Бесплатный урок с нашим репетитором! Напиши нам в тг-бот и мы тебя запишем

Записаться в ТГ-боте

Новая Школа - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ
При поддержке
Посмотреть все вопросы нейросети
Бесплатный пробный урок с репетитором

Узнай больше про репетиторов Новой Школы и запишись на бесплатный пробный урок. Мы проверим твой уровень знаний и составим план обучения по любому предмету и классу

Вопрос от Анонимного юзера 18 декабря 2024 22:20

Группа как объект исследования социальной психологии Группы, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедея-тельности, представляют интерес для ряда наук: социологии, социальной философии, социальной психологии и др. В этом параграфе мы остановимся на их изучении социальной психологией. Психология группы традиционно рассматривается в качестве одного из важнейших разделов социальной психологии. Внимание в этом разделе сосредоточено на изучении закономерностей поведения и деятель-ности людей, обусловленных их включением в социальные группы. Напомним: социальная группа представляет собой совокупность людей, объединённых некими социальными признаками - общей деятельностью, общими экономическими, этническими, демографи ческими характеристиками, эмоциональным состоянием и др. Суще-ствующие в обществе группы чрезвычайно многообразны. Они клас-сифицируются социальной психологией по различным основаниям. Из курса основной школы вы вынесли представление о некоторых видах социальных групп. К тем из них, с которы. и вы ранее не встре-чались, относятся условные и реальные группы, словными называются группы, объединяющие людей, которые и возрают непосредственных контактов друг с другом, — например, пролоко ниу, полу, профессии. Люди, входящие в эти группы, моге. В противополкогда не встречать-ся, но и ничего не знать друг о друге. В противоположность условным, реальные группы - это действительнешыми вующие объединения людей, связанных между собой определёнными отношениями и осоз-нающих свою принадлежность к ним. Реальные группы возникают либо из потребностей общества (создаются различными организаци-ями), либо по желанию включённых в эту группу людей (возникают как добровольные объединения). К реально существующим груптам, к примеру, относится семья, бригада рабочих, студенческая грутта школьный класс, дворовая компания. Для понимания особенностей социально-психологического исследования важно различать среди реальных групп лабораторные и естественные группы. Лабораторные группы создаются специально социальными психологами для выполнения экспериментальных заданий в связи с целями своих исследований. Естественные группы возникают в ходе развития общества. Исходя из численности участников, среди естественных групп выделяют большие и малые группы. Большие социальные группы Большие социальные групы разнообразны по своему происхожде-нию и формам активности. Социальная психология делит их на два подтипа. Первый - организованные группы, к которым относят, напри-мер, уже известные вам этносы, социальные классы, профессиональные и демографические группы, общественные организации, религиозные конфессии. Второй подтип - неорганизованные, стихийно возникаю-щие группы. С ними связана особая область исследований, в рамках которой изучается поведение больших груп людей, на короткое время собравшихся в одном месте или совершающих одни и те же дей-ствия. Эту область исследований называют психологией массового поведения или психологией толпы. Под толпой понимается скопление людей (в реальном физическом пространстве), которые имеют общий центр внимания и общее эмоци-ональное состояние. В то же время у них нет совместной цели, которая требовала бы кооперации усилий и чёткой структуры. Толпой можно назвать и прохожих, которые остановились послушать уличных музыкантов или посмотреть что-то интересное, и собравшихся выразить эмоции участников карнавала, и агрессивные, стяжательные, паниче ские группы разрушающих что-либо, мародёров или тех, кто убегает от опасности. И поскольку толпы варьируются от совсем простых форм до вполне организованных образований, в ряде исследований выделяют собственно толпу (в узком смысле слова) и отличают её от массы и публики. Массой называется спонтанное скопление людей, которое, в отличие от толпы, может действовать на основе совпадения выборов и интересов (например, люди, собравшиеся на демонстрацию, митинг), а публикой - собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем, ради общей, заранее определённой цели. Но достаточно какого-то инцидента, чтобы публика, подобно толпе и массе, стала неуправляемой (вспомните болельщиков на футболе). Социальные психологи выделяют несколько способов воздействия больших социальных групп на людей и их поведение. Особо интересует социальных психологов то, что происходит с че-ловеком, когда он оказывается в толпе, - так называемый «эффект толпы», меняющий состояние, поведемоции, и удей. Во-первых, люди в толпе передают друг другу эмоции, и у них быстро меняет-ся настроение. Мы можем радоваться, повелешугаться или злиться. Одновременно с эмоциями меняется и поведение толпы. Во-вторых, мы становимся внушаемыми: не рассуждаем логически, не анализи-руем аргументацию, а реагируем на отдельные символы, утверждения и просто соглашаемся с ними. И в-третьих, попадая в толпу, мы «забы-ваем» о культурных нормах и ценностях, перестаём смотреть на себя со стороны, делаем то, что в одиночку никогда бы не сделали. Чувство ответственности за собственное поведение подавляется, появляется чувство силы и сознание анонимности. Наряду с поведением толпы исследователи изучают массовые дви-жения, ставящие перед собой определённую цель и демонстрирующие