Новая Школа - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ
При поддержке
Тренировки Пробники Статистика Учебник Об экзамене Учительская
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • Тренажёр ЕГЭ по Литературе
  • Список заданий
  • Тренажёр ЕГЭ Литература

    Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос.

    Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. 

    Подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. 

    Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

     

     

    В каких произведениях русской классики изображены болтуны и позёры и в чём поведение этих персонажей можно сопоставить с Ноздрёвым?

     

    –  Отчего ж ты не хочешь играть? – сказал Ноздрёв.

    – Ну оттого, что не расположен. Да, признаться сказать, я вовсе не охотник играть.

    – Отчего ж не охотник?

    Чичиков пожал плечами и прибавил:

    – Потому что не охотник.

    – Дрянь же ты!

    – Что ж делать? так Бог создал.

    – Фетюк просто! Я думал было прежде, что ты хоть сколько-нибудь порядочный человек, а ты никакого не понимаешь обращения. С тобой никак нельзя говорить, как с человеком близким… никакого прямодушия, ни искренности! совершенный Собакевич, такой подлец!

    – Да за что же ты бранишь меня? Виноват разве я, что не играю? Продай мне душ одних, если уж ты такой человек, что дрожишь из-за этого вздору.

    – Чёрта лысого получишь! хотел было, даром хотел отдать, но теперь вот не получишь же! Хоть три царства давай, не отдам. Такой шильник, печник гадкий! С этих пор с тобой никакого дела не хочу иметь. Порфирий, ступай скажи конюху, чтобы не давал овса лошадям его, пусть их едят одно сено.

    Последнего заключения Чичиков никак не ожидал.

    – Лучше б ты мне просто на глаза не показывался! – сказал Ноздрёв.

    Несмотря, однако ж, на такую размолвку, гость и хозяин поужинали вместе, хотя на этот раз не стояло на столе никаких вин с затейливыми именами. Торчала одна только бутылка с каким-то кипрским, которое было то, что называют кислятина во всех отношениях. После ужина Ноздрёв сказал Чичикову, отведя его в боковую комнату, где была приготовлена для него постель:

    – Вот тебе постель! Не хочу и доброй ночи желать тебе!

    Чичиков остался по уходе Ноздрёва в самом неприятном расположении духа. Он внутренно досадовал на себя, бранил себя за то, что к нему заехал и потерял даром время. Но ещё более бранил себя за то, что заговорил с ним о деле, поступил неосторожно, как ребёнок, как дурак: ибо дело совсем не такого роду, чтобы быть вверену Ноздрёву… Ноздрёв человек-дрянь, Ноздрёв может наврать, прибавить, распустить чёрт знает что, выйдут ещё какие-нибудь сплетни – нехорошо, нехорошо. «Просто дурак я», – говорил он сам себе. Ночь спал он очень дурно.

    (Н.В. Гоголь, «Мёртвые души»)

     

    Ответ

    Боишься не поступить на бюджет?

    С нами ты поступишь в ВУЗ мечты или мы вернём деньги за обучение!

    За ручку доведем тебя до выхода приказа о зачислении
    Готовим к ЕГЭ по всем предметам
    Подписываем договор, по которому гарантируем, что подготовим на бюджет
    Скорее узнай подробности у менеджера
    Хочу на бюджет!

    Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос.

    Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. 

    Подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. 

    Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

    В каких произведениях русской литературы изображены герои с яркой судьбой и в чём их можно сопоставить с горьковской старухой Изергиль?

    Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания.

     Ломала я себя, но не могла сломать… И решила поехать за ним. Он около Варшавы был, в лесу.

     Но когда я приехала, то узнала, что уж побили их ваши… и что он в плену, недалеко в деревне.

