Новая Школа - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ
При поддержке
Тренировки Пробники Статистика Учебник Об экзамене Учительская
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • Тренажёр ЕГЭ по Обществознанию
  • Список заданий
  • Тренажёр ЕГЭ Обществознание

    Прочитайте текст и выполните задания 17-20.

     

    Правопорядок  — это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов...

    В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового порядка.

    Нормы права  — это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее «идеальный» правопорядок.

    Правоотношения  — элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

    Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок. «…»

    Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. «…»

    Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе.  Это часть общественного порядка.

    Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм.

     

    Какие три предпосылки правопорядка названы в тексте? Проиллюстрируйте каждую из них примером имущественных отношений. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

    Ответ

    Боишься не поступить на бюджет?

    С нами ты поступишь в ВУЗ мечты или мы вернём деньги за обучение!

    За ручку доведем тебя до выхода приказа о зачислении
    Готовим к ЕГЭ по всем предметам
    Подписываем договор, по которому гарантируем, что подготовим на бюджет
    Скорее узнай подробности у менеджера
    Хочу на бюджет!

    Прочитайте текст и выполните задания 17-20.

     

    Ткацкие фабрики, станки, паровые машины, железные дороги и другие технологические достижения стали движущей силой промышленной революции XVIII–XIX веков. Эта промышленная революция изменила облик государств, породила мегаполисы, создала средний класс и заложила экономический фундамент для роста качества жизни. В середине прошлого века началась новая технологическая революция. Человечество вступило в цифровой век. Эту революцию ещё называют информационной.

    Революция высоких технологий погрузила нас в состояние непрерывного рассеянного внимания, когда вы следите за всем сразу, но ни на чём не сосредотачиваетесь. Непрерывное рассеянное внимание отличается от многозадачности, когда у каждого задания есть ясная цель, и мы пытаемся улучшить собственную эффективность. Тут, напротив, ни одна мысль не занимает наше сознание целиком. Всё происходит в области периферийного внимания. Мозг в режиме непрерывного рассеянного внимания испытывает постоянный стресс. Больше нет времени поразмышлять, оглядеться по сторонам и принять взвешенное решение.

    Термин «многозадачность» первое время применяли только к компьютерам: так называли заложенную в них возможность обрабатывать несколько заданий одновременно. Теперь мы свободно пользуемся этим словом в разговоре о людях, которые берутся одновременно за несколько дел, хотя привычнее, конечно, так: закончил одно - переходи к следующему.

    Многозадачность позволяет подросткам - «цифровым от рождения» - откладывать на потом долгосрочные задачи. Если несколько задач одновременно борются за внимание одного человека, тот воспринимает новое задание поверхностно, вместо того чтобы сосредоточиться на нём. Иногда многозадачность смертельно опасна.

    Подростки - основная аудитория компьютерных игр. Их влияние на умственное развитие оценивается по-разному. Дилемму можно выразить так: правда ли, что выросло поколение молодых людей, не способных учиться, запоминать, чувствовать и управлять? Или, наоборот, «цифровые от рождения» развили в себе новые прогрессивные навыки, которые сулят им невероятные успехи в будущем?

     

    Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три негативных последствия многозадачности. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

    Ответ

    Прочитайте текст и выполните задания 17-20.

    Роль — это модель или тип поведения, ожидаемые в социальной группе от людей, занимающих разные позиции. Можно также сказать, что роль — это совокупность ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как обладателя определённой социальной позиции.

    У каждого человека широкая сеть социальных отношений. Часть из них временные, часть — долгосрочные и важные. В сети социальных отношений у каждого — определённая социальная позиция, на которую устремлены ожидания и которой присущи устоявшиеся права и обязательства. Обладатель позиции вынужден вести себя сообразно этим ожиданиям, правам и обязательствам, исполнять требуемую ими роль.

    Роль довольно стабильна: человек меняется, но его социальная роль остаётся. «Исполнению» социальной роли обучаются. B процессе социализации, ориентируясь на те ожидания, которые выставляет социум. Роль можно понимать как «ответ» на совокупность ожиданий, устремленных на человека. B обществе этот «ответ» детерминирован его позицией, профессией, должностью, полом и другими факторами.

