Таких скидок больше не будет!

осталось мест 57
Новая Школа - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ
При поддержке
Посмотреть все тесты нейросети

Тест на тему Олимпиада по праву

28 сентября 2025 21:32

{Другой предмет}
9 Класс

Этот тест сгенерирован искусственным интеллектом. Возможны ошибки.

Сгенерировать свой тест

Вот тест для 9 класса по теме Олимпиада по праву. Тип вопросов — открытые. Всего 5 вопросов. Под каждым вопросом — пример правильного ответа.

  1. Вопрос 1 Перечислите основные источники права Российской Федерации и дайте каждому короткое определение. Приведите по одному примеру для каждого источника.

Ответ (пример решения):

  • Конституция РФ — верховный источник права, закрепляющий основы строя, права и свободы граждан. Пример: конституционные права человека, например свобода совести и вероисповедания.
  • Закон — нормативно-правовой акт, принятый законодательно-правовым органом; регулирует общественные отношения в определенной сфере. Пример: Гражданский кодекс РФ.
  • Подзаконные акты — нормативные акты исполнительной власти, которые конкретизируют и применяют законы. Пример: постановление Правительства РФ, указ Президента РФ.
  • Международный договор — правовой акт между государствами, который ратифицирован и вступил в силу для РФ; применяется на территории страны после ратификации. Пример: Конвенция ООН о правах ребенка (ратифицирована РФ).
  • Правовой обычай — устойчиво сложившаяся практика, признаваемая государством как право в рамках допустимого законности и не противоречащая закону. Пример: обычаи делового оборота в отдельных сферах, если они не противоречат закону.
  1. Вопрос 2 Что такое презумпция невиновности? Где она закреплена и как проявляется на практике? Приведите пример из реальной жизненной ситуации.

Ответ (пример решения):

  • Презумпция невиновности — принцип, по которому гражданин считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана в суде. Эту мысль закрепляют Конституция РФ и уголовно-процессуальные нормы.
  • На практике это означает, что обвинение должно представить достаточные доказательства вины, обвиняемый имеет право на защиту, на получение материалов дела и на участие в судебном процессе.
  • Пример: если человека задержали по подозрению в преступлении, он не считается виновным до вынесения судебного решения; после расследования и судебного разбирательства суд устанавливает факт вины или невиновности.
  1. Вопрос 3 Объясните разницу между правом и обязанностью. Приведите по два примера для каждого и объясните, как они работают в повседневной жизни.

Ответ (пример решения):

  • Право — способность или свобода действовать определенным образом, защищенная законом. Примеры: право на образование, право на свободу мысли и слова.
  • Обязанность — требования закона к гражданину выполнять определенные действия или воздерживаться от них. Примеры: обязанность соблюдать закон и правила поведения в школе; обязанность платить налоги (или взносы) по закону.
  • В повседневной жизни они соотносятся так: мы имеем право учиться и выражать мнение, но обязаны соблюдать правила школы и законы, которые ограничивают или защищают эти права.
  1. Вопрос 4 Сравните гражданский и уголовный процесс: чем они отличаются и какие бывают их основные стадии.

Ответ (пример решения):

  • Гражданский процесс рассматривает споры между гражданами и организациями (например, спор о возмещении убытков, договорные споры). Основные стадии: возбуждение дела по иску, сбор доказательств и подготовка к суду, судебное разбирательство, вынесение решения, обжалование (если есть), вступление решения в законную силу.
  • Уголовный процесс направлен на установление вины лица в совершении преступления и возможное наказание. Основные стадии: возбуждение уголовного дела, расследование, предъявление обвинения, судебное разбирательство, вынесение приговора, обжалование, вступление решения в законную силу.
  • Ключевые различия: предмет спора (имущественные/личные права против преступления), сторона процесса (истец/ответчик vs обвинение), последствия (в гражданском — гражданские обязанности/имущественные взыскания; в уголовном — наказание и лишение свободы/ограничение прав).
  1. Вопрос 5 Ситуационная задача: в школьном чате ученик разместил без согласия друга фотографию, на которой тот изображен в compromising ситуации. Каковы нарушенные нормы права и какие шаги можно предпринять для защиты пострадавшего?

Ответ (пример решения):

  • Нарушены права на неприкосновенность частной жизни и право на образ (изображение). Также может затрагиваться защита персональных данных, если фото содержит персональные сведения.
  • Что можно сделать: попросить удалить фото и остановить распространение; сообщить об инциденте класному руководителю или администрации школы; зафиксировать факт нарушения (скриншоты, даты); при повторении обратиться к родителям и, при необходимости, к соответствующим образовательным and правовым органам. В зависимости от ситуации, пострадавший может обратиться за правовой консультацией и, если нужно, к прокурору или в суд по защите гражданских прав.

Если нужно, могу адаптировать вопросы под конкретную олимпиадную программу или добавить балльную систему оценивания и рубрику для учителя.


Сгенерировать свой тест

Популярные тесты

История
9 Класс
{Другой предмет}
10 Класс
{Другой предмет}
7 Класс
{Другой предмет}
11 Класс

Саша — ассистент в телеграмме