Таких скидок больше не будет!

осталось мест 57
Новая Школа - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ
При поддержке
Посмотреть все тесты нейросети

Тест на тему угольная промышленность

22 сентября 2025 17:01

{Другой предмет}
9 Класс

Этот тест сгенерирован искусственным интеллектом. Возможны ошибки.

Сгенерировать свой тест

Ниже готов тест по географии на тему «Угольная промышленность» для 9 класса. Формат вопросов — открытые вопросы. В конце каждого вопроса приведён пример ответа (ключ к заданиям).

  1. Вопрос 1 Опишите процесс образования угля в природе и перечислите основные типы угля. В чём заключаются различия между ними по качеству и применению?

Пример ответа

  • Уголь образуется из растительных остатков, которые накапливались в болотах и лагунах. Со временем от осадков, давления и тепла растительный материал подвергался карбонизации: сначала образуется торф, затем с таймепериодами и усложнением процессов образуется лигнит (бурый уголь), далее битуминозный уголь и, при наибольшем преобразовании, антрацит. Эти стадии зависят от условий давления и температуры и времени.
  • Основные типы: торф, лигнит (бурый уголь), битуминозный уголь, антрацит.
  • Различия: чем выше степень преобразования (больше углерода, меньше влаги и золы), тем выше калорийность и качество топлива. Торф содержит много влаги и мало углерода; лигнит — более низкое качество, чем битуминозный уголь; антрацит — высокий углерод, высокая теплотворная способность и мало примесей, применяется там, где требуется мощное топливо (иногда металлургия, теплоэнергетика).
  1. Вопрос 2 Опишите два основных метода добычи угля — поверхностную (карьерную) и подземную — и сравните их по экономическим затратам, рискам и экологическим последствиям.

Пример ответа

  • Поверхностная (карьерная) добыча: горная масса снимается с поверхности открытым способом с помощью экскаваторов, конвейеров; применяется на месторождениях близко к поверхности. Преимущества: низкие затраты на добычу, высокая производительность, простота технического обслуживания. Недостатки: значительная разрушение ландшафта, шум, большой выброс пыли и отходов, возможно загрязнение близлежащих водоёмов.
  • Подземная добыча (шахтная): шахты и выработки под землёй, применяется на глубинных месторождениях. Преимущества: меньше разрушение поверхности, возможность добычи глубоко залегших запасов, меньшие потери на воде и пыли на поверхности. Недостатки: высокая стоимость и риск для горняков (провал, пыль, взрывы), более длительный цикл добычи, сложнее рекультивация окружающей среды.
  • Экономика и экологика: карьерная добыча обычно дешевле и быстрее, но сильнее влияет на ландшафт и водные ресурсы; шахтная добыча дороже и опаснее, но может быть менее разрушительной для поверхности, однако требует строгих мер безопасности и охраны труда.
  1. Вопрос 3 Какие основные экологические проблемы связаны с добычей, транспортировкой и сжиганием угля? Каковы последствия для здоровья людей и окружающей среды?

Пример ответа

  • Добыча: разрушение ландшафта, разрушение экосистем, шум и пыление; выемка пород может повлиять на водные ресурсы и рельеф местности.
  • Транспортировка: выбросы углерода и пылевые эмиссии, риск аварий и прорывов топлива.
  • Сжигание угля: выбросы CO2 (парниковый эффект), SO2 и NOx (сернистые и азотистые оксиды), твердые частицы (пыль) — вред для дыхательных путей, ухудшение качества воздуха; образование кислотных дождей; загрязнение воды и почвы в районах ТЭЦ и металлургических предприятий.
  • Здоровье и окружающая среда: риск для шахтёров (пневмокониоз и другие болезни), ухудшение здоровья жителей близко расположенных населённых пунктов, загрязнение воздуха и воды — ухудшение качества жизни и экосистем.
  1. Вопрос 4 Какие современные тенденции характерны для угольной промышленности и энергетики в целом? Укажите примеры мер по снижению вреда окружающей среде и роли угля в будущем энергобалансе.

Пример ответа

  • Тенденции: постепенное снижение роли угля в энергобалансе во многих развитых странах, рост доли возобновляемых источников энергии (солнечную и ветровую энергетику), повышения энергоэффективности и переход к другим видам топлива (газ, переработка угля).
  • Меры по снижению вреда: внедрение технологий улавливания и хранения CO2 (CCS), улучшение очистки дымовых газов, более чистые технологии сжигания угля, рекультивация добычных предприятий, строгие экологические стандарты и мониторинг.
  • Роль угля в будущем: остается значимой в странах с высоким потреблением и ограниченными альтернативами, но тенденция — к снижению доли угля и переходу к более чистым и устойчивым источникам энергии и технологиям.
  1. Вопрос 5 Приведите примеры стран или регионов, где уголь играет значительную роль в экономике и энергетике. Какие существуют альтернативы и направления развития энергетики в этих регионах?

Пример ответа

  • Примеры регионов/стран: Китай, Индия, США, Россия, Польша, Австралия — во многих из них уголь остаётся важным источником энергии и частью экономики. В некоторых регионах он поддерживается государственными программами и инфраструктурой, создаётся занятость и поступления в бюджеты регионов.
  • Альтернативы и направления: развиваются возобновляемые источники энергии (солнечная, ветровая, гидроэнергия), природный газ как «чистая» переходная ступень, модернизация электростанций и повышение энергоэффективности, внедрение технологий улавливания CO2 и переработки угля (или газификации угля). В некоторых странах активно работают программы по диверсификации экономики и перенаправлению рабочих кадров в новые отрасли энергетики и промышленности.

Если нужно, могу адаптировать вопросы под конкретную учебную программу или регион (например, сделать упор на региональные примеры России, Казахстана, Польши и т. п.). Также могу подготовить более развёранные развёртки критериев оценивания по каждому вопросу.


Сгенерировать свой тест

Популярные тесты

{Другой предмет}
1 Класс
Обществознание
10 Класс
{Другой предмет}
10 Класс
{Другой предмет}
2 Класс

Саша — ассистент в телеграмме