в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике Р – цена товара; Q – количество товара.)
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях упадёт цена ткани для пошива спортивной одежды?
Супруги Елизавета и Герман Петровых живут в одной квартире с их двумя детьми, которые учатся в школе; кроме того, с ними совместно ведут хозяйство родители Германа и бабушка Елизаветы. Перед очередными выборами в Государственную Думу Российской Федерации Герман был повышен на работе и стал заместителем директора своей фирмы.
Какой вид социальной мобильности (по направленности) представлен в задании? К какому типу (по составу) принадлежит семья Петровых? Что является основанием для начала трудовых отношений между работником и работодателем? Раз в сколько лет проходят выборы в Государственную Думу Российской Федерации?
Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя нашего государства, права и свободы человека и гражданина.
На основе положений Конституции Российской Федерации объясните смысл следующих характеристик нашего государства: 1) гарантия презумпции невиновности; 2) федеративное государство; 3) светское государство.
(Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определëнной теме.
Выполните задания 24 и 25.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Искусство». Сложный план должен содержать не менее трех пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трех, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определëнной теме.
Выполните задания 24 и 25.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте динамичный характер современного искусства. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Назовите трёх любых отечественных деятелей, получивших известность в разных видах искусства. (И виды искусства, и деятели не должны повторяться в ответе).
3) Проиллюстрируйте примером вклад в культуру каждого из деятелей, названных в пункте 2. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)