     «Значит,  подумала я,  не увижу уже его больше!» А видеть хотелось. Ну, стала стараться увидать… Нищей оделась, хромой и пошла, завязав лицо, в ту деревню, где был он. Везде казаки и солдаты… дорого мне стоило быть там! Узнала я, где поляки сидят, и вижу, что трудно попасть туда. А нужно мне это было. И вот ночью подползла я к тому месту, где они были. Ползу по огороду между гряд и вижу: часовой стоит на моей дороге… А уж слышно мне  поют поляки и говорят громко. Поют песню одну… к матери Бога… И тот там же поёт… Аркадэк мой. Мне горько стало, как подумала я, что раньше за мной ползали… а вот оно, пришло время  и я за человеком поползла змеёй по земле и, может, на смерть свою ползу. А этот часовой уже слушает, выгнулся вперёд. Ну, что же мне? Встала я с земли и пошла на него. Ни ножа у меня нет, ничего, кроме рук да языка. Жалею, что не взяла ножа. Шепчу: «Погоди!..» А он, солдат этот, уже приставил к горлу мне штык. Я говорю ему шёпотом: «Не коли, погоди, послушай, коли у тебя душа есть! Не могу тебе ничего дать, а прошу тебя…» Он опустил ружьё и также шёпотом говорит мне: «Пошла прочь, баба! пошла! Чего тебе?» Я сказала ему, что сын у меня тут заперт… «Ты понимаешь, солдат,  сын! Ты ведь тоже чей-нибудь сын, да? Так вот посмотри на меня  у меня есть такой же, как ты, и вон он где! Дай мне посмотреть на него, может, он умрёт скоро… и, может, тебя завтра убьют… будет плакать твоя мать о тебе? И ведь тяжко будет тебе умереть, не взглянув на неё, твою мать? И моему сыну тяжко же. Пожалей же себя и его, и меня  мать!..»

     Ох, как долго говорила я ему! Шёл дождь и мочил нас. Ветер выл и ревел, и толкал меня то в спину, то в грудь. Я стояла и качалась перед этим каменным солдатом… А он всё говорил: «Нет!» И каждый раз, как я слышала его холодное слово, ещё жарче во мне вспыхивало желание видеть того, Аркадэка… Я говорила и мерила глазами солдата  он был маленький, сухой и всё кашлял. И вот я упала на землю перед ним и, охватив его колени, всё упрашивая его горячими словами, свалила солдата на землю. Он упал в грязь. Тогда я быстро повернула его лицом к земле и придавила его голову в лужу, чтоб он не кричал. Он не кричал, а только всё барахтался, стараясь сбросить меня с своей спины. Я же обеими руками втискивала его голову глубже в грязь. Он и задохнулся… Тогда я бросилась к амбару, где пели поляки. «Аркадэк!..»  шептала я в щели стен. Они догадливые, эти поляки,  и, услыхав меня, не перестали петь! Вот его глаза против моих. «Можешь ты выйти отсюда?»  «Да, через пол!»  сказал он. «Ну, иди же». И вот четверо их вылезло из-под этого амбара: трое и Аркадэк мой. «Где часовые?»  спросил Аркадэк. «Вон лежит!..» И они пошли тихо-тихо, согнувшись к земле. Дождь шёл, ветер выл громко. Мы ушли из деревни и долго молча шли лесом. Быстро так шли. Аркадэк держал меня за руку, и его рука была горяча и дрожала. О!.. Мне так хорошо было с ним, пока он молчал. Последние это были минуты  хорошие минуты моей жадной жизни. Но вот мы вышли на луг и остановились. Они благодарили меня все четверо. Ох, как они долго и много говорили мне что-то! Я всё слушала и смотрела на своего пана. Что же он сделает мне? И вот он обнял меня и сказал так важно… Не помню, что он сказал, но так выходило, что теперь он в благодарность за то, что я увела его, будет любить меня… И стал он на колени предо мной, улыбаясь, и сказал мне: «Моя королева!» Вот какая лживая собака была это!.. Ну, тогда я дала ему пинка ногой и ударила бы его в лицо, да он отшатнулся и вскочил. Грозный и бледный стоит он предо мной… Стоят и те трое, хмурые все. И все молчат. Я посмотрела на них… Мне тогда стало  помню  только скучно очень, и такая лень напала на меня… Я сказала им: «Идите!» Они, псы, спросили меня: «Ты воротишься туда, указать наш путь?» Вот какие подлые! Ну, всё-таки ушли они. Тогда и я пошла… А на другой день взяли меня ваши, но скоро отпустили. Тогда увидела я, что пора мне завести гнездо, будет жить кукушкой! Уж тяжела стала я, и ослабели крылья, и перья потускнели… Пора, пора! Тогда я уехала в Галицию, а оттуда в Добруджу. И вот уже около трёх десятков лет живу здесь. Был у меня муж, молдаванин; умер с год тому времени. И живу я вот! Одна живу… Нет, не одна, а вон с теми.

