Курс ЕГЭ с гарантией поступления на бюджет!
Берём твою подготовку в свои руки 😎

Узнать больше

Новая Школа - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ
При поддержке
Тренировки Пробники Статистика Учебник Об экзамене Учительская
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • Тренажёр ЕГЭ по Истории
  • Список заданий
  • Тренажёр ЕГЭ История

    План подготовки

    Снова доступен

    Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами. Текст задания указан ниже.

     

     

    ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

     

     

    А) «Подойдя к крепости, японцы решили взять её открытой силой, но ряд атак на наши позиции центра был неудачен. 3-го августа генерал Ноги прислал парламентёра с предложением сдать крепость, но собранный генералом Стесселем совет отклонил это предложение, а 6-го августа японцы начали артиллерийскую подготовку штурма и в тот же день перешли в наступление, направив после ряда демонстративных атак нашего западного фронта главный свой удар в центр наших позиций, против Орлиного Гнезда. Начался первый штурм Порт-Артура.

    Первые дни японцы наступали густыми колоннами, думая массой задавить защитников крепости.

    Строгая дисциплина, суровый военный закон, фанатизм и личная доблесть японцев приводили к тому, что японские батальоны, неся невероятные потери, всё же доходили до цели своих атак, хотя бы в составе нескольких человек и схватывались с нашими в штыки. В моём кратком обзоре невозможно описать всё то, что творилось под Орлиным Гнездом в дни с 6 по 11 августа включительно, дни сплошного, беспрерывного боя. Скажу одно, что доблесть была проявлена как с одной, так и с другой стороны. Два редута, №№ 1 и 2, на которых в то время сосредоточивался бой, много раз переходили из рук в руки, и в результате этого семидневного побоища японцы только овладели разрушенным фасом этих редутов, а внутренний остался в наших руках».

     

    Б) «Первые дни нашего марша дали нам представление печальной страны, на завоевание которой мы шли: много лесов и редкие селения, не могшие по бедности прокормить две армии, особенно нашу [более, чем пятисоттысячную], каждый день вступавшую в местность, уже истощенную русской армией, которая, отступая, уничтожала и жгла за собой все средства жизни.

    …зачастую наша лёгкая кавалерия с остервенением шла в атаку только с целью упреждения сожжения тех мест, которые русская армия должна была оставить.

    …Чем более продвигались мы вперёд, тем усерднее русские жгли всё за собою, уничтожая не только деревни, но и города и всё то, что находилось по сторонам дороги.

    Наконец мы подошли к Смоленску».

     

     

    ХАРАКТЕРИСТИКИ

     

    1) В отрывке речь идет о войне, завершившейся победой России.

    2) В отрывке речь идет о войне, завершившейся поражением России.

    3) В отрывке речь идет о войне, результат которой стало присоединение Крыма.

    4) В отрывке речь идет о войне, в результате которой России запрещалось иметь флот на Черном море.

    5) В отрывке речь идет о войне, в ходе которой противник захватил Москву.

    6) В отрывке речь идет о войне, в результате которой Россия потеряла южную часть Сахалина.

    Ответ

    Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

     

    ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

    А) «Когда Ярослав был в Новгороде, пришла к нему весть, что печенеги осадили Киев. Ярослав собрал воинов многих, варягов и словен, пришёл к Киеву и вошёл в город свой. А было печенегов без числа. Ярослав выступил из города, исполчил дружину, и поставил варягов посередине, а на правой стороне – киевлян, а на левом крыле – новгородцев, и стал пред градом. Печенеги двинулись на них, и сошлись на месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда поле вне града. И была сеча жестокая, и едва к вечеру одолел Ярослав. И побежали печенеги врассыпную и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же – в других реках, и так гибли, а остаток их бегает где-то и до сего дня».

