Прочитайте текст
Любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками.
Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. <...> две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии, только разум является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически зависит от природы...
Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путём простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.
(по Б.В. Маркову)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов в порядке возрастания.
Прочитайте текст.
Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.
Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? <...> ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая — неправильно выбранная главная задача в жизни.
(Д. С. Лихачев)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используется тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (цель, оценка, самооценка, человечность, достойная человека, жизненно необходимая, задача, и др.)
2) Использование метафоры (увеличивать в жизни добро); антонимов (низкой-высокой, сознательно-интуитивно), лексических повторов способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.
3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: более точное употребление грамматических форм слов, прежде всего, предложно-падежных форм, выражающих отношения между разными сторонами предмета речи (ради чего человек живёт, на уровне благ, с достоинством и др.), более точно употребляются временные глагольные формы.
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов предложения, анафора, эпифора, риторические вопросы и восклицание, вводные слова.
5) Текст относится к публицистическому стилю речи, так как цель автора - привлечь внимание читателя к поднятой проблеме, заставить задуматься, поразмышлять.
Прочитайте текст.
Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... <…> опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило.
(По И.С. Тургеневу)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов в порядке возрастания.
1) В тексте присутствует эмоционально-экспрессивная лексика. Текст содержит устаревшие слова (огнистый, приветно)
2) В тексте используются сравнения (как во время знойной засухи, как перед бурей…), эпитеты (прекрасный, огнистое, тускло-багровое, лиловый…)
3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для художественного стиля: краткие пассивные причастия прошедшего времени, сложные прилагательные, глаголы в повелительной форме.
4) В тексте преобладают сложные предложения, прослеживается синтаксический параллелизм.
5) Текст относится к художественному стилю речи, а основной тип речи текста - повествование.
Прочитайте текст.
Тайну кровообращения раскрыли лишь в веке после многочисленных опытов на животных и изучения анатомии на трупах людей. Оказалось, что кровь не расходуется в органах, а лишь переходит в них из артерий в вены по мельчайшим сосудам – капиллярам – и возвращается к сердцу. Так был установлен замкнутый характер её движения по организму. Если говорить о человеке, то в среднем за его жизнь лёгкие совершают 720 миллионов вдохов и выдохов, а сердце – три миллиарда ударов. Вот уж мотор так мотор! Трудно даже сравнить эту биологическую машину с чем-то, созданным людьми. Вот почему, оказалось, непросто создать искусственное сердце. К сожалению, эта задача очень важна, так как сердце человека часто выходит из строя, не исчерпав отпущенного ему природой ресурса. Сейчас мы не касаемся проблемы пересадки сердца от доктора. Разговор идёт лишь об искусственных аппаратах. Здесь есть определенные успехи, немало больных живут с искусственными клапанами сердца. <…> эти операции ещё очень дороги, к тому же существует проблема отторжения чужеродных нашему организму веществ. Поиски в этой области идут очень интенсивно, работы здесь хватит и бионикам.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов в порядке возрастания.
1) В тексте присутствуют термины («кровообращение», «артерий», «вена», «искусственное сердце», «бионика»)
2) В тексте содержатся перифразы («мотор», «биологическая машина») и метафоры (лёгкие совершают 720 миллионов вдохов)
3) Использование словосочетаний «сущ. + сущ. в род. п.» («изучение анатомии», «проблемы пересадки сердца», «проблема вторжения веществ»), абстрактных отглагольных существительных («движения», «пересадки», «поиски») подчёркивает строгую последовательность, смысловую точность, достоверность, которые характерны для научного стиля.
4) Предложения преимущественно соединены параллельной связью. Так, предложения 1 и 2 связаны с помощью однокоренных слов «кровообращение» – «кровь»; предложения 2 и 3 – заменой существительного «кровь» местоимением «её» и использованием в предложении 3 наречия «так», заменяющего высказывание в предыдущем.
5) Текст относится к научному стилю речи, а основной тип речи - повествование.