     Старуха махнула рукой к морю. Там всё было тихо. Иногда рождался какой-то краткий, обманчивый звук и умирал тотчас же.

     (М. Горький, «Старуха Изергиль»)

    Ответ

    Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос.

    Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. 

    Подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. 

    Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

    В каких произведениях русской классики персонажи показаны в комическом свете и в чём этих персонажей можно сопоставить с Гаевым?

    Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания.

    Гаев. А ты знаешь, Люба, сколько этому шкафу лет? Неделю назад я выдвинул нижний ящик, гляжу, а там выжжены цифры. Шкаф сделан ровно сто лет тому назад. Каково? А? Можно было бы юбилей отпраздновать. Предмет неодушевлённый, а всё-таки, как-никак, книжный шкаф.

    Пищик (удивлённо). Сто лет... Вы подумайте!..

    Гаев. Да... Это вещь... (Ощупав шкаф.) Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твоё существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слёзы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания.

    Пауза.

    Лопахин. Да...

    Любовь Андреевна. Ты всё такой же, Лёня.

    Гаев (немного сконфуженный). От шара направо в угол! Режу в среднюю!

    Лопахин (поглядев на часы). Ну, мне пора.

    Яша (подаёт Любови Андреевне лекарства). Может, примете сейчас пилюли...

    Пищик. Не надо принимать медикаменты, милейшая... от них ни вреда, ни пользы... Дайте-ка сюда... многоуважаемая. (Берёт пилюли, высыпает их себе на ладонь, дует на них, кладёт в рот и запивает квасом.) Вот!

    Любовь Андреевна (испуганно). Да вы с ума сошли!

    Пищик. Все пилюли принял.

    Лопахин. Экая прорва.

    Все смеются.

    Фирс. Они были у нас на Святой, полведра огурцов скушали... (Бормочет.)

    Любовь Андреевна. О чём это он?

    Варя. Уж три года так бормочет. Мы привыкли.

    Яша. Преклонный возраст.

    Шарлотта Ивановна в белом платье, очень худая, стянутая, с лорнеткой на поясе проходит через сцену.

    Лопахин. Простите, Шарлотта Ивановна, я не успел ещё поздороваться с вами. (Хочет поцеловать у неё руку.)

    Шарлотта (отнимая руку). Если позволить вам поцеловать руку, то вы потом пожелаете в локоть, потом в плечо...

    Лопахин. Не везёт мне сегодня.

    Все смеются.

    Шарлотта Ивановна, покажите фокус!

    Любовь Андреевна. Шарлотта, покажите фокус!

    Шарлотта. Не надо. Я спать желаю. (Уходит.)

    Лопахин. Через три недели увидимся. (Целует Любови Андреевне руку.) Пока прощайте. Пора. (Гаеву.) До свиданция. (Целуется с Пищиком.) До свиданция. (Подаёт руку Варе, потом Фирсу и Яше.) Не хочется уезжать. (Любови Андреевне.) Ежели надумаете насчёт дач и решите, тогда дайте знать, я взаймы тысяч пятьдесят достану. Серьёзно подумайте.