    Б) «Пошёл Юрий воевать Новгородскую волость и, придя, взял Новый Торг и всю Мсту. А к Святославу послал Юрий, повелел ему воевать Смоленскую волость. И Святослав пошёл и захватил голядь вверх по Протве, и дружина Святослава набрала там пленных. И прислал к нему Юрий со словами: "Приди ко мне, брат, в Москву". Святослав поехал к нему с сыном своим Олегом и с небольшою дружиной и взял с собой Владимира Святославича. А Олег поехал вперёд к Юрию и подарил ему барса. Вслед за ним приехал его отец Святослав, и они сердечно встретились с поцелуями в пятницу… и были веселы. На другой день повелел Юрий устроить большой пир (обед силен), и оказал князьям великую честь, и дал Святославу в знак любви много даров, и одарил сына его Олега, и Владимира Святославича, и Святославовых мужей, и так отпустил их».

     

    1) Описываемые события произошли в XI в.

    2) Князь, упомянутый в отрывке, был сыном Владимира Мономаха.

    3) Описываемые события произошли в XII в.

    4) В правление князя, упомянутого в отрывке, был заключён первый письменный договор Руси с Византией.

    5) В правление князя, упомянутого в отрывке, было положено начало составлению сборника законов Русская Правда.

    6) Описываемые события произошли в XIII в.

    Ответ

    Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

     

    ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ:

     

    А) «Мамай возгордился, возомнив себя царём, начал злой заговор плести, созывать своих поганых темников князей и сказал им: "Пойдём на русского князя и на всю землю русскую, как было при Батые…" И начал неистово и поспешно силы свои собирать, в ярости двинувшись и в силе великой… Мамай встал за Доном, со всем своим царством, бушуя, и кичась, и гневаясь, и стоял три недели. Пришла к князю Дмитрию весть: сказали ему, что Мамаево войско за Доном собралось и в поле стоит, поджидая на помощь Ягайла с литовцами, чтобы, когда соединятся, одержать сообща победу».

     

    Б) «В том же году июня в 8 день великий князь всея Руси Василий Иванович пошёл с Москвы в третий раз ратью к городу Смоленску, а с ним братья его… А впереди себя послал к городу Смоленску воевод своих князя Бориса Ивановича Горбатого, да князя Михаила Васильевича Горбатого Киселку, да боярина и конюшего своего Ивана Андреевича, и много иных своих воевод со многими людьми. И те воеводы придя, город обступили. И в месяце июле пришёл сам великий князь со своими братьями под город Смоленск со многими силами и с большим пушечным и пищальным снаряжением. И, поставив большие пушки и пищали около города, повелел по городу бить со всех сторон, приступы великие делать без отдыха и огненными пушками по городу бить… Июля в 31 день смоленские князья и бояре город отворили, а сами пошли к шатрам бить челом великому государю и предстать пред его очи, да тут и присягнули великому князю, и крест целовали. И великий князь их простил, и слово своё жалованное им молвил, и пировать их позвал».

     

    ХАРАКТЕРИСТИКИ:

    1) Описываемые события произошли в XVI в.

    2) Описываемые события произошли в XIV в.

    3) Литовский князь, упомянутый в отрывке, участвовал в Грюнвальдской битве.

    4) Князь, упомянутый в тексте, был современником патриарха Никона.

    5) Описываемые события произошли в XV в.

    6) Князь, упомянутый в отрывке, – отец Ивана IV.

    Ответ

    Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

     

    А) «…В лето 1547 г, когда же вошел князь великий Иван Васильевич всея Руси в Соборную церковь, митрополит со всем Священным собором начал молебен…после молитвы велел митрополит принести с аналоя бармы, и знаменовал митрополит великого князя Ивана Васильевича крестом и возложил на него бармы и шапку. И сел царь на своем стуле, а митрополит на своем… И взошел на амвон архидиакон и проговорил велегласно многолетие царю Ивану Васильевичу Русскому. И по многолетии митрополит Макарий здравствовал великого князя… И поклонился царю митрополит

     

    Б) «…Страна представляла собой зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай—города; шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол

     

    ХАРАКТЕРИСТИКИ:

    1) Данный документ рассказывает о событиях Смуты

    2) Данный документ рассказывает об установлении опричнины

    3) Данный документ рассказывает о венчании на царство

    4) Причиной события стала смерть последнего из рода Рюриковичей

    5) Причиной события стала борьба князей за великое княжени

    6) Событие происходило в Успенском соборе в Москве

    Ответ

    Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

     

    ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ:

     

    А) «Понеже мы для лучшего и порядочнейшего отправления всех государственных дел, к собственному нашему всемилостивейшему решению подлежащих, и ради пользы государственной и верных наших подданных заблагорассудили учредить при дворе нашем Кабинет министров и в оный определить: канцлера графа Головкина, вице-канцлера графа Остермана, действительного тайного советника князя Черкасского. Того де ради об оном всемилостивейше объявляем».