действия, совершаемые для того, чтобы изменить положение, сло-жившееся в обществе. Одни действия связаны с оказанием помощи (например, сбор пожертвований для детей в детских домах или помощь жертвам наводнений), другие - с протестом (подписи под пети-циями, пикеты и др.). По достижении своих целей массовое движение заканчивает существование. Стихийные группы и массовые движения демонстрируют поведение людей, находящихся в определённых общностях разной численности, объединённых каким-то обстоятельством (местом, временем, целью), выполняющих совместные действия и испытывающих однородные психоэмоциональные переживания (радость, печаль и др.). Возникновение социальной психологии как науки обычно связывают с изучением психологических явлений в больших группах (вторая половина XIX в.). Изучались, к примеру, «психология народов», «пси-хология масс». Начиная с 20-х гг. ХХ в. социальные психологи сосре-доточились на изучении малых групп. Малые группы Наиболее интенсивно разрабатываемая область исследований в социальной психологии касается психологических особенностей, зако-номерностей, процессов, возникающих в малых группах. Малая группа в социальной психологии понимается как немного-численная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непо-средственном личном общении. К характеристикам малой группы относят психологическую и пове-денческую общность её членов. Психологическая общность основана на том, что люди осознают свою принадлежность к определённой груп-пе, имеющей особые групповые интересы, нормы, ценности и цели. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется через осознание факта общности с другими членами группы, различения некоторого образования «мы» с другим образованием - «они». Наличие так называемого «мы-чувства» многие социальные психологи считают главной характеристикой малой группы. Исследователи сходятся в том, что начинается малая группа с объ-сдинения двух-трёх человек. По вопросу же верхней границы числен-ности малой группы высказываются разные точки зрения - от 8-10 до 30-40 человек. Правда, чаще всего групты с численностью более двадцати человек уже не определяются как малые, так как непосред-ственное взаимодействие членов грульными черое воздействие друг на друга, которые являются отличительными чертами малой группы, проявляются менее выраженно. Малая группа обладает некоторой самодостаточностью, которая позволяет ей приспосабливаться к изменяющемуся окружению. Поэтому малые группы обычно существуют довольно продолжительный период времени, их члены встречаются на более или менее регуляр-ной основе, чаще всего в одном и том же месте. Например, школьный класс может существовать до 10-11 лет. Малые группы разделяются исследователями на формальные (ор-ганизованные, официальные) и неформальные (неофициальные, спон-танные). Формальные группы создаются определённой организацией со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей. В формальной группе изначально определены статусы её чле-нов, распределены роли, система лидерства и подчинения («структура власти»). К формальным группам можно, например, отнести футбольную команду, в которой изначально чётко определены роли каждого из участников: нападающий, защитник, вратарь и т. д. (Приведите другие примеры формальных групп.) Неформальные группы - это добровольные сообщества людей, которые складываются на основе общих интересов, дружеских свя взаимных симпатий. Они возникают без какой-либо помощи, а иногда и вопреки желанию организации или других формальных структур. Ни статусы, ни роли в таких группах не предписа-ны, в них нет заданной системы взаимоотношений, но существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей. Неформальная группа может возникнуть внутри формальной. Например, в школьном классе как формальной группе могут возникнуть более мелкие группы, состоящие из приятелей или друзей, объединённых общим интересом. Неформальная группа может также возникнуть не внутри той или иной формальной группы, а вне её, как самостоятельная. Так возникают, например, дво-ровые компании. Иногда в рамках таких групп, несмотря на их неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда они приобретают некоторые черты формальных групп: в них можно различить позиции и роли. (Вспомните, например, Тимура и его команду, описанную в книге А. П. Гайдара.) Социальные психологи зачастую рассматривают структуру формальных и неформальных отношений, различая не группы, а тип и характер отношений внутри них. Ещё одна часто встречающаяся в литературе классификация малых групп - «группы членства» и «референтные группы» (от лат. refero - соотношу, англ. to refer - относить, соотносить) Референтные группы Основанием для выделения референтных групп служит степень значимости группы для формирования установок индивида, его ори-ентации на групповые нормы и ценности в своём поведении, оценке поведения других людей и самооценке. Группы, которые рассматриваются индивидом только как место его пребывания и не влияют на систему его ценностей, социальных уста-новок, являются для него группами членства. Например, купив тури-стическую путёвку, человек обычно становится членом формальной (организованной) туристической группы. Такую грушу можно считать группой членства, поскольку степень её значимости для человека и степень её влияния на систему его ценностей достаточно невелика. Группы, реальные или условные, значимые для человека, с которыми он соотносит себя как с эталоном, нормы, ценности, мнения и оцен-ки которых он разделяет, сравнивает с ними свои взгляды и поступки, называют референтными группами. Среди функций, которые выполняет референтная группа, выделяют нормативную