Таких скидок больше не будет!

Соберите тест из готовой базы заданий ЕГЭ. Ученики решат этот тест и вы увидите их ответы прямо на платформе
Собрать тест ЕГЭ08 сентября 2025 17:08
Ниже представлен тест для 11 класса по биологии на тему возникновения и развития эволюционной биологии, молекулярного, морфологического, эмбриологического и палеонтологического/биогеографического свидетельств эволюции. Тип вопросов — открытые. Всего 25 вопросов. В конце — ключи к ответам.
Часть 1. Вопросы (25)
Опишите, как возникла и развивалась эволюционная биология как наука: какие были ключевые этапы и фигуры, и какие идеи легли в основу современного понимания эволюции.
Объясните молекулярное свидетельство эволюции: почему сходство молекулярной ДНК и белков между разными видами свидетельствует об их общем предке.
Что такое молекулярные часы? Какие данные они дают и какие существуют ограничения при их использовании для оценки времени дивергенций?
Перечислите и охарактеризуйте примеры молекулярных маркеров эволюции (например, митохондриальная ДНК, рРНК, гены HOX, псевдогены) и поясните, как они применяются в реконструкции филогенетических деревьев.
Объясните различие между ортологами и паралогами и почему это различие важно при выборе генов для филогенетического анализа.
Опишите общую схему построения филогенетического дерева на основе молекулярных данных: какие шаги выполняют исследователи от сбора данных до интерпретации дерева.
Приведите примеры гомологичных, аналогичных и конвергентных признаков в сравнительной анатомии и объясните, как они влияют на выводы об эволюционных связях.
Что такое рудиментарные (остаточные) органы? Приведите примеры у человека и объясните, почему они эволюционно значимы.
Как эмбриология служит свидетельством эволюции? Какие общие эмбриональные черты позвоночных поддерживают идею общего предка?
Приведите примеры переходных форм в ископаемом мире и поясните, почему они важны для понимания эволюции (например Archaeopteryx, Tiktaalik, Ambulocetus).
Что представляет собой ископаемый ряд и какие сигналы он дает об эволюции по темпам и направлениям изменений?
Объясните концепцию адаптивной радиации и приведите конкретные примеры (на островах или в изолированных биогеографических зонах).
Что такое пунктуированная равновесность (punctuated equilibrium)? Какие данные ископаемых остатков поддерживают или оспаривают эту концепцию?
Как биогеография поддерживает эволюцию? Приведите примеры распределения видов и объясните, какие географические принципы за это отвечают.
Что такое эндемичные виды и островная биогеография? Приведите примеры и объясните, как изоляция влияет на эволюцию видов.
Что такое псевдогены и какую роль они играют как молекулярное свидетельство эволюции? Приведите примеры.
Как филогенетика сочетает данные по морфологии и молекулярной генетике? Что значит согласованность или несогласованность данных из разных источников?
Как естественный отбор и вариация приводят к микроэволюционным изменениям в популяциях? Приведите примеры.
Как мутации создают генетическую вариацию и почему она необходима для эволюции? Какие типы мутаций наиболее значимы на разных уровнях организации жизни?
Как геохронология и радиометрическое датирование помогают устанавливать возраст ископаемых и временные рамки эволюционных событий?
Приведите пример микроэволюционного эксперимента на уровне популяции (например, селекция в лаборатории, изменение частот аллелей под действием среды) и объясните результаты.
Объясните различия между естественным отбором, дрейфом генетическим и генетическим потоком (миграцией) и их ролью в эволюционных процессах.
Какие современные данные молекулярной биологии и сравнительной анатомии свидетельствуют о близком родстве человека и приматов? Приведите конкретные данные или примеры.
Какие основные линии доказательств эволюции у человека (генетика, ископаемые, эмбриология) можно привести в пользу общего предка с приматами и близких родственников?
Объясните, зачем интегративный подход к доказательству эволюции: почему важно сочетать молекулярные данные, морфологические признаки, эмбриологию, палеонтологию и биогеографию.
Часть 2. Ключ к ответам (краткие ответы)
Эволюционная биология изучает происхождение и развитие живых организмов во времени; ключевые этапы: натуралистическая идея Ламарка и освоение Дарвина, роль Мендель и генетика, синтез Дарвин-Мендель в современной эволюционной síntese, развитие молекулярной эволюционной биологии и филогенетики.
Молекулярное сходство говорит о общем предке: чем ближе последовательности ДНК/белков, тем ближе родственные линии; сохраняемые гены и последовательности показывают эволюционную связку; пример: близость последовательностей митохондриальной ДНК и белков у человека и шимпанзе.
Молекулярные часы оценивают скорость накопления мутаций; для оценки времени дивергенций используют калибровку по ископаемым данным; ограничения: изменение темпов эволюции, насыщение, влияние отбора и др.
