Таких скидок больше не будет!

осталось мест 57
Новая Школа - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ
При поддержке
Посмотреть все тесты нейросети

Тест на тему Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества

30 сентября 2025 13:32

{Другой предмет}
11 Класс

Этот тест сгенерирован искусственным интеллектом. Возможны ошибки.

Сгенерировать свой тест

Ниже готов тест по обществознанию для 11 класса. Тема: Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества. Формат: открытые вопросы. Всего 9 вопросов. В конце — примерный ключ с ответами.

Название: Контрольный тест по обществознанию Класс: 11 Тема: Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества Тип вопросов: Открытые вопросы Количество вопросов: 9 Вывод теста с ответами: Да

Вопросы

  1. Опишите понятие «общество как система». Какие элементы и связи между ними вы можете выделить? Приведите примеры.
  2. Какие подсистемы обычно выделяют в обществе (экономическая, политическая, культурно-нормативная, социальная и т. д.)? Опишите основные функции каждой из них и приведите по 2–3 примера их деятельности.
  3. Объясните, как подсистемы общества взаимосвязаны между собой. Приведите конкретные примеры того, как изменение одной подсистемы влияет на другие.
  4. Раскройте понятие общественных отношений. Какие типы общественных отношений существуют и чем они характеризуются? Приведите примеры.
  5. Что такое институт в обществе? Как институты взаимодействуют между собой? Приведите примеры конкретных институтов и их взаимодействий (например, семья, образование, государство, религия).
  6. Какую роль играют нормы и ценности в системе общества? Как они обеспечивают устойчивость общества и как могут трансформироваться под влиянием изменений?
  7. Опишите механизмы взаимодейственных изменений между подсистемами: обратная связь, адаптация, координация. Приведите примеры современного общества (например, цифровизация, глобализация) и объясните, как они влияют на разные подсистемы.
  8. Выполните аналитическую задачу: возьмите ваш город или страну и кратко охарактеризуйте его на уровне подсистем. Какие показатели можно использовать для оценки взаимосвязей между подсистемами? Какие выводы можно сделать на основе таких данных?
  9. В чем отличие общества как системы от простой суммы его элементов? Что такое целостность системы и почему она важна? Как изменение одной подсистемы сказывается на остальных?

Ответы. Примерный ключ к заданиям

  1. Общество как система — это единое целое, состоящее из взаимосвязанных подсистем и элементов, которое сохраняет устойчивость и развивает свои функции во времени. Элементы: институты (государство, семья, образование, религия), ресурсы и структуры (экономика, право, культура, экологическая среда), нормы и ценности. Связи между элементами — функциональные (одна подсистема обслуживает потребности другой), структурные (институты образуют устойчивую связку), динамические (изменения в одной части вызывают изменения в другой), координационные механизмы (правила, законы, традиции). Примеры: государство устанавливает правовую базу для экономической деятельности; рынок обеспечивает товары и услуги; школа формирует ценности и нормы поведения; СМИ передают информацию, влияя на культуру и поведение людей.

  2. Подсистемы и их функции:

