1. Французский писатель и философ А. Камю (1913—1960) утвер-ждал: «Свобода - это в первую очередь не привилегии, а обязан-ность». Как вы понимаете эти слова? Почему обязанность? Объясни-те, опираясь на текст учебника.
2. Моральный выбор - дело трудное и ответственное. И никуда от него не уйти. Всю жизнь мы находимся в положении сказочного
постоянно должны выбирать свой путь, варианты дей-
ствий, поступков. Но бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется
- пусть другие решают.
Оцените ситуацию уклонения от выбора, её последствия, нрав-
ственную сторону. И вообще, есть ли в этом случае повод для разго-вора: человек ведь отказался от поступка, что же оценивать? В чём
3*. «Мораль начинается там, где кончаются разговоры» (А. Швей-цер). Объясните, как вы понимаете это утверждение.
4. Слову «карьеризм» придают отрицательный оттенок. Может
ли стремление сделать карьеру сочетаться с моралью? Да или нет?
5. Раскройте смысл слов философа Ж.-П. Сартра: «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым всё-таки выбираю».
1. Слова А. Камю о свободе как обязанности подчеркивают, что свобода не является просто правом или привилегией, а связана с ответственностью за свои действия и выбор. Свобода дает возможность выбирать, но и обязывает принимать последствия этих выборов. Обязанность включает в себя понимание, что каждый наш поступок влияет на других людей и общество в целом. В учебниках по философии часто подчеркивается, что истинная свобода проявляется в способности действовать морально, а не эгоистично. Свобода без ответственности может привести к хаосу и анархии, поэтому Камю говорит о необходимости осознания своих обязательств перед другими.
2. Уклонение от выбора — это форма отказа от ответственности, которая может привести к негативным последствиям как для самого человека, так и для общества. Когда кто-то не принимает решение, он фактически передает свою судьбу в руки других, что может закончиться неподобающими последствиями. Нравственная сторона этого уклонения заключается в том, что каждый из нас способен и обязан осознавать свою ответственность за будущее, которое мы формируем своими действиями. К тому же, даже отказ от выбора — это также выбор, и он имеет последствия. Мы можем рассмотреть такую позицию как этически сомнительную, ведь она игнорирует возможность активного участия в жизни.
3. Утверждение А. Швейцера «Мораль начинается там, где кончаются разговоры» говорит о том, что настоящая мораль проявляется не в словах, а в действиях. Мы можем обсуждать принципы, моральные дилеммы и идеалы, но реальная жизнь требует от нас решений и поступков. Важнее всего действовать на основе морали, а не просто вести дискуссии. Моральные ценности требуют практического применения — в помощи другим, борьбе с несправедливостью, противостоянии злу. Таким образом, разговоры сами по себе не имеют ценности, если за ними не следуют реальные действия.
4. Стремление сделать карьеру может сочетаться с моралью, если это стремление основано на честных усилиях, уважении к другим и понимании социальной ответственности. Важно, как именно человек достигает своих карьерных целей: использование манипуляций и недобросовестной конкуренции открывает путь к карьеризму с отрицательным оттенком. Если же карьерные цели достигаются честным трудом и уважением к окружающим, это может не только сочетаться с моралью, но и служить примером для других.
5. Фраза Ж.-П. Сартра «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым всё-таки выбираю» иллюстрирует экзистенциалистскую идею о том, что отсутствие выбора само по себе является выбором. Человек, уклоняясь от принятия решения, все равно создает свой путь и демонстрирует свою позицию. Он выбирает быть пассивным и ждет, что с ним сделают другие. Таким образом, даже без активных решений мы формируем нашу жизнь и несём ответственность за результаты своих действий или бездействий. Эта идея подчеркивает важность выбора и осознанности в нашей жизни, так как каждый из нас отвечает за то, как мы реагируем на окружающий мир.