и сравнительную. Нормативная функция состоит во влиянии группы на нормы поведения, социальные установки и ценностные ориентации индивида. Сравнительная функция проявляется в том, что система ценностей, норм и правил группы выступает для индивида своеобразным эталоном поведения, с помощью которого он может оценить себя и других. У каждого индивида обычно имеется значительное число рефе-рентных групп, что связано с разнообразием его интересов, видами деятельности, которыми он занят, его мечтами, желаниями и т. д. (на-пример, семья, какой-либо клуб или спортивная секция, музыкальный ансамоль и т. Д.). Референтной может быть для человека как реальная, так и условная группа. Если референтной выступает условная группа (например, герои книг, писатели или учёные прошлых времён и т. п.), человек, как правило, строит свои предположения о возможном мне-нии этой группы о себе. Для школьника условную референтную группу нередко составляют отец, близкий друг, кумир, литературный герой, музыкант-исполнитель и т. п. Среди реальных групп референтными для личности могут быть как формальные (например, волонтёрская организация), так и неформальные группы (например, близкие друзья или компания во дворе). Опасность антисоциальных и криминальных групп Среди неформальных групп, в зависимости от их направленности, принято выделять три типа: 1. просоциальные группы, или социально положительные (напри-мер, экологические, культурологические, охранно-исторические); 2. асоциальные группы, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей (например, приверженцы отдельных музыкальных течений, музыкальных, спортивных кумиров, новомодных танцев, экстравагантной моды и т. д.); 3. антисоциальные, или социально отрицательные группы. Антисоциальные группы представляют собой опасность для вхо-дящих в них людей и общества в целом. Поведение участников этих груп противоречит социальным нормам. Они не принимают социально полезные цели деятельности и устанавливают аморальные, проти-воправные групповые нормы и санкции. В антисоциальных группах искажённо понимаются такие принципы нравственности, как товари-щество, уважение чести и достоинства каждого человека. Нравственные понятия также понимаются искажённо: смелость - как риск и бравада, требовательность - как придирчивость, дружба и товарищество - как укрывательство и недоносительство, сострадание - как признак слабости. Общечеловеческие ценности заменяются ценностями преступного мира, где жизнь - «копейка», труд не котируется, статус зависит не от уровня образования и знаний, а от соблюдения правил и законов антисоциальной группы, в частности, взаимного Укрывательства, выручки в неблаговидных делах. Самым большим «проступком» считается честное признание, нежелание взять всю вину на себя и выгородить вожака. Совершившие такой «проступок» подвергаются унижениям и нередко становятся объектом насилия. Особой опасностью отличаются криминальные группы. Они характеризуются чёткой ориентацией на преступное поведение. Поэтому такие группы называют ещё и преступными группами. Преступление как юридический факт - это действия, которые соДержат состав преступления и признаны таковыми в судебном по-рядке. Однако с точки зрения психологии преступление - это факт психологического порядка. В этом смысле говорить о преступлении можно с позиций русского писателя Ф. КО достоевского и его извест-ворения потребностей, достижения целей фликтный способ уковаст-ворения потребностей, достижения целей. С точки зрения социально-психологического подхода преступные группы (или, по ряду источников, «преступные группировки», чре-ступные сообщества») отличаются от других социальных групп целя-ми, структурой, спецификой групповых процессов. Их образуют люди без определённых занятий, которые нигде не работают и не учатся. Характерная деятельность - совершение различных преступлений ситичные преступления этих груп - кражи потребностей. Наиболее ного имущества, хулиганство, грабежи, телесные повреждения, разбойного имущества, кулиганство, грабежи, кражи личного и государствен-назеабатывая я зальственные преступления. Планы преступлений разрабатываются заранее, распределяются роли, подводятся итоги. При совершении преступлений этими группами нередко применяется оружие. Руководят преступными группами лидеры ярко выраженного авторитарного склада, стремящиеся подавить всех остальных членов. Своим стилем лидерства они превращают других членов группы в ма-рионеток, лишая их права на выбор, на инакомыслие, а нередко и права выхода из группы. Разоблачение и последующий приговор суда или решение комиссии по делам несовершеннолетних пресекают преступную деятельность той или иной криминальной группы, но, как правило, не искореняют криминогенную направленность её членов, а нередко даже усиливают их склонность к противоправному агрессивному поведению. Вопросы и задания 5. К числу функций, которые выполняет малая группа, относят функции социализации и психологической поддержки. Опираясь на знание кур-са, раскройте содержание каждой из них. 6. Опираясь на текст параграфа, предположите, почему молодой че-ловек, входящий в такие группы, как школьный класс и спортивная команда, начал вдруг ориентироваться на нормы дворовой компании, отличающейся противоправным поведением.
Какие понятия параграфа вам понадобятся для содержательного ответа? 7. Определите свои индивидуальные цели в нескольких группах, к которым вы принадлежите.
Какие из этих групп являются для вас группами членства, а какие — референтными группами? 8. Можно ли назвать малой группой учащихся из разных классов, работающих на персональных компьютерах после уроков в компьютерном классе? Обоснуйте свое мнение.