     

    Б) «За благо мы рассудили и повелели с нынешнего времени при дворе нашем как для внешних, так и для внутренних государственных важных дел учредить Верховный тайный совет, при котором мы будем сами присутствовать. В том Верховном тайном совете быть при нас из первых сенаторов, а вместо их в Сенат выбраны будут другие, которые всегда при одном сенатском правлении будут. Быть при нас в Верховном тайном совете нижеписанным персонам: генерал-фельдмаршал и тайный действительный советник светлейший князь Меншиков, генерал-адмирал и тайный действительный советник граф Апраксин, государственный канцлер и тайный действительный советник граф Головкин…

     

    И по вышеписанному её императорского величества указу Верховного тайного совета определили следующее:

    …В Сенат и во все коллегии и прочие места, куда будет подлежать посылать указы с таким изображением: в заглавии, указ её императорского величества, состоявшийся в Верховном тайном совете (и именовать, в какое место, куда)»

     

    ХАРАКТЕРИСТИКИ:

    1) Данный документ был издан в период правления Екатерины I.

    2) Орган власти, о создании которого идёт речь, прекратил существование в 1730 г.

    3) Данный документ был издан в период правления Елизаветы Петровны.

    4) Орган власти, о создании которого идёт речь, просуществовал до 1917 г.

    5) Данный документ был издан в период правления Анны Иоанновны.

    6) Согласно отдельному указу императрицы подписи трёх членов государственного органа, о создании которого идёт речь, приравнивались к подписи императрицы.

    Ответ

    Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

     

    а) «Прошло ещё несколько дней, Волынский уже содержался

    в Петропавловской крепости. Мне вздумалось просить герцога Бирона, чтобы его предстательством избавлен я был от такой должности, которой исправлять по незнанию своему не могу и охоты не имею,

    и чтоб по склонности моей к военной службе определили меня

    в армию полковником. Его светлость отвечал с видом несколько суровым, что он того не знает и чтоб я поговорил с министрами, которые ко мне весьма благосклонны. Я, ничего не подозревая, просил дозволения подать челобитную императрице. Бирон согласился,

    а я, приняв его согласие за доброе для себя начало, тотчас написал челобитную и на другой же день подал императрице, будучи в твёрдой надежде, что скоро последует выгодное решение».

     

    б) «Говорят, что её эпоха была господством русских над иностранцами. Но, кроме фаворитов – а на этом поприще русские всегда были первыми, – много ли наберётся деятелей чисто русских в области культуры – науки и искусства? Вспомним лиц, участвовавших

    в возведении императрицы на престол, – Лестока, Шварца и Грюнштейна, вспомним лучших художников: Каравакка, братьев Лагрене, Токке, Ротари, Торелли, Де Велли, Ле Лоррена, Лепренса, Жилле; вспомним главных деятелей в Академии наук: Делиля, Шумахера, Миллера, Якова Штелина. Вспомним, наконец, двух замечательных людей того времени – братьев Бестужевых – Алексея и Михаила, которые были женаты: Алексей на графине Беттигер, Михаил – на фон Гаугвиц. Потому только пустыми словами кажутся нам разговоры императрицы о предпочтении русских пред иностранцами, а исключения, как гениальный Ломоносов или братья Шуваловы, только подтверждают правило».

     

    Характеристика:

    1) Императрица, упомянутая в отрывке, – Екатерина II.

    2) Императрица, упомянутая в отрывке, – Елизавета Петровна.

    3) Один из исторических деятелей, названных в отрывке, был участником восстания на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

    4) Государственный деятель, упомянутый в отрывке, был назначен регентом при малолетнем наследнике престола по указу императрицы, упомянутой в этом же отрывке.

    5) Императрица, упомянутая в отрывке, – Анна Иоанновна.