     (А.П. Чехов, «Вишнёвый сад»)

    Ответ

    Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос.

    Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. 

    Подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. 

    Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

     

    Какие герои русской литературы, подобно Пьеру и Андрею, спорят о жизни и общественном устройстве? 

     

    Пьер, приехав вперёд, как домашний человек, прошёл в кабинет князя Андрея и тотчас же, по привычке, лёг на диван, взял первую попавшуюся      с полки книгу (это были Записки Цезаря) и принялся, облокотившись, читать ее из середины.

    – Что ты сделал с mademoiselle Шерер? Она теперь совсем заболеет, – сказал, входя в кабинет, князь Андрей и потирая маленькие белые ручки.

    Пьер поворотился всем телом, так что диван заскрипел, обернул оживлённое лицо к князю Андрею, улыбнулся и махнул рукой.

    – Нет, этот аббат очень интересен, но только не так понимает дело... По-моему, вечный мир возможен, но я не умею, как это сказать... Но только не политическим равновесием.

    Князь Андрей не интересовался, видимо, этими отвлечёнными разговорами.

    – Нельзя, mon cher1, везде все говорить, что только думаешь. Ну, что ж, ты решился, наконец, на что-нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – спросил князь Андрей после минутного молчания.

    Пьер сел на диван, поджав под себя ноги.

    – Можете себе представить, я всё ещё не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится.

    – Но ведь надо на что-нибудь решиться? Отец твой ждёт.

    Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером-аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. Когда он вернулся        в Москву, отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: «Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на всё согласен. Вот тебе письмо к князю Василью, и вот тебе деньги. Пиши обо всём, я тебе во всём помо�а». Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал. Про этот выбор и говорил ему князь Андрей. Пьер потёр себе лоб.

    – Но он масон должен быть, – сказал он, разумея аббата, которого он видел на вечере.

    – Всё это бредни, – остановил его опять князь Андрей, – поговорим лучше о деле. Был ты в конной гвардии?..

    – Нет, не был, но вот что мне пришло в голову, и я хотел вам сказать. Теперь война против Наполеона. Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу; но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире... это нехорошо.

    Князь Андрей только пожал плечами на детские речи Пьера. Он сделал вид, что на такие глупости нельзя отвечать; но действительно на этот наивный вопрос трудно было ответить что-нибудь другое, чем то, что ответил князь Андрей.

    – Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было, – сказал он.

    – Это-то и было бы прекрасно, – сказал Пьер.

    Князь Андрей усмехнулся.

    – Очень может быть, что это было бы прекрасно, но этого никогда не будет...

    – Ну, для чего вы идёте на войну? – спросил Пьер.

    – Для чего? Я не знаю. Так надо. Кроме того, я иду... – Он остановился. – Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!

    (Л.Н. Толстой, «Война и мир»)

     

    1 Мой дорогой (фр.).

    Ответ

    Боишься не поступить на бюджет?

    С нами ты поступишь в ВУЗ мечты или мы вернём деньги за обучение!

    За ручку доведем тебя до выхода приказа о зачислении
    Готовим к ЕГЭ по всем предметам
    Подписываем договор, по которому гарантируем, что подготовим на бюджет
    Скорее узнай подробности у менеджера
    Хочу на бюджет!

    Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос.

    Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. 

    Подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. 

    Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

     

    В каких произведениях отечественной классики объектом изображения являются социальные пороки и в чём эти произведения можно сопоставить   с щедринским «Премудрым пискарем»?