  • Экономическая: производство благ, распределение ресурсов, создание рабочих мест; обеспечивает материальные условия жизни, регулирование рынка.
  • Политическая: власть и управление, правоохранение и регулирование, обеспечение порядка; формирование политики, принципы суверенитета, распределение ресурсов.
  • Социальная: структура общества, семья, общности; социализация, поддержание социальной стабильности, мобильность и интеграция населения.
  • Культурно-нормативная: культура, образование ценности, нормы поведения, символы и традиции; сохранение культурной идентичности, социализация норм поведения.
  • Духовно-ценностная/идеологическая: система мировоззрений, идеологии, верования; формирование мотиваций, целей общества.
  • Экологическая/окружающая среда: взаимодействие с природой, устойчивое развитие, сохранение ресурсов; влияние на качество жизни и здоровье населения. (Функции можно дополнить примерами: экономика — удовлетворение потребностей; образование — формирование компетенций; культура — передача культурного капитала.)
  1. Взаимосвязи подсистем:
  • Экономика влияет на политику через налоговые поступления, бюджет и экономическую стратегию; государство регулирует рынки, устанавливает правила, влияет на инвестиции.
  • Экономика влияет на социальную сферу: уровень занятости формирует благосостояние и социальную мобильность.
  • Культура и нормы влияют на политическую сферу: ценности граждан формируют требования к власти, участие в политике.
  • Политика влияет на экономику через правовую базу, регулирование цен, поддерживающие меры для инвестиций.
  • Социальная сфера влияет на образование и культуру через потребности населения и демографическую динамику. Пример: развитие IT-отрасли (экономика) меняет рынок труда и уровень образования (образование) и формирует новые ценности и поведение граждан (культура/нормы).
  1. Общественные отношения — это формы взаимодействия субъектов общества, возникающие из их потребностей и интересов. Типы:
  • Экономические отношения (покупка-продажа, обмен, рынок труда).
  • Политические отношения (власть, государственные решения, участие в политике).
  • Правовые отношения (регламентация прав и обязанностей, юридическая ответственность).
  • Социальные отношения (семья, дружба, неформальные группы, стереотипы и дискриминация).
  • Культурно-нормативные отношения (социальные нормы, мораль, обычаи).
  • Образовательные и религиозные отношения (школа, религиозные общины, духовные практики). Примеры: трудовые отношения между работниками и работодателями; семейно-правовые отношения в браке; отношения между гражданами и государством через избирательную систему.
  1. Институт — устойчивый способ удовлетворения социальных потребностей через упорядоченные формы взаимодействия и регламентированные правила. Институты взаимодействуют через нормы, законы и обычаи. Примеры:
  • Семья (институт воспроизводства и социализации следующего поколения).
  • Государство/правительство (институт власти и нормативного регулирования).
  • Образование (институт подготовки кадров и формирования ценностей).
  • Религия/церковь (институт духовной культуры и морали). Эти институты работают вместе: закон и экономика обеспечивают защиту и стимулы для бизнеса; образование формирует гражданские и юридические навыки; семья передаёт культурные и нравственные нормы, которые поддерживают функционирование институтов.
  1. Нормы и ценности:
  • Ценности — идеалы и ориентиры поведения, которые определяют смысл жизни и цели общества (свобода, справедливость, ответственность).
  • Нормы — правила поведения, ожидаемое поведение в той или иной ситуации (правила приличия, законные требования, этические нормы). Роль: нормализуют поведение, снижают неопределенность, обеспечивают предсказуемость взаимодействий, поддерживают устойчивость и порядок. Они обеспечивают социализацию новых поколений и стабильность социальных отношений. Трансформация: ценности и нормы меняются под влиянием социальных изменений, технологий, миграции, кризисов. Примеры трансформаций: рост толерантности и прав человека в современных обществах, изменение взглядов на роль семьи, смена норм в отношении труда и образования в условиях цифровизации и глобализации.
  1. Механизмы взаимодейственных изменений:
  • Обратная связь: результаты одного процесса становятся условиями для другого (например, цифровизация бизнеса приводит к спросу на дополнительные навыки в образовании).
  • Адаптация: подсистемы меняют свои функции или правила ради устойчивости (например, правовые нормы адаптируются к новым технологиям — онлайн-торговля, криптовалюты).
  • Координация: институты создают совместные правила и механизмы сотрудничества (гос-бизнес-социальная координация в рамках цифровой экономики). Пример: быстрый рост онлайн-торговли влияет на экономическую подсистему (потребление, рабочие места), на трансформацию трудового рынка и образования (цифровая грамотность), а государство корректирует регуляторику и налоговую политику, чтобы обеспечить устойчивое развитие.
  1. Аналитическая задача (объект — ваш город или страна):
  • Определите подсистемы: экономика (основные отрасли, рынок труда, ВВП на душу населения), власть и правительство (структура власти, местное самоуправление), образование и культура (уровень образования, культурные практики), социальная сфера (демография, здравоохранение, уровень жизни), экология (качество среды, использование ресурсов), информационная/технологическая подсистема (цифровизация, доступ к интернету).
  • Какие данные можно использовать: показатели ВВП и ВВП на душу населения, уровень безработицы, инфляция, образование (процент выпускников, уровни знаний), здравоохранение (доступность услуг), демография, уровень урбанизации, индекс цифровизации, экологические показатели (качество воздуха, энергопотребление).
  • Как оценивать взаимосвязи: корреляции между ростом цифровизации и занятостью, влияние политики на экономику, влияние образования на социальную мобильность и здравоохранение, связь экологической политики с качеством жизни.
  • Выводы: например, в городе X цифровизация способствует росту сервисной экономики и улучшению доступности услуг здравоохранения, но требует инвестиций в образование и инфраструктуру; государственная поддержка малого бизнеса сочетается с необходимостью защиты экологических условий и социальной справедливости. Пример можно привести как схематический план; студент может адаптировать под свой регион и данные.
  1. Отличие общества как системы от простой суммы элементов:
  • Общество как система обладает целостностью — взаимосвязанной структурой, где части функционируют не изолированно, а в рамках единого целого. Взаимодействия между подсистемами создают новые свойства и функциональные возможности, которых не было бы у суммы элементов.
  • Целостность проявляется в синергетическом эффекте, координации, устойчивости и способности адаптироваться к изменениям.
  • Изменение в одной подсистеме влияет на другие через механизмы обратной связи и координации: изменение в экономике может повлиять на образование, культуру и нормы; изменение норм может повлиять на поведение людей, политическую повестку и т. д.
  • Пример: технологический прогресс может изменить рынок труда (экономическая подсистема), повлиять на формирование новых норм общения (культура и нормы), потребовать новых юридических режимов (правовая подсистема) и изменить требования к обучению в школе.

Если хотите, могу адаптировать вопросы под конкретную школьную программу или сделать тест с указанием баллов/критериев оценивания под ваш учительский формат.


Сгенерировать свой тест

Популярные тесты

{Другой предмет}
9 Класс
{Другой предмет}
3 Класс
{Другой предмет}
2 Класс
{Другой предмет}
8 Класс

Саша — ассистент в телеграмме