Митохондриальная ДНК и рРНК (например, 16S/18S), гены HOX, псевдогены — широко применяются для построения филогенетических деревьев; маркеры дают независимую от морфологии информацию об отношениях видов; примеры: близость человека и шимпанзе по mtDNA, псевдогены сигнаторны в некоторых группах.
Ортологи — гены в разных видах, происходящие от одного гена в предке; паралоги — дубликаты в одном геноме; для реконструкции дерева предпочтительно использовать ортологов, чтобы не спутать родство видов с копированием генов внутриgenома.
Шаги: сбор последовательностей, выравнивание, выбор модели эволюции, построение дерева методами (парсимония, максимум правдоподобия, Байесовские методы), оценка устойчивости дерева и калибровка по fossil-record.
Гомологичные признаки — сходство из-за общего предка; аналоги — сходство в результате сходной функции независимо; конвергентные признаки — аналогично сложившиеся независимо; различие подчеркивает родство и эволюционные траектории.
Рудиментарные органы — структуры, утратившие исходную функцию; примеры: аппендикс, копчиковый хвост у человека, мышечные ушные мышцы; показывают прошлое наследование и эволюционные изменения.
Эмбриология демонстрирует ранние схожие стадии среди позвоночных; гиллевидные arches, общая схватка тканей, развитие скелета — свидетельствуют о общем предке.
Archeopteryx — переход от динозавров к птицам; Tiktaalik — переходная форма между рыбами и земноводными; Ambulocetus — переход от наземных млекопитающих к водному образу жизни; все эти формы демонстрируют постепенное возникновение новых функций и морфологий.
Ископаемый ряд показывает последовательность изменений в морфологии и строении на разных временах; относительная и абсолютная датировка дают темп и направление эволюции; принципы стратиграфии, биостратиграфии и т.д.
Адаптивная радиация — быстрая дивергенция после освоения новых экологических ниш (например, Дарвиновы вьюрки, циклидовые рыбки в озерах, венчурные экосистемы островов).
Пункционированная равновесность: периоды долгой стабильности с краткими вспышками изменений во время speciation; fossil record частично поддерживает идею, хотя есть дебаты и критики.
Биогеография: распределение видов по континентам и островам согласуется с движением плит; примеры: близкое родство между земноводными на разных континентах, раздельная эволюция млекопитающих на Австралии и др.
Эндемичные виды — ограниченные по территории; острова — примеры, где изоляция приводит к быстрой эволюции и дивергенции (лемуры в Madagaskar, галапагосские пингвины, хамелеоны и пр.).
Псевдогены — не функционирующие копии генов; сохраняются как доказательство филогенетического родства; пример: псевдогены GULO (ген, утративший функцию в человеке и приматах, что связано с отсутствием синтеза витамина C).
Совмещение данных: согласование морфологических и молекулярных данных поддерживает близость видов; расхождения могут указывать на сложные эволюционные траектории, роли редукции, смены функций или скорости эволюции.
Естественный отбор и вариации приводят к изменению частот аллелей в популяциях, что может приводить к адаптивной эволюции и изменению фенотипов (пример: языковая окраска/Peppered moth; резистентность бактерий к антибиотикам).
Мутации создают генетическую вариацию; позитивный отбор увеличивает частоты благоприятных вариантов; нейтральные мутации — дрейф; мутации — основа всей эволюции на уровне генов и фенотипов.
Радиометрическое датирование и геохронология устанавливают возраст ископаемых и временные рамки эволюционных событий; методы включают У/Pb, K-Ar, C-14 и т. п., в сочетании со стратиграфией.
Пример микроэволюционного эксперимента: селекция бактерий или Drosophila в лаборатории под давлением среды (например, антибиотик), что ведет к росту частоты устойчивых аллелей; такой эксперимент демонстрирует естественный отбор в действии.
Естественный отбор — изменение частот аллелей из-за различий в выживании/размножении; дрейф генетический — случайные изменения частот в небольших популяциях; генетический поток — миграция генов между популяциями; все три механизма различным образом формируют эволюцию.
Современные данные: высокий уровень сходства ДНК человека и шимпанзе (~98–99% по многим участкам), близость некоторых генов и регуляторных последовательностей; ископаемые останки гоминидов (Australopithecus, Homo erectus) поддерживают эволюцию человека; эмбриологические и морфологические данные согласуют близкое родство.
В совокупности ископаемые данные (одиночные скелеты и фрагменты), генетика (генетическое родство и-подобные последовательности), эмбриология (общие стадии развития) формируют картину общего предка человека и близких приматов и показывают постепенное развитие родственности.
Интегрированный подход необходим, потому что ни один источник данных не обеспечивает полную картину сам по себе: молекулярные данные подтверждают или уточняют связи, морфология и ископаемые дают эволюционные траектории и временные рамки, эмбриология демонстрирует глубинные связи, биогеография объясняет распределение видов и историческое развитие континентов. Совпадение данных из разных источников повышает убедительность эволюционной теории.
Если нужно, могу переработать формулировки вопросов под конкретный формат экзамена (например, дополнить требования к объему ответов, дать ориентировочные баллы за каждый вопрос, добавить подсказки по объему ответа и т. п.).