Прочитайте текст.
Во второй половине XV века, при Иване III Великом, началась коренная перестройка Московского Кремля. Первым начали строить новый Успенский собор, ибо старый, построенный Иваном Калитою, к тому времени уже сильно обветшал. Строительство в 1471 году первоначально было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину, <…> доведённое до сводов здание рухнуло в 1474 году при землетрясении — «известь была неклеевита, а камень нетвёрд». Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти , который воздвиг к 1479 году существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. В 1484—1486 годах псковскими мастерами была возведена новая Ризоположенская церковь, а в 1484—1489 годах — новый Благовещенский собор на подклете прежнего храма. К тому времени вслед за Фиораванти в Москву были приглашены и другие итальянские зодчие. В 1485 году началось возведение нового Великокняжеского дворца, продолжавшееся с большими перерывами до 1514 года. Ранее всего была построена парадная часть дворца, от которой до наших дней сохранилась Грановитая палата, которую в 1487—1491 годах построили итальянские зодчие Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари. Строительством княжеских хором и внутренней стены, отделявшей их от остальной территории Кремля, занимался Алевиз Фрязин; он же перенёс на новое место парадную часть дворца — с южной стороны на восточную, обращённую к Соборной площади. Несмотря на то, что строительством дворца руководили итальянские зодчие, его архитектура полностью сохранила принципы сооружения древнерусских хором: на едином высоком каменном подклете были возведены отдельные каменные и деревянные объёмы. С возведением в 1505—1508 годах Архангельского собора (архитектор Алевиз Новый) и колокольни Ивана Великого (архитектор Бон Фрязин ), а также здания Казённого двора между ними формирование Соборной площади как главной площади Московского Кремля в основном завершилось.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Специальная терминология (зодчие, архитектура, строительство) позволяет определить тематическую направленность текста.
2) Использование лексических повторов как основного средства связи предложений, синонимов (зодчие, архитектор); антонимов (новый, старый) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.
3) Использование числительных и собственных существительных способствует точности изложения.
4) В основном использованы простые предложения, осложнённые различными конструкциями.
5) Тип речи данного текста - повествование, задачей которого является зафиксировать, представить этапы изменений, формирований, т.е. временные рамки, а стиль научный, для которого характерны строгая логичность и чёткость изложения.
Прочитайте текст.
Об истории стало известно всем, после того, как по ТВ показали репортаж с мыса Барроу. Спасатели рассчитывали пробить лед баржей, но она сама не смогла выйти из Прадхо-Бей. Тогда решено было обратиться к Советам.
26 октября на место прибыли ледоколы "Адмирал Макаров” и "Владимир Арсеньев”, которые направлялись во Владивосток. Поначалу советские моряки рассчитывали быстро справиться с задачей, но на месте поняли, что все не так просто...
К тому моменту один из китов умер, задохнувшись. Два продолжали бороться. Надежда к тому моменту была только на советские ледоколы, хотя и в их возможностях американцы сомневались. "Будем резать лед”, - сообщил капитан Решетов. И лед тронулся.
Правда, мощный "Адмирал Макаров” (он до сих пор в составе флота) пробил лед только до входа в лагуну - дальше идти не позволяла осадка.
Но "Владимир Арсеньев”, рискуя сесть на мель, все-таки разрезал лед в проливе. По этому пути киты могли выбираться в канал, прорубаемый американцами, а затем в открытое море. <…> произошло 29 октября - о том, что киты на свободе, сообщила вертолетчики, патрулировавшие акваторию.
По некоторым данным, американцы потратили на операцию около 6 млн. долларов. Многие критиковали власти за безумные траты.
Но эффект был сумасшедшим.
Операция "Прорыв” завершилась. А вместе с ней, как считалось, и холодная война между США и СССР.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Характерной особенностью текста является эмоционально-оценочная лексика.
2) Для придания большей выразительности используются сравнения.
3) В тексте встречаем использование аббревиатур.