     

    …Он, пискарь-сын, отлично запомнил поучения пискаря-отца, да и на ус себе намотал. Был он пискарь просвещённый, умеренно-либеральный, и очень твёрдо понимал, что жизнь прожить – не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, – сказал он себе, – а не то как раз пропадёшь!» – и стал устраиваться. Первым делом нору для себя такую придумал, чтоб ему забраться в неё было можно, а никому другому – не влезть! Долбил он носом эту нору целый год, и сколько страху в это время принял, ночуя то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке. Наконец, однако, выдолбил на славу. Чисто, аккуратно – именно только одному поместиться впору. Вторым делом, насчет житья своего решил так: ночью, когда люди, звери, птицы и рыбы спят – он будет моцион делать, а днём – станет в норе сидеть и дрожать. Но так как пить-есть всё-таки нужно, а жалованья он не получает и прислуги не держит, то будет он выбегать из норы около полден, когда вся рыба уж сыта, и, бог даст, может быть, козявку-другую и промыслит. А ежели не промыслит, так и голодный в норе заляжет, и будет опять дрожать. Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться.

    Так он и поступал. Ночью моцион делал, в лунном свете купался, а днём забирался в нору и дрожал. Только в полдни выбежит кой-чего похватать – да что в полдень промыслишь! В это время и комар под лист от жары прячется, и букашка под кору хоронится. Поглотает воды – и шабаш!

    Лежит он день-деньской в норе, ночей не досыпает, куска не доедает, и всё-то думает: «Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?»

    Задремлет, грешным делом, а во сне ему снится, что у него выигрышный билет и он на него двести тысяч выиграл. Не помня себя от восторга, перевернётся на другой бок – глядь, ан у него целых полрыла из норы высунулось... Что, если б в это время щучёнок поблизости был! ведь он бы его из норы-то вытащил!

    Однажды проснулся он и видит: прямо против его норы стоит рак. Стоит неподвижно, словно околдованный, вытаращив на него костяные глаза. Только усы по течению воды пошевеливаются. Вот когда он страху набрался! И целых полдня, покуда совсем не стемнело, этот рак его поджидал, а он тем временем всё дрожал, всё дрожал.

    В другой раз, только что успел он перед зорькой в нору воротиться, только что сладко зевнул, в предвкушении сна, – глядит, откуда ни возьмись, у самой норы щука стоит и зубами хлопает. И тоже целый день его стерегла, словно видом его одним сыта была. А он и щуку надул: не вышел из норы, да и шабаш.

    И не раз, и не два это с ним случалось, а почесть что каждый день.       И каждый день он, дрожа, победы и одоления одерживал, каждый день восклицал: «Слава тебе, господи! жив!»

    Но этого мало: он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья. Он рассуждал так: «Отцу шутя можно было прожить! В то время и щуки были добрее, и окуни на нас, мелюзгу, не зарились. А хотя однажды он и попал было в уху, так и тут нашёлся старичок, который его вызволил! А нынче, как рыба-то в реках повывелась, и пискари в честь попали. Так уж тут не до семьи, а как бы только самому прожить!»

    И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Всё дрожал, всё дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто.

    (М.Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь»)

    Ответ

    Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос.

    Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. 

    Подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. 

    Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

    В каких произведениях отечественной литературы изображены ратные подвиги и в чём эти произведения можно сопоставить со «Словом о полку Игореве»? 

     

    А половцы непроторенными дорогами

    помчались к Дону Великому.

    Кричат телеги в полуночи,

    словно лебеди вспугнутые.

     

    А Игорь к Дону войско ведёт!

     

    Уже беду его подстерегают птицы

    по дубравам,

    волки грозу накликают

    по оврагам,

    орлы клёкотом зверей на кости зовут,

    лисицы брешут на червлёные щиты.

     

    О Русская земля! Уже ты за холмом!

     

    Долго ночь меркнет.

    Заря свет зажгла,

    мгла поля покрыла,

    щёкот соловьиный уснул,

    говор галочий пробудился.

    Русичи великие поля

    червлёными щитами перегородили,

    ища себе чести, а князю славы.