    Роль ставит своему исполнителю поведенческие пределы. Если поведение, свойственное данной роли, не выходит за эти пределы, то оно удовлетворяет и индивида, и его окружение, т. е. отвечает требуемым нормам. У разных ролей всё-таки разные пределы дозволенности, и в каждой роли есть специфические ситуации этой «дозволенности». Диапазон этой ролевой свободы может быть больший или меньший, строгость соблюдения «ролевых» правил слабее или сильнее … так называемая дихотомия роли. Например, актёру или представителю другой творческой профессии позволительно многое, чего не позволяется священнику...

    Выполнение роли требует определённого созидательного подхода. Интерпретация и реализация роли во многом определяется личностью индивида. Иногда важные роли преобразуют личность, которая, по существу, является интеграцией всех ролей, усвоенных индивидом...

    Каждый индивид осуществляет много разных ролей. Едва выйдя из дома (а точнее, дома), человек попадает в круговорот социальных ролей. Например, в течение дня: покупатель, пешеход, водитель, отец, директор — один и тот же человек…

    С социологической точки зрения распределение труда и деятельности в обществе имеет ролевую основу. Наличие социальных ролей в обществе и их параметров это ещё и способ контроля за деятельностью и поведением членов общества.

    (Э. Асп)
     
    Автор под социальной ролью понимает "совокупность ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как обладателя определённой социальной позиции". Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами выполнение прав и обязанностей тремя различными ролями. 

    (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите роль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

    Ответ

    Прочитайте текст и выполните задания 17–20.

    Глава 9. СДЕЛКИ

    Статья 154. 1. Сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними.

    1. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны.
    2. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трёх или более сторон (многосторонняя сделка).

    Статья 166. 1. Сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

    Статья 167. 1. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения.

    1. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой всё полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

    Статья 168. Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

    Статья 169. Сделка, совершённая с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна.

    Статья 170. 1. Мнимая сделка, то есть сделка, совершённая лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.

    1. Притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в вид)', с учётом существа сделки, применяются относящиеся к ней прав

    Статья 171. 1. Ничтожна сделка, совершённая гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства.

    Статья 172. Ничтожна сделка, совершённая несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним).

    (Извлечение из Гражданского кодекса РФ) 

     

    Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами различные основания для признания сделки ничтожной. 

    (В каждом случае сначала приведите пример, затем основание ничтожности сделки. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

    Ответ

    Боишься не поступить на бюджет?

    С нами ты поступишь в ВУЗ мечты или мы вернём деньги за обучение!

    За ручку доведем тебя до выхода приказа о зачислении
    Готовим к ЕГЭ по всем предметам
    Подписываем договор, по которому гарантируем, что подготовим на бюджет
    Скорее узнай подробности у менеджера
    Хочу на бюджет!

    Прочитайте текст и выполните задания 17–20.

    Расширение прямой демократии предполагает повышенные требования к населению. Ведь осознанно обсуждать различные непростые вопросы может лишь человек с каким-то уровнем образования. Это касается уровня гражданственности, стремления и готовности быть активно вовлечённым в жизнь общества. Сегодня во многих странах, включая старые солидные демократии, население устало и разочаровалось в политической жизни, в политических деятелях. Это привело к появлению странного феномена, который назван «созерцательной демократией», – когда люди смотрят на политическую жизнь в своей стране, но не интересуются происходящим глубоко и не принимают в ней активного участия.

    Сегодня во многих странах люди не испытывают никакого энтузиазма от того, чтобы как граждане принимать участие в политической жизни страны. Они просто хотят жить себе потихоньку внутри своего маленького мирка. Они не хотят тратить время на вникание в политические дискуссии, они устали от политики. В то же время нельзя сказать, чтобы они не были заинтересованы в демократии. Они не хотели бы установления диктатуры, им нравится демократическая система, они просто не хотят в ней слишком активно участвовать. В большинстве случаев уровень образования этих людей весьма высок, но уровень их гражданской активности крайне низок.

    Напротив, в других странах, где большинство населения обладает весьма низким уровнем образования, например в Индии, люди чрезвычайно активны политически, хотят голосовать и оказывать возможное влияние на политическую жизнь общества. Так что это далеко не только вопрос уровня образования.      