Ответ нейросети

18 декабря 2024 22:20

Ответы на вопросы и задания

5. Функции малая группы: социализация и психологическая поддержка.

  • Социализация: Малая группа играет важную роль в процессе социализации индивида. В рамках группы человек приобретает и усваивает социальные нормы, ценности и модели поведения, которые будут актуальны в более широкой социальной среде. Члены группы учатся взаимодействовать друг с другом, строить отношения, решать конфликты, развивают навыки общения и совместной деятельности. Например, в школьном классе учащиеся учатся не только предмёта, но и коллективной работе, уважению к другим, пониманию и принятию различий между людьми.

  • Психологическая поддержка: Малая группа также обеспечивает своим членам эмоциональную и психологическую поддержку. Участники группы могут делиться своими переживаниями, страхами и радостями, получать понимание и сочувствие от остальных. Это особенно важно в стрессовых ситуациях; например, в трудные моменты жизни, такие как неудачи или потери, участие в группе может помочь человеку чувствовать себя менее одиноким и более уверенным.


6. Ориентация на нормы дворовой компании.

Молодой человек, входящий в школьный класс и спортивную команду, может начать ориентироваться на нормы дворовой компании, отличающейся противоправным поведением, по нескольким причинам:

  • Влияние окружения: Если в дворовой компании существуют сильные социальные связи и давление на принятие определённых норм и поведенческих стандартов, это может затмить социальные нормы, принятые в школьном классе и спортивной команде. Человек может начать идентифицировать себя больше с этой стайкой, чем с формальными группами.

  • Эффект принадлежности: Чувство принадлежности к чему-то более "крутым" или "освобождённым" от правил может быть привлекательным для молодого человека. Желание быть принятым и признанным в компании сверстников может перевесить его понимание норм, принятых в более формальных группах.

  • Период идентификации: Период подросткового возраста характеризуется стремлением к самоопределению и поиск собственных социальных идентичностей. В этом контексте дворовая компания может представлять более свободное и непредвзятое окружение.

Для ответов на этот вопрос можно использовать понятия "группы членства", "референтные группы", а также "социальное влияние" и "идентификация".


7. Индивидуальные цели в группах.

Пример индивидуальных целей:

  • Школьный класс: Успех в учёбе, развитие социальных навыков, дружба.

  • Спортивная команда: Подготовка к соревнованиям, достижение спортивных успехов, работа в команде.

  • Дворовая компания: Проведение времени с друзьями, отдых и развлечение, получение признания в своей социальной группе.

  • Группы членства: Школьный класс, спортивная команда – это группы членства, в которых я физически присутствую и соблюдаю их нормы, но может не влиять на мою систему ценностей.

  • Референтные группы: Дворовая компания и, возможно, кумиры (спортсмены, музыканты) могут быть референтными группами, так как я соотношу свои интересы и стремления с их ценностями и нормами.


8. Можно ли назвать малой группой учащихся из разных классов?

Учащихся из разных классов, работающих на персональных компьютерах в компьютерном классе, нельзя назвать малой группой в традиционном смысле этого определения.

Обоснование:

  • Отсутствие общей деятельности: Хотя они могут работать вместе, у них нет общей цели или задачи, как это бывает в малой группе. Чаще всего они могут иметь свои собственные индивидуальные цели.

  • Отсутствие личного общения: Если учащиеся взаимодействуют не напрямую, а в основном в контексте работы на компьютерах, то их личное общение и взаимодействие друг с другом будет ограниченным.

Таким образом, они не образуют психологическую общность и взаимосвязанность, характерную для малых групп.