     

    Спозаранок в пятницу

    потоптали они поганые полки половецкие

    и, рассыпавшись стрелами по полю,

    помчали красных девушек половецких,

    а с ними золото, и паволоки,

    и дорогие оксамиты.

    Покрывалами, и плащами, и кожухами

    стали мосты мостить по болотам

    и топям,

    и дорогими нарядами половецкими.

    Червлёный стяг,

    белая хоругвь,

    червлёный бунчук,

    серебряное древко —

    храброму Святославичу!

     

    Дремлет в поле Олегово храброе гнездо.

    Далеко залетело!

    («Слово о полку Игореве», перевод Д. С. Лихачёва)

    Ответ

    Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос.

    Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. 

    Подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. 

    Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

     

    В каких произведениях русской классики показана драма крепостного человека и в чем героев этих произведений можно сопоставить с чеховским Фирсом?

     

    Прочитайте приведенный ниже фрагмент и выполните задание 9

     

    Входит Трофимов, потом Лопахин.

     

    Трофимов. Что же, господа, пора ехать!

     

    Лопахин. Епиходов, мое пальто!

     

    Любовь Андреевна. Я посижу еще одну минутку. Точно раньше я никогда не видела, какие в этом доме стены, какие потолки, и теперь я гляжу на них с жадностью, с такой нежной любовью…

     

    Гаев. Помню, когда мне было шесть лет, в Троицын день я сидел на этом окне и смотрел, как мой отец шел в церковь….

     

    Любовь Андреевна. Все вещи забрали?

     

    Лопахин. Кажется, все. (Епиходову, надевая пальто.) Ты же Епиходов, смотри, чтобы все было в порядке.

     

    Епиходов (говорит сиплым голосом). Будьте покойны, Ермолай Алексеич!

     

    Лопахин. Что это у тебя голос такой?

     

    Епиходов. Сейчас воду пил, что-то проглотил.

     

    Яша (с презрением). Невежество…

     

    Любовь Андреевна. Уедем – и здесь не останется ни души…

     

    Лопахин. До самой весны.

     

    Варя (выдергивая из узла зонтик, похоже, как будто она замахнулась; Лопахин делает вид, что испугался). Что вы, что вы… Я и не думала.

     

    Трофимов. Господа, идемте садиться в экипажи… Уже пора! Сейчас поезд придет!

     

    Варя. Петя, вот они, ваши калоши, возле чемодана. (Со слезами.) И какие они у вас грязные, старые…

     

    Трофимов (надевая калоши). Идем, господа!..

     

    Гаев (сильно смущен, боится заплакать). Поезд… станция… Круазе в середину, белого дуплетом в угол…

     

    Любовь Андреевна. Идем!

     

    Лопахин. Все здесь? Никого там нет? (запирает боковую дверь налево.) Здесь вещи сложены, надо запереть. Идем!..

     

    Аня. Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!

     

    Трофимов. Здравствуй, новая жизнь!.. (Уходит с Аней.)

     

    Варя окидывает взглядом комнату и не спеша уходит. Уходят Яша и Шарлотта с собачкой.

     

    Лопахин. Значит, до весны. Выходите, господа… До свиданция!.. (Уходит.)

     

    Любовь Андреевна и Гаев остались вдвоем. Они точно ждали этого, бросаются на шею друг другу и рыдают сдержанно, тихо, боясь, чтобы их не услышали.

     

    Гаев (в отчаянии). Сестра моя, сестра моя…

     

    Любовь Андреевна. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..

     

    Голос Ани весело, призывающе: «Мама!..»

     

    Голос Трофимова весело, возбужденно: «Ау!..»

     

    Любовь Андреевна. В последний раз взглянуть на стены, на окна… По этой комнате любила ходить покойная мать…

     

     

    Гаев. Сестра моя, сестра моя!..

     

    Голос Ани: «Мама!..»

     

    Голос Трофимова: «Ау!..»

     

    Любовь Андреевна. Мы идем!..