    (Интервью М. Вьеворка, текст адаптирован)

    Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами, как граждане могут принимать участие в жизни страны при демократии. 

    (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите форму участия. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

    Ответ

    Прочитайте текст и выполните задания 17-20. 

    Продуктивный диалог между гражданскими объединениями и властью в продвинутой форме может вести к тому, что граждане добиваются права участвовать в принятии решения по вопросам, имеющим важное общественное значение. Но получить такое право могут лишь те, кто действительно отстаивает значимые общественные, гражданские интересы, кто вступает в диалог с властью, вооружённый всей полнотой информации по интересующему и граждан, и власть вопросу, кто имеет по нему проект согласованного и реалистического решения.

    Вместе с тем важно отметить, что в некоторых развитых демократических странах наметился процесс законодательного оформления гражданского участия. Так, например, принятый в ФРГ Закон «О содействии городскому планированию» устанавливает, что любые инновации в городах должны проводиться при непременном согласовании с горожанами и гражданскими объединениями с тем, чтобы не ущемлялись интересы собственников, арендаторов и пользователей (земли, домов или строений). Конечно, сам процесс согласования может быть выхолощен бюрократией или крупными предпринимателями, заинтересованными в инновациях. Но законом именно признаётся легитимность гражданского участия в этих процессах; более того, никакие новационные проекты градостроительства не утверждаются вышестоящими органами власти без соответствующей санкции гражданских организаций.

    Одна из идеологем демократического общества заключается в представлении, что это – общество активных лояльных граждан, поддерживающих существующую политическую систему, имеющих право и политические средства влиять на её функционирование и принятие политических решений. В целом эта идеологема, безусловно, отражает реальность. Однако одно дело, что граждане имеют право реальным участием воздействовать на политические процессы в обществе, и другое – в какой мере они желают воспользоваться этим правом и, что более существенно, чувствуют себя компетентными им пользоваться.

    Многочисленные конкретные исследования в США с убеждающим постоянством показывают, что большинство граждан довольствуется сознанием, что они могут воздействовать на политические решения, но мало, кто действительно стремится оказывать такое воздействие. Так, если взять такую форму гражданского участия, как голосование на выборах, то индивидуально-типические мотивы электорального поведения весьма вариативны. Скорее голосуют те, кто чувствует себя более укоренённым в обществе и в местном сообществе и реже голосуют люди со слабой социальной или локальной идентификацией, молодёжь, безработные, работники неквалифицированного труда, малообразованные.

    (По Р. Г. Апресяну)

     

    Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами задачи, которые осуществляет гражданское общество. 

    (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите задачу гражданского общества. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

    Ответ

    Прочитайте текст и выполните задания 17–20.

    Статья 209. Содержание права собственности

    1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

    2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц< ... >.

    Статья 212. Субъекты права собственности

    1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

    2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

    4. Права всех собственников защищаются равным образом.

    Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц

    1. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.< ... >

    3. Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве -вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретённого этими юридическими лицами по иным основаниям. < ... >

    (извлечения из ГК РФ)

     

    Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами три основания приобретения права собственности, предусмотренными Гражданским Кодексом РФ.

    (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите причину основание приобретения права собственности. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

    Ответ

    Прочитайте текст и выполните задания 17-20. 

    Для социально-политической психологии наибольший интерес представляют два типа личного и группового выбора. Во-первых, выбор человеком уровня и форм своей вовлеченности в общественно-политическую жизнь. Крайние точки таких уровней и форм, с одной стороны, активное участие в этой жизни, осмысление её как главной сферы деятельности человека, с другой — полное отчуждение от неё, принятие роли пассивного объекта социальных и политических процессов... Второй выбор определяет конкретную общественно-политическую позицию или ориентацию человека, основанную на одной из систем идейно-политических ценностей, существующих в обществе. Оба эти выбора взаимосвязаны. Уровень психологической и практической вовлечённости людей в жизнь общества влияет на определенность и последовательность их идейно-политического выбора: чем меньше человек интересуется политикой, тем более аморфны, бессистемны, неустойчивы его политические взгляды. В то же время отчуждение от господствующих в обществе конвенциональных систем ценностей и форм политической жизни может означать психологическую готовность к активной альтернативной, вне- или антисистемной общественной деятельности (именно такими были психологические предпосылки так называемых неформальных движений в ряде стран)...