Задай свой вопрос

Напиши любую задачу или вопрос, а нейросеть её решит

Похожие вопросы

15
Мобильное приложение ГДЗ grid

Мобильное приложение ГДЗ

Задавай вопросы искуcственному интеллекту текстом или фотографиями в приложении на iPhone или Android

qr-codegoogle-playapp-store
Поможем улучшить оценки по любому предмету
Попробуй наш бесплатный урок с репетитором и получи
5 на контрольной
улучшить оценки
сдать ОГЭ и ЕГЭ
понять любой предмет
подготовиться к экзамену

Саша — ассистент в телеграмме

Группа как объект исследования социальной психологии Группы, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедея-тельности, представляют интерес для ряда наук: социологии, социальной философии, социальной психологии и др. В этом параграфе мы остановимся на их изучении социальной психологией. Психология группы традиционно рассматривается в качестве одного из важнейших разделов социальной психологии. Внимание в этом разделе сосредоточено на изучении закономерностей поведения и деятель-ности людей, обусловленных их включением в социальные группы. Напомним: социальная группа представляет собой совокупность людей, объединённых некими социальными признаками - общей деятельностью, общими экономическими, этническими, демографи ческими характеристиками, эмоциональным состоянием и др. Суще-ствующие в обществе группы чрезвычайно многообразны. Они клас-сифицируются социальной психологией по различным основаниям. Из курса основной школы вы вынесли представление о некоторых видах социальных групп. К тем из них, с которы. и вы ранее не встре-чались, относятся условные и реальные группы, словными называются группы, объединяющие людей, которые и возрают непосредственных контактов друг с другом, — например, пролоко ниу, полу, профессии. Люди, входящие в эти группы, моге. В противополкогда не встречать-ся, но и ничего не знать друг о друге. В противоположность условным, реальные группы - это действительнешыми вующие объединения людей, связанных между собой определёнными отношениями и осоз-нающих свою принадлежность к ним. Реальные группы возникают либо из потребностей общества (создаются различными организаци-ями), либо по желанию включённых в эту группу людей (возникают как добровольные объединения). К реально существующим груптам, к примеру, относится семья, бригада рабочих, студенческая грутта школьный класс, дворовая компания. Для понимания особенностей социально-психологического исследования важно различать среди реальных групп лабораторные и естественные группы. Лабораторные группы создаются специально социальными психологами для выполнения экспериментальных заданий в связи с целями своих исследований. Естественные группы возникают в ходе развития общества. Исходя из численности участников, среди естественных групп выделяют большие и малые группы. Большие социальные группы Большие социальные групы разнообразны по своему происхожде-нию и формам активности. Социальная психология делит их на два подтипа. Первый - организованные группы, к которым относят, напри-мер, уже известные вам этносы, социальные классы, профессиональные и демографические группы, общественные организации, религиозные конфессии. Второй подтип - неорганизованные, стихийно возникаю-щие группы. С ними связана особая область исследований, в рамках которой изучается поведение больших груп людей, на короткое время собравшихся в одном месте или совершающих одни и те же дей-ствия. Эту область исследований называют психологией массового поведения или психологией толпы. Под толпой понимается скопление людей (в реальном физическом пространстве), которые имеют общий центр внимания и общее эмоци-ональное состояние. В то же время у них нет совместной цели, которая требовала бы кооперации усилий и чёткой структуры. Толпой можно назвать и прохожих, которые остановились послушать уличных музыкантов или посмотреть что-то интересное, и собравшихся выразить эмоции участников карнавала, и агрессивные, стяжательные, паниче ские группы разрушающих что-либо, мародёров или тех, кто убегает от опасности. И поскольку толпы варьируются от совсем простых форм до вполне организованных образований, в ряде исследований выделяют собственно толпу (в узком смысле слова) и отличают её от массы и публики. Массой называется спонтанное скопление людей, которое, в отличие от толпы, может действовать на основе совпадения выборов и интересов (например, люди, собравшиеся на демонстрацию, митинг), а публикой - собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем, ради общей, заранее определённой цели. Но достаточно какого-то инцидента, чтобы публика, подобно толпе и массе, стала неуправляемой (вспомните болельщиков на футболе). Социальные психологи выделяют несколько способов воздействия больших социальных групп на людей и их поведение. Особо интересует социальных психологов то, что происходит с че-ловеком, когда он оказывается в толпе, - так называемый «эффект толпы», меняющий состояние, поведемоции, и удей. Во-первых, люди в толпе передают друг другу эмоции, и у них быстро меняет-ся настроение. Мы можем радоваться, повелешугаться или злиться. Одновременно с эмоциями меняется и поведение толпы. Во-вторых, мы становимся внушаемыми: не рассуждаем логически, не анализи-руем