Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Люди всегда стремились, стремятся и будут стремиться понять, что такое свобода.
2) Внешняя свобода, в отличие от внутренней, бывает абсолютной.
3) Человек, внутренне свободный, всё равно внешне зависит от общества.
4) Без совести нет свободы, она ложная, человек без совести вовсе не свободный, он — раб внешних обстоятельств.
5) Свободный человек слушает не только совесть.
(1)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. (2)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. (3)Бесконечное не определимо в словах. (4)Оно выше слов.
(5)Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.
(6)Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. (7)Как же это получается?
(8)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (9)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
(10)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.
(11)Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. (12)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
(13) В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (14)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (15) Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
(16) Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. (17) В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (18)В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. (19)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (20)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил.
(21)Человек свободный – это человек, свободный внутренне. (22)Как и все люди, внешне он зависит от общества, но внутренне он независим. (23)Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.
(24)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (25)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. (26)Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
(27)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
(28)Что такое внутренняя свобода?
(29)Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. (30)Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.
(31)От чего свободен внутренне свободный человек? (32)Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью. (33)От расхожего общего мнения. (34)Он независим от толпы. (35)Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. (36)Свободен от предубеждений. (37)Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.
(38)Можно сказать так: в нем свободно человеческое.
(39)Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. (40)Он ценит свободу каждого человека. (41)Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – он всегда владеет ею. (42)Она дана ему в вечное владение. (43)Он не живет для свободы, а живет свободно.
(44)Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.
(45)Каждый из нас встречал свободных людей. (46)Их всегда любят. (47)Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. (48)Это очень важно понять. (49)От чего не свободен свободный человек?
(50)От совести.
(51)Что такое совесть?
(52)Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. (53)Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. (54)Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. (55)Такого человека называют как угодно, но только не свободным. (56)Свобода в общем сознании воспринимается как добро.
(57)Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. (58)Потому что совесть не бывает своя. (59)Совесть и своя, и общая. (60)Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. (61)Совесть – то, что соединяет людей.
(62)Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. (63)Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. (64)Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. (65) Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. (66)И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда. (67)Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. (68)Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. (69)Свободный человек строго слушается совести – но только ее.
(70)Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. (71)Это главное в воспитании.
(72)Никакого вакуума нет. (73)Никакого госзаказа на воспитание не нужно. (74)Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.
(По С. Л. Соловейчику*)
*Симон Львович Соловейчик (1930 — 1996) — российский публицист, педагог и философ.
Похожие задания
15