Вот тест по английскому языку для 10 класса на тему артикли, путешествия, множественное число, числительные и глаголы. В конце теста приведены ответы.
Какой артикль следует использовать перед словом "hour"?
Выберите правильный вариант: "I have ___ interesting book".
Какое слово во множественном числе: "child"?
Выберите правильное числительное: "___ students are in the classroom."
Какой из следующих глаголов в правильной форме? "She ___ (to go) to the cinema yesterday."
Выберите правильный артикль: "Are there ___ apples in the basket?"
Какое слово правильно во множественном числе: "mouse"?
Какой из следующих глаголов означает "подниматься"?
Заполните пропуск: "I want to travel ___ Europe."
Какой артикль подходит для "___ information"?
Какое слово в правильной форме множественного числа: "knife"?
Какой из следующих глаголов - неправильный?
Заполните пропуск: "Last summer, we went ___ a great trip."
Какой артикль используется перед словом "European"?
Какое слово является числительным:
Какое слово в правильной форме множественного числа: "ox"?
Какой из следующих вариантов правильный для "They ___ (to have) a party last month."
Какой артикль нужно использовать перед словом "Sahara"?
Какое слово во множественном числе: "city"?
Какой из следующих глаголов означает "быть"?
Удачи ученикам на тесте!
Тест по теме "Виды и методы педагогического мониторинга"
Предмет: Педагогика
Класс: 11
Тема: Виды и методы педагогического мониторинга
Вопрос 1:
Какие из следующих методов относятся к педагогическому мониторингу? (Выберите все верные варианты)
A) Анкетирование
B) Наблюдение
C) Тестирование
D) Брейкинг
E) Эксперимент
Правильные ответы: A, B, C, E
Объяснение к ответам:
Тест по математике для 11 класса на тему "Уравнение прямой в отрезках"
Уравнение прямой в отрезках имеет вид:
a) ( \frac{x}{a} + \frac{y}{b} = 1 )
b) ( y = mx + b )
c) ( Ax + By + C = 0 )
d) ( x^2 + y^2 = r^2 )
Правильный ответ: a
Если прямая проходит через точки A(2, 3) и B(4, 7), то уравнение прямой в отрезках будет:
a) ( \frac{x-2}{2} + \frac{y-3}{4} = 1 )
b) ( \frac{x-4}{4} + \frac{y-7}{2} = 1 )
c) ( \frac{x-2}{4} + \frac{y-3}{2} = 1 )
d) ( \frac{x-3}{2} + \frac{y-2}{4} = 1 )
Правильный ответ: a
Какое значение имеет ( x ) на оси абсцисс (пересечение с осью X) в уравнении ( \frac{x}{5} + \frac{y}{3} = 1 )?
a) 0
b) 3
c) 5
d) 10
Правильный ответ: 5
Для уравнения прямой ( \frac{x}{4} + \frac{y}{6} = 1 ) значение ( y ) при ( x = 0 ) равно:
a) 0
b) 4
c) 6
d) 3
Правильный ответ: 6
Уравнение прямой в отрезках ( \frac{x}{a} + \frac{y}{b} = 1 ) позволяет найти:
a) Пересечение с осью Y
b) Пересечение с осью X
c) Координаты центра
d) Все вышеперечисленные пункты
Правильный ответ: d
Прямая, заданная уравнением ( \frac{x}{2} + \frac{y}{8} = 1 ), проходит через точку:
a) (2, 8)
b) (4, 0)
c) (0, 8)
d) (2, 4)
Правильный ответ: c
Если уравнение прямой записано в виде ( \frac{x}{m} + \frac{y}{n} = 1 ), при ( m = 3 ), ( n = 6 ), то коэффициенты направляющего вектора равны:
a) (3, 6)
b) (6, 3)
c) (1/3, 1/6)
d) (1, 2)
Правильный ответ: d
Найдите уравнение прямой, проходящей через точку (0, 0) и имеющей пересечения (3, 0) и (0, 4):
a) ( \frac{x}{3} + \frac{y}{4} = 1 )
b) ( \frac{x}{4} + \frac{y}{3} = 1 )
c) ( xy = 12 )
d) ( y = \frac{4}{3}x )
Правильный ответ: a
В уравнении ( \frac{x}{a} + \frac{y}{b} = 1 ), если ( a = 5 ) и ( b = 10 ), то:
a) Прямая проходит через (5, 0) и (0, 10)
b) Прямая проходит через (0, 5) и (10, 0)
c) Прямая не существует
d) Уравнение неверное
Правильный ответ: a
Если прямая задана уравнением ( \frac{x}{2} + \frac{y}{1} = 1 ), то какое значение принимает ( y ) при ( x = 2 )?
a) 0
b) 1
c) 2
d) 3
Правильный ответ: 0
Проверьте ответы и оцените свои знания в теме "Уравнение прямой в отрезках". Удачи на экзаменах!