аргументацию, а реагируем на отдельные символы, утверждения и просто соглашаемся с ними. И в-третьих, попадая в толпу, мы «забы-ваем» о культурных нормах и ценностях, перестаём смотреть на себя со стороны, делаем то, что в одиночку никогда бы не сделали. Чувство ответственности за собственное поведение подавляется, появляется чувство силы и сознание анонимности. Наряду с поведением толпы исследователи изучают массовые дви-жения, ставящие перед собой определённую цель и демонстрирующие действия, совершаемые для того, чтобы изменить положение, сло-жившееся в обществе. Одни действия связаны с оказанием помощи (например, сбор пожертвований для детей в детских домах или помощь жертвам наводнений), другие - с протестом (подписи под пети-циями, пикеты и др.). По достижении своих целей массовое движение заканчивает существование. Стихийные группы и массовые движения демонстрируют поведение людей, находящихся в определённых общностях разной численности, объединённых каким-то обстоятельством (местом, временем, целью), выполняющих совместные действия и испытывающих однородные психоэмоциональные переживания (радость, печаль и др.). Возникновение социальной психологии как науки обычно связывают с изучением психологических явлений в больших группах (вторая половина XIX в.). Изучались, к примеру, «психология народов», «пси-хология масс». Начиная с 20-х гг. ХХ в. социальные психологи сосре-доточились на изучении малых групп. Малые группы Наиболее интенсивно разрабатываемая область исследований в социальной психологии касается психологических особенностей, зако-номерностей, процессов, возникающих в малых группах. Малая группа в социальной психологии понимается как немного-численная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непо-средственном личном общении. К характеристикам малой группы относят психологическую и пове-денческую общность её членов. Психологическая общность основана на том, что люди осознают свою принадлежность к определённой груп-пе, имеющей особые групповые интересы, нормы, ценности и цели. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется через осознание факта общности с другими членами группы, различения некоторого образования «мы» с другим образованием - «они». Наличие так называемого «мы-чувства» многие социальные психологи считают главной характеристикой малой группы. Исследователи сходятся в том, что начинается малая группа с объ-сдинения двух-трёх человек. По вопросу же верхней границы числен-ности малой группы высказываются разные точки зрения - от 8-10 до 30-40 человек. Правда, чаще всего групты с численностью более двадцати человек уже не определяются как малые, так как непосред-ственное взаимодействие членов грульными черое воздействие друг на друга, которые являются отличительными чертами малой группы, проявляются менее выраженно. Малая группа обладает некоторой самодостаточностью, которая позволяет ей приспосабливаться к изменяющемуся окружению. Поэтому малые группы обычно существуют довольно продолжительный период времени, их члены встречаются на более или менее регуляр-ной основе, чаще всего в одном и том же месте. Например, школьный класс может существовать до 10-11 лет. Малые группы разделяются исследователями на формальные (ор-ганизованные, официальные) и неформальные (неофициальные, спон-танные). Формальные группы создаются определённой организацией со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей. В формальной группе изначально определены статусы её чле-нов, распределены роли, система лидерства и подчинения («структура власти»). К формальным группам можно, например, отнести футбольную команду, в которой изначально чётко определены роли каждого из участников: нападающий, защитник, вратарь и т. д. (Приведите другие примеры формальных групп.) Неформальные группы - это добровольные сообщества людей, которые складываются на основе общих интересов, дружеских свя взаимных симпатий. Они возникают без какой-либо помощи, а иногда и вопреки желанию организации или других формальных структур. Ни статусы, ни роли в таких группах не предписа-ны, в них нет заданной системы взаимоотношений, но существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей. Неформальная группа может возникнуть внутри формальной. Например, в школьном классе как формальной группе могут возникнуть более мелкие группы, состоящие из приятелей или друзей, объединённых общим интересом. Неформальная группа может также возникнуть не внутри той или иной формальной группы, а вне её, как самостоятельная. Так возникают, например, дво-ровые компании. Иногда в рамках таких групп, несмотря на их неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда они приобретают некоторые черты формальных групп: в них можно различить позиции и роли. (Вспомните, например, Тимура и его команду, описанную в книге А. П. Гайдара.) Социальные психологи зачастую рассматривают структуру формальных и неформальных отношений, различая не группы, а тип и характер отношений внутри них. Ещё одна часто встречающаяся в литературе классификация малых групп - «группы членства» и «референтные группы» (от лат. refero - соотношу, англ. to refer - относить, соотносить) Референтные группы Основанием для выделения референтных групп служит