    6) Исторические деятели, названные в отрывке, были инициаторами учреждения Московского университета.

    Ответ

    Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

     

    А) «Что се есть? До чего мы дожили, о россияне? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем! Не мечтание ли се? Не сонное ли нам привидение? Ох, как истинная печаль! Ох, как известное наше злоключение! Виновник бесчисленных благополучий наших и радостей, воскресивший аки от мертвых Россию и воздвигший в толикую силу и славу…»…»

     

    Б) «В 25 день января повезли тело Государыни, во гробе лежащей, со всевозможным великолепием и подобающими почестями изо дворца чрез реку в Петропавловский собор в крепость. Сам император, за ним – я, за мною – Скавронские, за ними – Нарышкины, потом все по рангам шли пеши за гробом от самого дворца до церкви. Император в сей день был чрезмерно весел и посреди церемонии сей траурной сделал себе забаву: нарочно отстанет от везущего тела одра, пустив оного вперёд сажен тридцать, потом изо всей силы добежит; старшие камергеры, носящие шлейф епанчи его чёрной, паче же обер камергер, граф Шереметев, носящий конец епанчи, не могши бежать за ним, принуждены были епанчу пустить, и как ветром её раздувало, то сие Петру III пуще забавно стало, и он повторял несколько раз сию штуку…»

     

    ХАРАКТЕРИСТИКИ:

     

    1) Текст документа был написан в 1720-х гг.

    2) События, описываемые в отрывке, произошли в 1760-х гг.

    3) В отрывке речь идёт о похоронах Петра II.

    4) Император, о котором идёт речь, издал Манифест о вольности дворянской.

    5) Современником похорон, о которых идёт речь, был А.Д. Меншиков.

    6) Современником описываемых событий был М.М. Сперанский.

    Ответ

    Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

     

    ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ:

     

    А) «Объявляем во всенародное известие. Благополучие и силу государства умножать и восстановлять, наше удовольствие и желание о том всегдашнее попечение имея, разными способы... возобновлять не оставили... между прочим всемилостивейше усмотрели, какие от сборщиков внутрь государства таможенных пошлин происходят отягощения подверженным к платежу оных... из нашей императорской милости к народу и любви к отечеству, верноподданных наших всемилостивейше жалуем и освобождаем от платежа внутри государства таможенных и мелочных сборов...»

     

    Б) «Хотя вечнодостойныя памяти Дяди Наш, Государь Петр Великий, Император, неусыпными своими трудами воинское дело в такое уже совершенное состояние привел, что оружие Российское действия свои всему свету храбростию и искусством показало, а для произвождения определено было указом Его Величества, все младое шляхетство в Гвардию с начала писать, и тем путем, яко школою, далее дослуживаться; також и в гражданских и политических делах не меньше старания прилагать изволил посылкой для обучения в чужие края, и потом в Государстве указом определил, во всех Коллегиях из шляхетства быть Коллегии Юнкерам, дабы из них по примеру других европейских государств, чрез Секретарство до вышних градусов происходить могли, и напоследок Академию Наук учредил. А понеже воинское дело поныне еще в настоящем добром порядке содержится, однакож, дабы такое славное и Государству зело потребное дело наизящше в искусстве производилось, весьма нужно, дабы шляхетство от младых лет к тому в теории обучены, а потом и в практику годны были; того ради указали Мы: учредить Корпус Кадетов, состоящий из 200 человек шляхетских детей, от тринадцати до осмнадцати лет, как Российских, так и Эстляндских и Лифляндских Провинций, которых обучат арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам. А понеже не каждого человека природа к одному воинскому склонна, також и в Государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение: того ради иметь при том учителей чужестранных языков, истории, географии, юриспруденции, танцованию, музыки и прочих полезных наук, дабы видя природную склонность, по тому б и к учению определять…»

     

    ХАРАКТЕРИСТИКИ:

    1) Указ, отрывок из которого приведен в источнике, был издан Екатериной II.

    2) В период издания указа в Российской империи действовал Верховный тайный совет.

    3) Императрица, издавшая данный указ, также учредила Измайловский гвардейский полк.

    4) Императрица, издавшая данный указ, также основала Московский государственный университет.