     

    Уходят. Сцена пуста. Слышно, как на ключ запирают все двери, как потом отъезжают экипажи. Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно. Слышатся шаги. Из двери, что направо, показывается Фирс. Он одет, как всегда, в пиджаке и белой жилетке, на ногах туфли. Он болен.

     

    Фирс (подходит к двери, трогает за ручку). Заперто. Уехали… (Садится на диван.) Про меня забыли… Ничего… я тут посижу… А Леонид Андреич небось шубы не надел, в пальто поехал… (Озабоченно вздыхает.) Я-то не поглядел… Молодо-зелено! (Бормочет что-то, чего нельзя понять.) Жизнь-то прошла, словно и не жил. (Ложится.) Я полежу… Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего… Эх ты… недотепа!.. (Лежит неподвижно.)

     

    Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.

     

     

    Занавес.



    Ответ

     

    Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос.

    Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. 

    Подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. 

    Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

     

    В каких произведениях русской литературы звучит тема памяти и в чем эти произведения можно сопоставить с эпилогом поэмы А. Ахматовой "Реквием"?

     

    "РЕКВИЕМ"

    (фрагмент)

     

    Опять поминальный приблизился час.

    Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

    И ту, что едва до окна довели,

    И ту, что родимой не топчет земли,

    И ту, что красивой тряхнув головой,

    Сказала: "Сюда прихожу, как домой".

    Хотелось бы всех поименно назвать,

    Да отняли список, и негде узнать.

    Для них соткала я широкий покров

    Из бедных, у них же подслушанных слов.

    О них вспоминаю всегда и везде,

    О них не забуду и в новой беде,

    И если зажмут мой измученный рот,

    Которым кричит стомильонный народ,

    Пусть так же оне поминают меня

    В канун моего погребального дня.

    А если когда-нибудь в этой стране

    Воздвигнуть задумают памятник мне,

    Согласье на это даю торжество,

    Но только с условьем - не ставить его

    Ни около моря, где я родилась

    (Последняя с морем разорвана связь),

    Ни в царском саду у заветного пня,

    Где тень безутешная ищет меня,

    А здесь, где стояла я триста часов

    И где для меня не открыли засов.

    Затем, что и в смерти блаженной боюсь

    Забыть громыхание черных марусь,

    Забыть, как постылая хлопала дверь

    И выла старуха, как раненый зверь.

    И пусть с неподвижных и бронзовых век

    Как слезы струится подтаявший снег,

    И голубь тюремный пусть гулит вдали,

    И тихо идут по Неве корабли.

     

    (А.Ахматова, 1940)

    Ответ

    Боишься не поступить на бюджет?

    С нами ты поступишь в ВУЗ мечты или мы вернём деньги за обучение!

    За ручку доведем тебя до выхода приказа о зачислении
    Готовим к ЕГЭ по всем предметам
    Подписываем договор, по которому гарантируем, что подготовим на бюджет
    Скорее узнай подробности у менеджера
    Хочу на бюджет!

    Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос.

    Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. 

    Подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. 

    Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

     

    В каких произведениях русской литературы герои оказываются перед нравственным выбором и в чем эти произведения можно сопоставить с приведенным фрагментом?

     

    Граф хотел чтото сказать, но, видимо, воздержался. Он встал с своего стула и пошёл к двери.

     

    Берг в это время, как бы для того, чтобы высморкаться, достал платок и, глядя на узелок, задумался, грустно и значительно покачивая головой.

     

    — А у меня к вам, папаша, большая просьба, — сказал он.

     

    — Гм?.. — сказал граф, останавливаясь.

