Задание 1. Прочитайте рассуждение Канта о «вещах самих по себе» и определите, к какой разновидности идеализма оно относится.
«Каковы предметы в себе и обособленно от … восприимчивости нашей чувственности, нам совершенно неизвестно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их, который к тому же необязателен для всякого существа, хотя и должен быть присущ каждому человеку. Мы имеем дело только с этим способом восприятия. Пространство и время суть чистые формы его, а ощущение вообще есть его материя. Пространство и время мы можем познавать только a priori, т.е. до всякого действительного восприятия, и потому они называются чистым созерцанием; ощущения же суть то в нашем познании, благодаря чему оно называется апостериорным познанием, т.е. эмпирическим созерцанием. Пространство и время, безусловно, необходимо принадлежат нашей чувственности, каковы бы ни были наши ощущения; ощущения же могут быть весьма различными. /…/ Не только возможно или вероятно, но и совершенно несомненно, что пространство и время как необходимые условия всякого (внешнего и внутреннего) опыта суть лишь субъективные условия всякого нашего созерцания, в отношении к которому поэтому все предметы суть только явления, а не данные таким образом вещи сами по себе; поэтому о том, что касается формы их, многое можно сказать a priori, но никогда ничего нельзя сказать о вещи в себе, которая могла бы лежать в основе этих явлений. /…/ Когда я говорю, что как созерцание внешних объектов, так и самосозерцание души в пространстве и времени представляет нам эти объекты так, как они действуют на наши чувства, т.е. так, как они являются, я этим вовсе не хочу сказать, будто эти предметы суть лишь видимость. В явлении объекты и даже свойства, которые мы им приписываем, всегда рассматриваются как нечто действительно данное, но поскольку эти свойства зависят только от способа созерцания субъекта в отношении к нему данного предмета, то мы отличаем предмет как явление от того же предмета как объекта самого по себе»
Задание 2. Что вызывает у вас возражения в понимании Парменидом бытия?
Диоген Лаэртский IX 22. «Он сказал, что философий две: одна – сообразно истине, другая – сообразно мнению… Критерием же [истины] он признал разум. И ощущения не точны, [по его мнению»] (с. 293). Псевдо-Плутарх Strom. 5. «Он объявляет, что, согласно истинному положению вещей, Вселенная вечна и неподвижна… Возникновение же относится к области кажущегося, согласно ложному мнению, бытия. И ощущения он изгоняет из области истины. Он говорит, что, если что-нибудь существует сверх бытия, то оно не есть бытие. Небытия же во Вселенной нет. Вот таким-то образом он оставляет бытие без возникновения» (с. 294). «VIII 5. Быть или вовсе не быть – вот здесь разрешенье вопроса. IV 3. Есть бытие, а небытия вовсе нету; Здесь достоверности путь, и к истине он приближает. V 1. Одно и то же есть мысль и бытие. VI 1. Слово и мысль бытием должны быть. VIII 34. Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует. Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье, Мысли тебе не найти. VIII 3. Не возникает оно, [бытие], и не подчиняется смерти. Цельное все, без конца, не движется и однородно. Не было в прошлом оно, не будет, но все – в настоящем. Без перерыва, одно. Ему ли разыщешь начало? Как и откуда расти? VIII 21. Гаснет рождение так и смерть пропадает без вести. И неделимо оно, ведь все оно сплошь однородно. VIII 30. … Могучая необходимость Держит в оковах его, пределом вокруг ограничив. Так бытие должно быть, необходимо, конечным: 20 Нет ему нужды ни в чем, иначе во всем бы нуждалось. VIII 42. Есть же последний предел, и все бытие отовсюду Замкнуто, массе равно вполне совершенного шара, С правильным центром внутри». (Парменид. О природе вещей // Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. С. 296).
Ответ нейросети
13 May 2024 17:17
Рассуждение Канта о "вещах самих по себе" относится к разновидности идеализма, известной как критический идеализм. Он утверждает, что мы не можем познать предметы в себе и независимо от нашей чувственности, поскольку наш опыт ограничен способом, которым мы воспринимаем мир. Кант подчеркивает, что пространство, время и ощущения являются чистыми формами нашего восприятия, а не объективными свойствами вещей в себе. Согласно его учению, пространство и время суть лишь субъективные условия нашего созерцания, что позволяет рассматривать все предметы как явления, а не вещи самостоятельно существующие вне нашего опыта.
Понимание Парменидом бытия вызывает возражения из-за его концепции, что только разум истина, отвергая роль ощущений в познании. По мнению Парменида, объекты существуют вечно и неподвижно, и он исключает ощущения из области истины. Он также отвергает идею возникновения и утверждает, что если что-то существует сверх бытия, то это не бытие. Парменид полагает, что бытие является неделимым, не возникает и не подчиняется смерти, что оставляет бытие без изменений и движения во времени.