4) Логическая связь частей текста осуществляется с помощью союзов, вводных конструкций.
5) Текст в соответствии с избранным стилем речи выполняет две функции: функцию сообщения (информативную) и функцию воздействия (экспрессивную).
Удобный тренажёр ЕГЭ с подробными решениями, нейросетью, статистикой успеваемости в твоём телефоне
СкачатьПрочитайте текст.
Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? А если гимнастка? А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?
Начните перечислять все, что вы знаете и <…> можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!
На последнем вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. Вот то же и с завистью. Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя.
(Д. С. Лихачев)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Многократный лексический повтор слова "зависть" и однокоренные слова к этом у слову позволяют выделить ключевое слово текста, указывающее на тему.
2) Анафора, использованная в пятом абзаце, создаёт эффект постепенного нагнетания авторской мысли и участвует в установлении логической связи между предложениями.
3) В тексте преобладают подчинительные союзы и союзные слова (относительные местоимения и наречия), что указывает на использование сложноподчинённых предложений, которые заставляют задуматься над проблемой текста.
4) Для данного текста характерно использование вопросительных и побудительных предложений, предложений с однородными членами
5) Цель данного текста в соответствии с его стилем – привлечь внимание читателя к поднятой проблеме, заставить задуматься, поразмышлять. Тексты этого стиля вызывают ответную реакцию у адресата.
Прочитайте текст.
Апрель стоял на земле. <…> на глинистом сыром обрыве, на краю оврага, где в одновременном соседстве теперь тающий снег, талая вода и обтаявший лоскут земли, зародилась та струйка ветерка, которая впорхнула в раскрытое окно в то самое мгновение, когда оно гостеприимно раскрылось. А может быть, сначала это вовсе была не струйка, а целый огромный ветер, напитавшийся там талой водой, сырой землей и последним снегом. Может, был он сначала широкий и сильный, но, наскочив на гигантский город, процеживался сквозь бесчисленные прорехи, щели, переулки, кирпичные ущелья, глухие, похожие на колодцы дворы. И вот уж от ветра, процеженного сквозь город, как сквозь решето, остались обрывочки, лоскутки, клочочки, слабенькие трепещущие струйки. Одна такая и впорхнула в окно в тот самый миг, когда его раскрыл Дмитрий Золушкин.
Точно ли пахнуло снеговицей и парной землей или это только одно воображение, навеянное всего лишь температурой и влажностью апрельского ветерка? Но сердце дрогнуло и заколотилось.
(В. Солоухин)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Наряду с общеупотребительной лексикой употребляется диалектное слово снеговица.
2)Автор использует тропы (олицетворения: ветер широкий, глухие дворы, процеженный ветер; сравнения: расползалась, как медуза, процеженного, как сквозь решето) и стилистические фигуры (инверсию: зародилась струйка, раскрыл Дмитрий Золушкин) для того, чтобы подать содержание текста ярче, образнее, эмоциональнее.
3) В тексте употреблено множество глаголов совершенного вида (пахнуло, дрогнуло, заколотилось...), функция которых заключается в том, чтобы показать, что действие развивается стремительно. А также движение ветра, его жизнь показывают существительные, в том числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами (обрывочки, клочочки...).
4) Синтаксический строй (простые и сложноподчинённые предложения с одним и несколькими придаточными; предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами) делает текст изобразительным, эмоциональным, помогает передать миг единения природы и человека. ощутить полноту жизни, а также приглашает к размышлению.
5) Задача, которую автор поставил перед собой, - описать движение апрельского ветерка и заставить читателей увидеть в обычном явлении природы целую жизнь - соответствует публицистическому стилю речи.
Прочитайте текст.
