Узнать больше
Снова доступен
Как, по мнению автора, связаны социальный статус и социальная роль? Что придаёт объективный характер социальной роли (используя текст, укажите два фактора)?
Каждый статус обычно включает в себя ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведёт себя со студентами, с другими преподавателями факультета, с представителями министерства или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором…
Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее чётко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит своё поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы всё делалось «как надо».
Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – и соответствующая ей система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения…
В социологии «социальная роль» чаще всего понимается как безличная норма или функция, связанная с определённой социальной позицией и не зависящая от личных свойств занимающих эту позицию индивидов. «Роль» учителя, инженера или отца семейства социологически задана общественным разделением труда и иными объективными процессами, не зависящими от воли отдельного индивида. Хотя требования, предъявляемые человеку, занимающему эту позицию, далеко не всегда формулируются так однозначно, как в воинском уставе или должностной инструкции, они объективны…
Любая классификация социальных ролей предполагает точку зрения либо от общества (группы), либо от индивида; учитывается также степень жёсткости, структурированности соответствующих отношений (статусные или ситуативные роли и т.п.). Значение имеет и уровень индивидуальных усилий, необходимых для их получения (приписываемые или достигаемые).
Разные роли не совпадают друг с другом и часто противоречат друг другу. Связанные с этим межролевые конфликты создают диссонанс и активизируют работу самосознания, побуждая индивида координировать разные стороны своей деятельности соответственно какой-либо шкале ценностей.
Каждая социальная роль есть взаимоотношение, которое его участники могут определять по-разному. Внутриролевые конфликты также предполагают необходимость самостоятельного, индивидуального определения собственной роли со всей вытекающей отсюда мерой ответственности.
Любая перестройка ролевой системы личности сопровождается соответствующими изменениями в «образе Я». Потеря социально и личностно значимых ролей обычно переживается болезненно. Но самоуважение индивида зависит не только от престижности его ролей, но и от того, как он оценивает свою успешность в осуществлении главных, личностно значимых ролей.
Похожие задания
15Узнай, за какие задания дают больше всего баллов и что учить в первую очередь