    Уровень вовлечённости людей в общественно-политическую жизнь обусловлен достаточно сложной системой факторов. Обычно он возрастает в периоды бурного обновления общественных отношений... В периоды стабилизации системы, а также в трудные времена кризисов обычно происходит спад массовой политической активности...

    В странах с развитым гражданским обществом широкое распространение получает вовлеченность, которую можно назвать ценностно-ориентированной. Ибо она направляется прежде всего теми ценностями, которые вырабатываются различными социальными группами в процессе осознания ими своих интересов и предпочтений. Самодеятельная, независимая от институтов власти активность таких социальных субъектов отличительная особенность гражданского общества. И хотя она чаще всего развертывается вокруг конкретных проблем — общенациональных или локальных и групповых — и не претендует на участие в «большой политике», даже противопоставляет себя ей, она так или иначе влияет на деятельность партий и органов власти. Данная форма социальной активности эволюционирует относительно независимо от уровня активности политической и представляет собой один из важнейших механизмов саморегулирования общества, связей между гражданами и органами власти.

    (Г. Дилигенский)
     

    Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами формы политического участия граждан. 

    (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите форму участия. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

    Ответ

    Боишься не поступить на бюджет?

    С нами ты поступишь в ВУЗ мечты или мы вернём деньги за обучение!

    За ручку доведем тебя до выхода приказа о зачислении
    Готовим к ЕГЭ по всем предметам
    Подписываем договор, по которому гарантируем, что подготовим на бюджет
    Скорее узнай подробности у менеджера
    Хочу на бюджет!

    Прочитайте текст и выполните задания 17–20.

    Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (стремление к свободе, уважение права, морали, чувство долга, наличие собственности и др.)

    Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой — в основном различные общественные образования и общественные институты. Они обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов коллективов. Именно им под силу «давить» на государственную власть, с тем чтобы заставить ее служить обществу.

    Функции элемента гражданского общества может выполнять и отдельная личность (например, А. Солженицын, А. Сахаров, Д. Лихачев и др.).

    Становление гражданского общества — это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно цивилизуются и гражданин, и государство, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения.

    Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структуры гражданского общества способны оказать воздействие прежде всего на правотворческую деятельность государства, критикуя законопроекты, внося в них дополнения, изменения или предлагая новые. Правоисполнительная деятельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества.  Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине ее меньшей гласности. И, тем не менее, судебные дела, например, получившие огласку с помощью средств массовой информации, рассматриваются судебными органами более пристально и взвешенно.

    Одним словом, гражданское общество — питательная среда правового государства — заставляет государственную власть умерить свои желания, подчиниться законам, ею принятым, и служить населению всей страны.

    (по материалам Интернета)

    Используя текст задания, обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами деятельность институтов гражданского общества. 

    (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите институт гражданского общества. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

    Ответ

    Прочитайте текст и выполните задания 17—20. 

    Каждый исторический период определяет особенности социализации. Для того чтобы стать полноправным членом общества, человеку требуется всё больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь. Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Особенности современной социализации человека определяются новыми требованиями к его характерологическим чертам, которые необходимы для нормального функционирования в качестве полноправного члена общества. 

    В ходе социализации личность выступает как субъект и объект гого процесса. Кроме того, в процессе социализации осуществляется динамика пассивной и активной позиции индивида. Пассивная позиция — когда он усваивает нормы и служит объектом социальных отношений; активная позиция — когда он воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений. 

    Социализация человека происходит посредством механизмов социализации — способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм подражания, имитации, идентификации. Его сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Выделяют механизм полоролевой идентификации. Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определённого пола. Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля. Он работает на основе чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей. 

    Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников — все эти социальные группы выступают в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. 

    (Н. Мельникова)

     

    Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами социализирующее воздействие на человека трёх различных социальных групп. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите группу. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

    Ответ

    Бесплатно
    Приложение ЕГЭ Тренажёр

    Скачивай мобильное приложение на iPhone или Android и тренируйся в любое время и в любом месте!

    Результаты тренировки
    Решено заданий 0
    Выполнено верно 0
    Выполнено частично верно 0
    Ошибки 0