     

    — Еду я сейчас мимо Юсупова дома, — смеясь, сказал Берг. — Управляющий мне знакомый, выбежал и просит, не купите ли что-нибудь. Я зашёл, знаете, из любопытства, и там одна шифоньерочка и туалет. Вы знаете, как Верушка этого желала и как мы спорили об этом. (Берг невольно перешёл в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифонь ерку и туалет.) И такая прелесть! выдвигается и с аглицким секретом, знаете? А Верочке давно хотелось. Так мне хочется ей сюрприз сделать. Я видел у вас так много этих мужиков на дворе. Дайте мне одного, пожалуйста, я ему хорошенько заплачу и...

     

    Граф сморщился и заперхал.

     

    — У графини просите, а я не распоряжаюсь.

     

    — Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, — сказал Берг. — Мне для Верушки только очень бы хотелось.

     

    — Ах, убирайтесь вы все к чёрту, к чёрту, к чёрту и к чёрту!.. — закричал старый граф. — Голова кругом идёт. — И он вышел из комнаты.

     

    Графиня заплакала.

     

    — Да, да, маменька, очень тяжёлые времена! — сказал Берг.

     

    Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что-то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз.

     

    На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе всё так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.

     

    — Ты знаешь за что? — спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.

     

    — За то, что папенька хотел отдать все подводы под раненых, — сказал Петя. — Мне Васильич сказал. По-моему...

     

    — По-моему, — вдруг закричала почти Наташа, обращая своё озлобленное лицо к Пете, — помоему, это такая гадость, такая мерзость, такая... я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?.. — Горло её задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно-почтительно утешал её. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.

     

    — Это гадость! Это мерзость! — закричала она. — Это не может быть, чтобы вы приказали.

     

    Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на неё. Граф остановился у окна, прислушиваясь.

     

    — Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! — закричала она. — Они остаются!..

     

    — Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?

     

    — Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже... Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка... Маменька, ну что намто, что мы увезём, вы посмотрите только, что на дворе... Маменька!.. Это не может быть!..

     

    Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил своё лицо к окну.

     

    Графиня взглянула на дочь, увидала её пристыженное за мать лицо, увида ла её волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на неё, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.

     

    — Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю комунибудь! — сказала она, ещё не вдруг сдаваясь.

     

    — Маменька, голубушка, простите меня!

     

    Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.

     

    — Mon cher, ты распорядись, как надо... Я ведь не знаю этого, — сказала она, виновато опуская глаза.

     

    — Яйца... яйца курицу учат... — сквозь счастливые слёзы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди своё пристыженное лицо.

     

    (Л.Н.Толстой. "Война и мир")

    Ответ

    Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос.

    Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. 

    Подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. 

    Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

    В каких произведениях русских писателей герои ведут философские споры и в чем эти произведения можно сопоставить с "Преступлением и наказанием" Ф. М. Достоевского?

     

    — Позволь, я тебе серьёзный вопрос задать хочу, — загорячился студент. — Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живёт, и которая завтра же сама собой умрёт. Понимаешь? Понимаешь?

     

    — Ну, понимаю, — отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.

     

    — Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обречённые в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, на правленных на дорогу; десятки семей, спасённых от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, — и всё это на её деньги. Убей её и возьми её деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!

     

    — Конечно, она недостойна жить, — заметил офицер, — но ведь тут природа.

     

    Эх, брат, да ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было. Говорят: «долг, совесть», — я ничего не хочу говорить против долга и совести, — но ведь как мы их понимаем? Стой, я тебе ещё задам один вопрос. Слушай!

     

    — Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай!

     

    — Ну!

     

    — Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьёшь ты сам старуху или нет?

     

    Разумеется, нет! Я для справедливости... Не во мне тут и дело...

     

    — А помоему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости! Пойдём ещё партию!

     

    (Ф.М.Достоевский. "Преступление и наказание")

     

    Ответ

    Бесплатно
    Приложение ЕГЭ Тренажёр

    Скачивай мобильное приложение на iPhone или Android и тренируйся в любое время и в любом месте!

    Результаты тренировки
    Решено заданий 0
    Выполнено верно 0
    Выполнено частично верно 0
    Ошибки 0