ПО распространяется в виде интернет-сервиса, специальные действия по установке ПО на стороне пользователя не требуются
SafeValue must use [property]=binding:
Задание 1. Прочитайте рассуждение Канта о «вещах самих по себе» и определите, к какой разновидности идеализма оно относится.
«Каковы предметы в себе и обособленно от … восприимчивости нашей чувственности, нам совершенно неизвестно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их, который к тому же необязателен для всякого существа, хотя и должен быть присущ каждому человеку. Мы имеем дело только с этим способом восприятия. Пространство и время суть чистые формы его, а ощущение вообще есть его материя. Пространство и время мы можем познавать только a priori, т.е. до всякого действительного восприятия, и потому они называются чистым созерцанием; ощущения же суть то в нашем познании, благодаря чему оно называется апостериорным познанием, т.е. эмпирическим созерцанием. Пространство и время, безусловно, необходимо принадлежат нашей чувственности, каковы бы ни были наши ощущения; ощущения же могут быть весьма различными. /…/ Не только возможно или вероятно, но и совершенно несомненно, что пространство и время как необходимые условия всякого (внешнего и внутреннего) опыта суть лишь субъективные условия всякого нашего созерцания, в отношении к которому поэтому все предметы суть только явления, а не данные таким образом вещи сами по себе; поэтому о том, что касается формы их, многое можно сказать a priori, но никогда ничего нельзя сказать о вещи в себе, которая могла бы лежать в основе этих явлений. /…/ Когда я говорю, что как созерцание внешних объектов, так и самосозерцание души в пространстве и времени представляет нам эти объекты так, как они действуют на наши чувства, т.е. так, как они являются, я этим вовсе не хочу сказать, будто эти предметы суть лишь видимость. В явлении объекты и даже свойства, которые мы им приписываем, всегда рассматриваются как нечто действительно данное, но поскольку эти свойства зависят только от способа созерцания субъекта в отношении к нему данного предмета, то мы отличаем предмет как явление от того же предмета как объекта самого по себе»
Задание 2. Что вызывает у вас возражения в понимании Парменидом бытия?
Диоген Лаэртский IX 22. «Он сказал, что философий две: одна – сообразно истине, другая – сообразно мнению… Критерием же [истины] он признал разум. И ощущения не точны, [по его мнению»] (с. 293). Псевдо-Плутарх Strom. 5. «Он объявляет, что, согласно истинному положению вещей, Вселенная вечна и неподвижна… Возникновение же относится к области кажущегося, согласно ложному мнению, бытия. И ощущения он изгоняет из области истины. Он говорит, что, если что-нибудь существует сверх бытия, то оно не есть бытие. Небытия же во Вселенной нет. Вот таким-то образом он оставляет бытие без возникновения» (с. 294). «VIII 5. Быть или вовсе не быть – вот здесь разрешенье вопроса. IV 3. Есть бытие, а небытия вовсе нету; Здесь достоверности путь, и к истине он приближает. V 1. Одно и то же есть мысль и бытие. VI 1. Слово и мысль бытием должны быть. VIII 34. Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует. Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье, Мысли тебе не найти. VIII 3. Не возникает оно, [бытие], и не подчиняется смерти. Цельное все, без конца, не движется и однородно. Не было в прошлом оно, не будет, но все – в настоящем. Без перерыва, одно. Ему ли разыщешь начало? Как и откуда расти? VIII 21. Гаснет рождение так и смерть пропадает без вести. И неделимо оно, ведь все оно сплошь однородно. VIII 30. … Могучая необходимость Держит в оковах его, пределом вокруг ограничив. Так бытие должно быть, необходимо, конечным: 20 Нет ему нужды ни в чем, иначе во всем бы нуждалось. VIII 42. Есть же последний предел, и все бытие отовсюду Замкнуто, массе равно вполне совершенного шара, С правильным центром внутри». (Парменид. О природе вещей // Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. С. 296).
Рассуждение Канта о "вещах самих по себе" относится к разновидности идеализма, известной как критический идеализм. Он утверждает, что мы не можем познать предметы в себе и независимо от нашей чувственности, поскольку наш опыт ограничен способом, которым мы воспринимаем мир. Кант подчеркивает, что пространство, время и ощущения являются чистыми формами нашего восприятия, а не объективными свойствами вещей в себе. Согласно его учению, пространство и время суть лишь субъективные условия нашего созерцания, что позволяет рассматривать все предметы как явления, а не вещи самостоятельно существующие вне нашего опыта.
Понимание Парменидом бытия вызывает возражения из-за его концепции, что только разум истина, отвергая роль ощущений в познании. По мнению Парменида, объекты существуют вечно и неподвижно, и он исключает ощущения из области истины. Он также отвергает идею возникновения и утверждает, что если что-то существует сверх бытия, то это не бытие. Парменид полагает, что бытие является неделимым, не возникает и не подчиняется смерти, что оставляет бытие без изменений и движения во времени.
Комментарии