степень значимости группы для формирования установок индивида, его ори-ентации на групповые нормы и ценности в своём поведении, оценке поведения других людей и самооценке. Группы, которые рассматриваются индивидом только как место его пребывания и не влияют на систему его ценностей, социальных уста-новок, являются для него группами членства. Например, купив тури-стическую путёвку, человек обычно становится членом формальной (организованной) туристической группы. Такую грушу можно считать группой членства, поскольку степень её значимости для человека и степень её влияния на систему его ценностей достаточно невелика. Группы, реальные или условные, значимые для человека, с которыми он соотносит себя как с эталоном, нормы, ценности, мнения и оцен-ки которых он разделяет, сравнивает с ними свои взгляды и поступки, называют референтными группами. Среди функций, которые выполняет референтная группа, выделяют нормативную и сравнительную. Нормативная функция состоит во влиянии группы на нормы поведения, социальные установки и ценностные ориентации индивида. Сравнительная функция проявляется в том, что система ценностей, норм и правил группы выступает для индивида своеобразным эталоном поведения, с помощью которого он может оценить себя и других. У каждого индивида обычно имеется значительное число рефе-рентных групп, что связано с разнообразием его интересов, видами деятельности, которыми он занят, его мечтами, желаниями и т. д. (на-пример, семья, какой-либо клуб или спортивная секция, музыкальный ансамоль и т. Д.). Референтной может быть для человека как реальная, так и условная группа. Если референтной выступает условная группа (например, герои книг, писатели или учёные прошлых времён и т. п.), человек, как правило, строит свои предположения о возможном мне-нии этой группы о себе. Для школьника условную референтную группу нередко составляют отец, близкий друг, кумир, литературный герой, музыкант-исполнитель и т. п. Среди реальных групп референтными для личности могут быть как формальные (например, волонтёрская организация), так и неформальные группы (например, близкие друзья или компания во дворе). Опасность антисоциальных и криминальных групп Среди неформальных групп, в зависимости от их направленности, принято выделять три типа: 1. просоциальные группы, или социально положительные (напри-мер, экологические, культурологические, охранно-исторические); 2. асоциальные группы, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей (например, приверженцы отдельных музыкальных течений, музыкальных, спортивных кумиров, новомодных танцев, экстравагантной моды и т. д.); 3. антисоциальные, или социально отрицательные группы. Антисоциальные группы представляют собой опасность для вхо-дящих в них людей и общества в целом. Поведение участников этих груп противоречит социальным нормам. Они не принимают социально полезные цели деятельности и устанавливают аморальные, проти-воправные групповые нормы и санкции. В антисоциальных группах искажённо понимаются такие принципы нравственности, как товари-щество, уважение чести и достоинства каждого человека. Нравственные понятия также понимаются искажённо: смелость - как риск и бравада, требовательность - как придирчивость, дружба и товарищество - как укрывательство и недоносительство, сострадание - как признак слабости. Общечеловеческие ценности заменяются ценностями преступного мира, где жизнь - «копейка», труд не котируется, статус зависит не от уровня образования и знаний, а от соблюдения правил и законов антисоциальной группы, в частности, взаимного Укрывательства, выручки в неблаговидных делах. Самым большим «проступком» считается честное признание, нежелание взять всю вину на себя и выгородить вожака. Совершившие такой «проступок» подвергаются унижениям и нередко становятся объектом насилия. Особой опасностью отличаются криминальные группы. Они характеризуются чёткой ориентацией на преступное поведение. Поэтому такие группы называют ещё и преступными группами. Преступление как юридический факт - это действия, которые соДержат состав преступления и признаны таковыми в судебном по-рядке. Однако с точки зрения психологии преступление - это факт психологического порядка. В этом смысле говорить о преступлении можно с позиций русского писателя Ф. КО достоевского и его извест-ворения потребностей, достижения целей фликтный способ уковаст-ворения потребностей, достижения целей. С точки зрения социально-психологического подхода преступные группы (или, по ряду источников, «преступные группировки», чре-ступные сообщества») отличаются от других социальных групп целя-ми, структурой, спецификой групповых процессов. Их образуют люди без определённых занятий, которые нигде не работают и не учатся. Характерная деятельность - совершение различных преступлений ситичные преступления этих груп - кражи потребностей. Наиболее ного имущества, хулиганство, грабежи, телесные повреждения, разбойного имущества, кулиганство, грабежи, кражи личного и государствен-назеабатывая я зальственные преступления. Планы преступлений разрабатываются заранее, распределяются роли, подводятся итоги. При совершении преступлений этими группами нередко применяется оружие. Руководят преступными группами лидеры