Вопрос от Анонимного юзера 28 октября 2024 21:44
БЛАГОЗВУЧИЕ РЕЧИ: ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, АССОНАНС, АЛЛИТЕРАЦИЯ Как известно, звучащая речь является основной формой суще-ствования языка. Ученые исследуют разнообразные приемы усиления фонической выразительности речи, дают оценку звуковому строю языка, определяют характерные особенности русского язы-ка, чтобы научить носителей, т.е. нас с вами, наиболее совершен-ному, художественно оправданному и стилистически целесооб-разному звуковому выражению мысли. Звуковая выразительность речи обнаруживается в ее благозву-чии, гармонии, в использовании ритма, рифмы, аллитераций (по-вторения одинаковых сходных согласных звуков), ассонансов (по-вторения одинаковых гласных звуков) и других средств. Образцом благозвучия служат лучшие классические произведения, особенно поэтические. Звуковая организация поэтической речи при чтении вслух способствует более точному пониманию авторского замыела. Читатель одновременно учится у поэта более яркому выражению мысли. Для каждого национального языка определены свои условия благозвучия: определенное чередование гласных и согласных зву-ков, т.е. такое сочетание звуков, которое удобно для произноше-ния (артикуляция) и для слуха (музыкальность). При этом в боль-шинстве сочетаний согласных содержатся сонорные звуки [м], [н).[р]. (л), которые имеют высокую звучность. Для создания благозвучия важным является количество звуков, их качество и после-довательность. В русском языке (это доказано специалистами - не только языковедами) сочетание согласных звуков подчиняется законам благозвучия. Однако достижение звуковой гармонии невозможно, если уст-ный текст изобилует следующими нарушениями мелодики речи: ◦ скоплением согласных звуков - это значительно затрудняет произношение: литр, дубль, черств, спектр, лакомете, встречающий взрослых проводник (фетрчвзрпрвдн), встроенным гардеробом приткнуться в прихожей (фстрбпртксфпрхж); ◦ скоплением гласных звуков: гласные порождают благозвучие только в сочетании с согласными. Стечение нескольких гласных звуков в одной фразе в лингвистике называется зиянием: оно значительно искажает звуковой строй русской речи и затрудняет ар-тикуляцию. Труднопроизносимыми являются фразы: мимо Оли и Инны; разрывая у аорты; серебристую у окунька (чешуйку) и им подобные; ◦ повторение одинаковых сочетаний звуков или одинаковых слов: прошивают шишковатые шины, нарушение отношений. Однако в поэтической речи очень трудно бывает разграничить нарушение благозвучия и намеренную игру сходных в звуковом отношении слов, например: Псы ли воют, слизывая слезы, слушаю дыхание твое, Аве, Оза! (А. Вознесенский). Прочитаем вслух стихотворение А. Ахматовой: Смуглый отрок бродил по аллеям, Иглы сосен густо и колко У озерных грустил берегов, Устилают низкие пни... И столетие мы лелеем Здесь лежала его треутолка Еле слышный шелест шагов. И растрепанный том Парни. Что, кроме слов, их лексического значения, построения предложе-ний, помогает нам представить прогулку А. Ахматовой по Царскосель-скому парку, где лицеистом бродил смуглый отрок — А. Пушкин? Интересна звуковая инструментовка этого стихотворения. Здесь прежде всего наблюдается равномерное сочетание гласных и со-гласных звуков; приблизительно равномерное сочетание глухих и звонких, мягких и твердых согласных, почти нет случаев скопления согласных. Все эти качества в совокупности и придают стиху особую музыкальность и мелодичность, присущие лучшим поэти-ческим произведениям. Прочитайте еще раз. Вслушайтесь... Слышите, как в четвертой строке «шелестят» шаги отрока? Что же создает такое впечатление? Конечно же, звуковая форма стихотворения позволяет услы-шать, как в четвертой строке «шелестят» шаги, что создает впе-чатление присутствия и Пушкина, и Ахматовой, и нас, читателей, на этой прогулке. А слышите, как от строки к строке перекатываются и перели-ваются звуки (л, л°] и 1р. р|? Какие у вас возникают ассоциации от этого