    5) Указ, отрывок из которого приведен в тексте источника, был издан Анной Иоанновной.

    6) Непосредственное участие в разработке реформы, проведенной за счет издания данного указа, принимал Петр Шувалов.

    Ответ

    Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

     

    ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ:

     

    А) «К утверждению и распространению единообразия и порядка в Государственном управлении, признали Мы нужным установлению Государственного Совета дать образование, свойственное пространству и величию нашей империи...

    I. В порядке Государственных установлений, Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к Законодательству соображаются и чрез него восходят к Верховной Императорской Власти.

    II. По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном Совете, и потом действием Державной Власти поступают к предназначенному им совершению».

     

    Б) «За благо мы рассудили и повелели с нынешнего времени, при дворе нашем, как для внешних, так и для внутренних государственных важных дел, учредить Верховный тайный совет, при котором мы будем сами присутствовать. В том Верховном тайном совете быть при нас из первых сенаторов, а вместо их в Сенат выбраны будут другие, которые всегда при одном сенатском правлении будут. Быть при нас в Тайном верховном совете нижеписанным персонам…»

     

    ХАРАКТЕРИСТИКИ:

    1) Данный документ был издан Александром I.

    2) Членом государственного органа, учреждённого по данному документу, был А.Л. Ордин_Нащокин.

    3) Членом государственного органа, учреждённого по данному документу, был А.Д. Меншиков.

    4) Данный документ был издан Екатериной I.

    5) Государственный орган, учреждённый по данному документу, просуществовал до 1917 г.

    6) Данный документ был издан Екатериной II.

    Ответ

    Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

     

    ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

    А) Общий предмет всех законов есть учредить отношения людей к общей безопасности лиц и имуществ. В великой сложности сих отношений и законов, от них возникающих, необходимо нужно постановить главные их разделения.

    Общий предмет преобразования состоит в том, чтобы правление, доселе самодержавное, постановить и учредить на непременяемом законе. Нельзя основать правление на законе если одна державная власть будет и составлять закон и исполнять его. Отсюда необходимость установлений, действующих в составлении закона и его исполнении. Из троякого порядка государственных сил возникает троякий порядок сих установлений. Одно из них должно действовать в образовании закона, другое-в исполнении, третье — в части судной. Разум всех сих установлений может быть различен.

     

     

    Б) Объявляем через сие, что по взаимному соглашению между Нами и его величеством королем шведским обоюдными полномочными Нашими вследствие данных им надлежащих полномочий заключен и подписан в Фридрихсгаме 5/17 сентября сего года мирный договор, который от слова до слова гласит тако: Во имя Пресвятыя и нераздельныя Троицы.

    Ст. I. Мир, дружба и доброе согласие пребудет отныне между Его Величеством Императором Всероссийским и его величеством королем шведским; Высокие договаривающиеся стороны приложат все свое старание о сохранении совершенного согласия между ними, их государствами и подданными, избегая рачительно того, что могло бы поколебать впредь соединение, счастливо ныне восстановляемое.

    Ст. V. Море Аландское (Alandshaff), залив Ботнический и реки Торнео и Муонио будут впредь служить границей между Империей Российской и Королевством Шведским.

    В равном расстоянии от берегов, ближайшие острова к твердой земле Аландской и Финляндской будут принадлежать России, а прилежащие к берегам Швеции, будут принадлежать ей.

     

    ХАРАКТЕРИСТИКИ

    1) Война, по окончании которой был подписан документ, велась одновременно с войной против Ирана.

    2) Автор документа выступал за незыблемость самодержавной власти.

    3) Автор данного документа был сослан в 1812 году.

    4) Договор был невыгоден России.

    5) По данному мирному договору Россия значительно расширяла свои территории на северо-западе.

    6) По проекту, изложенному в данном документе, реализовано было лишь создание Государственного совета.

    Ответ

    Вау, ты уже готовишься? Держи подарок

    Скачивай план подготовки и готовься эффективно. Начни свой путь к высоким баллам!

    Забрать файл в боте
    Результаты тренировки
    Решено заданий 0
    Выполнено верно 0
    Выполнено частично верно 0
    Ошибки 0