Спишите , обазначая грамотические основы.Определите характер смысловых отношений между частями бессоюзных сложных предложений. Объясните рас- становку знаков препинания внутри частей сложного предложения. Проведите синтаксический разбор одного бессоюзного предложения (на выбор).
1. Дома Фому встретили торжественно: отец подарил мальчику серебряную ложку с затейливым вензелем, а тётка шарф соб- ственного вязания. (М. Горький) 2. Лесная лужайка вся насыщена холодной росой, насекомые спят, многие цветы ещё не раскрыли венчиков. (М. Пришвин) 3. Ругаться будут — не бойся. (Ф. Гладков) 4. Он гость я хозяин. (Э. Багрицкий) 5. Метель не утихала, небо не прояснялось. (А. Пушкин) 6. Двери, окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. (И. Гончаров) 7. Взгляни, мой друг, по небу голубому, как лёгкий дым, несутся облака. (В. Красов) 8. Наступила тишина природа словно подозрительно прислуши- валась. (В. Вересаев) 9. Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал. (П. Коган)
Давайте разберем предложенные бессоюзные сложные предложения по указанным критериям.
### 1. Дома Фому встретили торжественно: отец подарил мальчику серебряную ложку с затейливым вензелем, а тётка шарф собственного вязания. (М. Горький)
**Грамматические основы**:
- Дома Фому встретили (основа: "встретили")
- отец подарил (основа: "подарил")
- тётка шарф собственного вязания (основа: "тётка")
**Смысловые отношения**:
- Последовательное уточнение о том, как встретили Фому: первое предложение устанавливает фон (где это произошло), второе и третье являются следствием этого известия (что подарили).
**Знаки препинания**:
- Двоеточие перед перечислением предметов подарков. Запятая между частями бессоюзного сложного предложения не ставится, так как вторая часть ("тётка шарф...") уточняет первое сказанное о подарках.
### 2. Лесная лужайка вся насыщена холодной росой, насекомые спят, многие цветы ещё не раскрыли венчиков. (М. Пришвин)
**Грамматические основы**:
- лесная лужайка насыщена (основа: "насыщена")
- насекомые спят (основа: "спят")
- многие цветы не раскрыли (основа: "не раскрыли")
**Смысловые отношения**:
- Общее состояние природы, акцент на том, что все части связаны единой темой (природа наполнена, покой и ожидание).
**Знаки препинания**:
- Запятая разделяет части предложения, так как они несут собственный смысл и не зависят друг от друга.
### 3. Ругаться будут — не бойся. (Ф. Гладков)
**Грамматические основы**:
- Ругаться будут (основа: "будут")
- не бойся (основа: "бойся")
**Смысловые отношения**:
- Угрозы и уверенность: первое предложение предостерегает, второе успокаивает.
**Знаки препинания**:
- Дефис указывает на резкий переход к новому смыслу (рекомендация не бояться в контексте ожидаемой угрозы).
### 4. Он гость я хозяин. (Э. Багрицкий)
**Грамматические основы**:
- Он гость (основа: "гость")
- я хозяин (основа: "хозяин")
**Смысловые отношения**:
- Противостояние или противопоставление ролей: кто есть кто.
**Знаки препинания**:
- Здесь отсутствуют знаки препинания, что подчеркивает резкость утверждения.
### 5. Метель не утихала, небо не прояснялось. (А. Пушкин)
**Грамматические основы**:
- метель не утихала (основа: "не утихала")
- небо не прояснялось (основа: "не прояснялось")
**Смысловые отношения**:
- Описание одной ситуации; оба предиката передают негативные состояния.
**Знаки препинания**:
- Запятая используется, поскольку каждое из предложений несет отдельную информацию.
### 6. Двери, окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. (И. Гончаров)
**Грамматические основы**:
- Двери, окна отворены (основа: "отворены")
- в саду не шелохнётся лист (основа: "шелохнётся")
**Смысловые отношения**:
- Описание обстановки, где открытые двери и окна создают картину тишины.
**Знаки препинания**:
- Запятые разделяют однородные члены (двери и окна), и перед последней частью уместна запятая для выделения новой информации.
### 7. Взгляни, мой друг, по небу голубому, как лёгкий дым, несутся облака. (В. Красов)
**Грамматические основы**:
- Взгляни (основа: "взгляни")
- несутся облака (основа: "несутся")
**Смысловые отношения**:
- Призыв взглянуть и последующее описание того, что можно увидеть.
**Знаки препинания**:
- Вводные слова выделяются запятыми, а также наблюдаем использование запятой для отделения сравнительного оборота.
### 8. Наступила тишина природа словно подозрительно прислушивалась. (В. Вересаев)
**Грамматические основы**:
- тишина наступила (основа: "наступила")
- природа прислушивалась (основа: "прислушивалась")
**Смысловые отношения**:
- Параллельное состояние: тишина и активное поведение природы.
**Знаки препинания**:
- Запятых нет, при этом происходит соединение двух явлений.
### 9. Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал. (П. Коган)
**Грамматические основы**:
- Я не любил (основа: "не любил")
- я угол рисовал (основа: "рисовал")
**Смысловые отношения**:
- Противопоставление двух предпочтений: ненависть к одному и любовь к другому.
**Знаки препинания**:
- Запятая ставится, потому что части имеют самостоятельный смысл и находятся в прямом контексте.
### Синтаксический разбор одного бессоюзного предложения
**Предложение**: Метель не утихала, небо не прояснялось.
1. **Метель** - подлежащее, существительное, 1-е склонение.
2. **не утихала** - сказуемое, глагол, прошедшее время, женский род (не отрицание).
3. **небо** - подлежащее, существительное, 2-е склонение.
4. **не прояснялось** - сказуемое, глагол, прошедшее время, средний род (не отрицание).
В этом предложении два простых предложения соединены запятой, так как каждое из них имеет свою грамматическую основу и однородные функции.