Таких скидок больше не будет!

осталось мест 57
Новая Школа - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ
При поддержке
Посмотреть все тесты нейросети

Тест на тему Особенности номинации географических объектов и явлений. Казахские народные географические термины

14 сентября 2025 18:04

{Другой предмет}
9 Класс

Этот тест сгенерирован искусственным интеллектом. Возможны ошибки.

Сгенерировать свой тест

Тест по географии Тема: Особенности номинации географических объектов и явлений. Казахские народные географические термины Класс: 9 Тип вопросов: Открытые вопросы Количество вопросов: 10 Вывод теста с ответами: Да

Инструкция для учеников:

  • Ответы писать развернуто, обоснованно и по существу.
  • Там, где нужно, приводить примеры казахских народных географических терминов и их переводы на русский.

Вопросы теста

  1. Дайте определение понятию номинации географических объектов и явлений. Какие особенности характерны для казахских народных географических терминов?

  2. Какие признаки характерны для казахских народных географических терминов? Перечислите 5–6 признаков и поясните, как они связаны с восприятием ландшафта.

  3. Назовите 6 казахских народных географических терминов и переведите их на русский. Укажите, какие природные объекты обозначают эти термины. Пример формата ответа: кół — озеро; өзен — река; тау — гора; дала — степь; бұлақ — родник; арал — остров.

  4. В чём состоят основные отличия казахских народных географических терминов от общепринятых научно-географических названий? Укажите по крайней мере 3 различия.

  5. Опишите, как природно-климатические условия Казахстана влияют на номинацию географических объектов в казахской традиции. Приведите 2–3 примера названий, которые иллюстрируют этот фактор.

  6. Назовите 3 характерных типа образования казахских народных географических терминов и поясните, чем они отличаются: простые корневые слова, сложные термины (сложение корней/слов), заимствования и адаптация. Приведите примеры любых соответствующих терминов (по возможности приведите реальные примеры в скобках).

  7. Объясните, как культурно-исторические факторы кочевого образа жизни Казахстана нашли отражение в названиях географических объектов. Приведите 2–3 примера и поясните их значение.

  8. Какую роль в сохранении казахских народных географических терминов играет устная традиция и современная письменная фиксация? Какие задачи стоит поставить школьнику для сохранения этих терминов?

  9. Сравните казахские слова для двух географических объектов: остров и мыс. Назовите казахские термины и кратко опишите их значения и употребление (арал — остров, мыс — мыс/нос мысовой). Приведите примеры употребления в речи.

  10. Практическое задание: составьте мини-проект. На основе карты своего района выпишите 10 казахских народных географических терминов (с переводом на русский и кратким объяснением значений). Обоснуйте происхождение терминов (кто/какой фактор повлиял: климат, ландшафт, история населения) и укажите, какие объекты они обозначают.

Ответы к тесту (образец правильных ответов)

  1. Номинация географических объектов — это процесс закрепления наименований за природными объектами и явлениями языком общества. Казахские народные географические термины характеризуются образностью, тесной связью с конкретным ландшафтом и образом жизни народа, историчной обусловленностью, устной передачей и частым сохранением в языке повседневной речи, а не только в научной номенклатуре.

  2. Признаки:

  • образность и народная источникность (названия часто отражают вид ландшафта или его свойства);
  • тесная связь с бытовым опытом кочевников и сельского хозяйства;
  • упоминание природных ресурсов и водных объектов;
  • простота и запоминаемость;
  • сохранение в речи и устной традиции;
  • возможное отражение климата и климатических условий региона.
  1. Примеры и переводы:
  • көл — озеро;
  • өзен — река;
  • тау — гора;
  • дала — степь;
  • бұлақ — родник;
  • арал — остров.
  1. Отличия:
  • происхождение: народные термины — исконно-тюркские/казахские, а научно-географические — систематизированные, часто международно принятые названия;
  • смысловой характер: народные термины образны и отражают ландшафт и ресурсы, а научные — более точны и иерархичны;
  • употребление: народные употребляются в повседневной речи и устной культуре, научные — в учебниках, картах и науке;
  • изменение языка: народные термины чаще подвержены изменению и локальной вариативности, в то время как научные — более стабильны и стандартизированы.
  1. Примеры влияния климата и ландшафта:
  • наличие воды порождает названия типа көл (озеро), бұлақ (родник);
  • засушливые степи и пустыни сопровождаются такими терминами, как дала (степь) и құм (песок/пустыня);
  • присутствие воды и ландшафта вдоль рек создают названия, связанные с руслом реки и источниками воды.
  1. Типы образования терминов:
  • простые корневые слова: көл, өзен, тау, дала, бұлақ, арал;
  • сложные термины (сложение корней/слов): формируются путём сочетания двух или более корней/слов, образуя новое значение, например сочетание “водо-земля” или сочетания, отражающие сочетание объектов и их свойств (конкретные примеры зависят от регионального лексикона);
  • заимствования и адаптация: заимствованные формы из других языков с адаптацией под казахское произношение и графику (курсивно — примеры зависят от региона).
  1. Кочевой образ жизни и исторические факторы нашли отражение в названиях, связанных с наличием воды, пастбищных угодий, путей миграции, водных источников и т. п. Примеры: названия мест с водными ресурсами, названия, связанные с путями кочевки, названия, отражающие особенности ландшафта (реки, озера и пр.) — все это демонстрирует связь кочевого образа жизни с географической средой.

  2. Роль устной традиции и письменной фиксации: устная традиция сохраняет множество народных терминов, передавающихся из поколения в поколение; письменные источники (карты, учебники, словари) помогают стандартизировать и сохранять термины для дальнейшего использования. Задачи школьников: документировать термины, вести мини-словарь региона, на карте помечать названия и давать объяснения, проводить проекты по сбору локальных названий.

  3. Остров и мыс:

  • арал — остров;
  • мыс — мыс (нос мысовой); Оба слова используются в казахском языке и указывают на географические объекты: остров и мыс соответственно. Примеры употребления: «Бұл аралда пальма өседі» (На этом острове растут пальмы), «Территорияның оң жағында мыс орналасқан» (На правом берегу расположен мыс).
  1. Мини-проект: можно составить словарь на 10 казахских народных географических терминов с переводами и пояснениями происхождения; указать, какой объект обозначают; дополнить карту региона примерами. Включить краткие примеры источников происхождения: климат, ландшафт, история населения, устная традиция.

Примечания по оцениванию (помощь учителю):

  • Уровень ответов: 0–2 балла за формулировку и полноту; 3–4 балла за примеры и ясность примеров; 5 баллов за развернутые объяснения и использование терминов.
  • Всего: 10 вопросов, можно распределить баллы по сложности: вопросы 1–4 – по 2–4 балла, вопросы 5–10 – по 3–5 баллов в зависимости от полноты ответа.

Если хотите, могу доработать вопросы под конкретный учебник или регион Казахстана, подобрать более точные казахские термины и привести дополнительные примеры на карте региона вашего города или области.


Сгенерировать свой тест

Популярные тесты

{Другой предмет}
7 Класс
{Другой предмет}
7 Класс
{Другой предмет}
7 Класс
Обществознание
6 Класс

Саша — ассистент в телеграмме