ярко выраженного авторитарного склада, стремящиеся подавить всех остальных членов. Своим стилем лидерства они превращают других членов группы в ма-рионеток, лишая их права на выбор, на инакомыслие, а нередко и права выхода из группы. Разоблачение и последующий приговор суда или решение комиссии по делам несовершеннолетних пресекают преступную деятельность той или иной криминальной группы, но, как правило, не искореняют криминогенную направленность её членов, а нередко даже усиливают их склонность к противоправному агрессивному поведению. Вопросы и задания 5. К числу функций, которые выполняет малая группа, относят функции социализации и психологической поддержки. Опираясь на знание кур-са, раскройте содержание каждой из них. 6. Опираясь на текст параграфа, предположите, почему молодой че-ловек, входящий в такие группы, как школьный класс и спортивная команда, начал вдруг ориентироваться на нормы дворовой компании, отличающейся противоправным поведением.
Какие понятия параграфа вам понадобятся для содержательного ответа? 7. Определите свои индивидуальные цели в нескольких группах, к которым вы принадлежите.
Какие из этих групп являются для вас группами членства, а какие — референтными группами? 8. Можно ли назвать малой группой учащихся из разных классов, работающих на персональных компьютерах после уроков в компьютерном классе? Обоснуйте свое мнение.
**Ответы на вопросы и задания** **5. Функции малая группы: социализация и психологическая поддержка.** - **Социализация:** Малая группа играет важную роль в процессе социализации индивида. В рамках группы человек приобретает и усваивает социальные нормы, ценности и модели поведения, которые будут актуальны в более широкой социальной среде. Члены группы учатся взаимодействовать друг с другом, строить отношения, решать конфликты, развивают навыки общения и совместной деятельности. Например, в школьном классе учащиеся учатся не только предмёта, но и коллективной работе, уважению к другим, пониманию и принятию различий между людьми. - **Психологическая поддержка:** Малая группа также обеспечивает своим членам эмоциональную и психологическую поддержку. Участники группы могут делиться своими переживаниями, страхами и радостями, получать понимание и сочувствие от остальных. Это особенно важно в стрессовых ситуациях; например, в трудные моменты жизни, такие как неудачи или потери, участие в группе может помочь человеку чувствовать себя менее одиноким и более уверенным. --- **6. Ориентация на нормы дворовой компании.** Молодой человек, входящий в школьный класс и спортивную команду, может начать ориентироваться на нормы дворовой компании, отличающейся противоправным поведением, по нескольким причинам: - **Влияние окружения:** Если в дворовой компании существуют сильные социальные связи и давление на принятие определённых норм и поведенческих стандартов, это может затмить социальные нормы, принятые в школьном классе и спортивной команде. Человек может начать идентифицировать себя больше с этой стайкой, чем с формальными группами. - **Эффект принадлежности:** Чувство принадлежности к чему-то более "крутым" или "освобождённым" от правил может быть привлекательным для молодого человека. Желание быть принятым и признанным в компании сверстников может перевесить его понимание норм, принятых в более формальных группах. - **Период идентификации:** Период подросткового возраста характеризуется стремлением к самоопределению и поиск собственных социальных идентичностей. В этом контексте дворовая компания может представлять более свободное и непредвзятое окружение. Для ответов на этот вопрос можно использовать понятия "группы членства", "референтные группы", а также "социальное влияние" и "идентификация". --- **7. Индивидуальные цели в группах.** Пример индивидуальных целей: - **Школьный класс:** Успех в учёбе, развитие социальных навыков, дружба. - **Спортивная команда:** Подготовка к соревнованиям, достижение спортивных успехов, работа в команде. - **Дворовая компания:** Проведение времени с друзьями, отдых и развлечение, получение признания в своей социальной группе. - **Группы членства:** Школьный класс, спортивная команда – это группы членства, в которых я физически присутствую и соблюдаю их нормы, но может не влиять на мою систему ценностей. - **Референтные группы:** Дворовая компания и, возможно, кумиры (спортсмены, музыканты) могут быть референтными группами, так как я соотношу свои интересы и стремления с их ценностями и нормами. --- **8. Можно ли назвать малой группой учащихся из разных классов?** Учащихся из разных классов, работающих на персональных компьютерах в компьютерном классе, нельзя назвать малой группой в традиционном смысле этого определения. Обоснование: - **Отсутствие общей деятельности:** Хотя они могут работать вместе, у них нет общей цели или задачи, как это бывает в малой группе. Чаще всего они могут иметь свои собственные индивидуальные цели. - **Отсутствие личного общения:** Если учащиеся взаимодействуют не напрямую, а в основном в контексте работы на компьютерах, то их личное общение и взаимодействие друг с другом будет ограниченным. Таким образом, они не образуют психологическую общность и взаимосвязанность, характерную для малых групп.