У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но увы, недоступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. Например, моя жена в детстве перенесла голод. Они ели тогда какие-то ужасные, черные, как земля, клеклые блины из полусгнившей сырой картошки. <…> вот теперь, когда за витринами магазинов лежат греческие маслины, копченая рыба, куропатки и даже мясо кальмаров, высшим лакомством для жены остаются эти картофельные оладьи. Они, правда, какие-то немножко не те, несмотря на то, что она готовит их сама. Но это лишь потому, что слишком свежа картошка. Ничего не поделаешь. Воспоминание детства.
Но ведь детство было и у человечества в целом. Ничего нельзя было купить в магазине, не существовало стольких кафе, ресторанов, магазинов с доставкой продуктов на дом. Все, от лесного ореха до мяса мамонта, от рыбины до гриба, приходилось добывать самому. В те времена охота, рыболовство, собирание даров леса, в том числе и грибов, было не забавой, не увлечением, не страстью отдельных чудаков, но бытом, повседневностью, жизнью. Точно так же как детство просто человека это не игра в куклы или в солдатиков, но период жизни довольно суровый и ответственный, ибо именно в детстве формируется характер человека, именно в детстве его постигают всякие неожиданности, способные оборвать, довольно слабенькую в то время, ниточку жизни. То, что страшно яблоневому ростку, не страшно взрослой крепкой яблоне.
(В. Солоухин)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Слово клёклые (клёклые блины) является необщеупотребительным, это диалектизм.
2) При описании детства как яркой поры жизни человека автором используются изобразительно-выразительные средства — тропы: эпитеты (сладкие воспоминания, ненасытные воспоминания, взрослой крепкой яблоне), метафоры (золотая страна, оборвать ниточку жизни) и сравнение (чёрные, как земля).
3) Насыщение текста словами именных частей речи (существительными, прилагательными) помогает описанию деталей, которые зримо и образно воссоздают детские воспоминания.
4) Автор старается наиболее полно воссоздать незабываемый образ детства и с этой целью использует синтаксическое средство — ряды однородных членов предложения.
5) Проблема значимости детства в жизни человека поднимается в тексте художественного стиля речи.
Прочитайте текст.
Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание.
Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.
Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.
Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить и врать.
Природа создавала человека много миллионов лет, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством, и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена. Жить нужно созидая. Жизнь разнообразна, а следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности в жизни должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей. Как вы считаете?
В жизни есть какой-то уровень счастья, <…> мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря.
Точка отсчета. Так вот, задача каждого человека и в крупном и в малом – повышать этот уровень счастья. И личное счастье тоже не остается вне этих забот. Но главным образом – окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко, без забот. А кроме того, это значит повышать уровень счастья своей страны и всего человечества, в конце концов.
(По Д. С. Лихачёву)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) В тексте ведётся мысленный диалог с читателем, поэтому автор выражается простым, понятным языком с помощью общеупотребительной лексики, а также книжных слов (созидательность) в сочетании с разговорными словами (юлить). Привлекая внимание читателя к поднятой проблеме, автор использует слова, обозначающие эмоции и внутреннее состояние человека (счастье, доброта, великодушие, эгоист)
2) Подавляющее большинство слов употреблено в прямом значении, в тексте практически отсутствуют образные средства. Мы встречаем синонимы, антонимическую пару (не жизнь, а прозябание), тропы: эпитеты (узким эгоистом, правдивым, хорошим другом, вечное созидание), сравнение (ведём отсчёт, как ведём отсчёт высоты от уровня моря).
3) Большая часть глаголов совершенного вида, что позволяет передать мысль о том, что работа над целью жизни - длительный и постоянный процесс, без указания на предел.
4) Вопросительное предложение («Как вы считаете?») мотивирует думать и рассуждать вместе с автором. Предложение с многоточием используется автором, чтобы читатель мог продолжить мысль, которая требует развития, приведения примеров из жизни. В текстах такого плана необходима некая недосказанность, ведь внутренняя мысль читателей должна идти вперёд, побуждая делать свои выводы. Большинство предложений содержит однородные члены, с помощью которых автору удается передать быструю смену действий, непрерывность движения.
5) Текст публицистического стиля речи.