приема, который называется аллитерациеи? Слышите ли повторяющиеся [л'е), [л'е). [л'е). [el, l'el. [де), [л'е) в третьей и четвертой строках? Какие ассоциации рождает это неожиданное сочетание звуков? Аллитерации напоминают и о ласкающей волне, и об убываю-щей тишине парка, и перекатывающихся камушках на аллеях, звуки [c). [ш] — о шуршании листвы под ногами. Все эти звуки, сопро-вожлая наше чтение, помогают «оказаться» там, где автор, и не только увидеть с помощью воображения, но и услышать с помо-шью звукописи ту обстановку, которую описывает поэт. Благодаря чередованию ударных и безударных слогов, повторению одинакового количества стоп в каждом последующем стихе в поэтическом тексте возникает ритм. Стих - строка поэти-ческого текста - делится на стопы по два или по три слога, в которых один ударный, а другой или два других безударные. Определенное чередование ударного и безударного слогов в стопе называется поэтическим размером, который и создает ритмиче-ский рисунок поэтического текста. Всего существует пять размеров стиха: двустопные - ямб (первый безударный слог), хорей (первый ударный слог); трехстопные - дактиль (первый удар-ный, два следующих безударные), амфибрахий (средний слог удар-ный), анапест (третий ударный). Размер стиха А. Ахматовой - трехстопный анапест — тоже по-могаст показать истороцливость, даже торжественность строк. Смотрите, каждые три слога повторяют рисунок ритма: два безУдарных слога, потом ударный. Как будто два шага делаются легко и тихо, без усилия, а третий — не выдерживают и «спотыкают" ся», опускаясь всем весом, чтобы набраться сил от земли для новой «перебежки». Но в третьем и четвертом стихе вдруг происходит сбой размера, как будто у автора перехватывает дыхание, прежде чем он произнесет лелеем. Возникает при чтении вынужденная пауза, как будто она замирает, чтобы услышать еле слышный ше-лест, и заставляет нас, читателей, сделать то же самое - замереть. Прочитайте эти строчки, и вы почувствуете трепет Поэта перед Великим Поэтом. Обратите внимание: первая и третья строки имеют «хвости-ки» - по одному безударному слогу в конце стиха, которые и делают течение звуков плавным, в отличие от второй и четвертой. где последний ударный слог резко как бы обрубает этот поток звуков. Послушайте, что получается, когда происходит такое че-редование... Действительно, безударные слоги неполной стопы (женская рифма) - «хвостики» нечетных строк - не дают мы оборваться, читатель плавно скользит к следующей строке, а вот там уже мысль завершается, и поеледний ударный слог (мужская рифма) как бы ставит точку, завершает один единый отрезок смыс-ла, отделяет его от следующего. С этой же целью и рифма выбрана перекрестная, т.е. через строку. Отсутствие рифмы в двух строч-ках подрял помогает сосредоточиться на смысле, не отвлекает от содержания этих строк, а в четверостишии наличие рифмы не даст ему развалиться, скрепляет содержание единой формой ритма и рифмы. Роль ударения в стихотворной речи, как мы увидели, велика. Ритмика текста придает стихотворению определенное настроение: двустопные размеры — хорей и ямб - создают более живой, отчасти беззаботный рисунок быстрого танца: трехстопные размеры - дактиль, анапест, амфибрахий - придают поэтическому тексту неторопливость и в связи с этим большую торжественность или задумчивость, отчасти грусть. Определите размер стихотворных строк, сделайте их ритмиче-ский рисунок и подчеркните, где услышите ассонансы и/или аллитерации. 1. Мчатся тучи, вьются тучи, Невидимкою луна Освещает снег летучий, Мутно небо, ночь мутна. (А. Пушкин) 2. В дымке розово-хрустальной Умирающий закат, Первой звездочки печальной Золотой далекий взгляд. (3. Бухарова) 3. Текут стихи на белый свет из темени кромешной, Из всяких горестных сует, из праздников души... Не извратить бы вещий смысл иной строкой поспешной! Все остальное при тебе - мужайся и пиши! (Б. Окуджава)

Ответ нейросети
28 октября 2024 21:44
Понравился ответ?
Задай свой вопрос
Напиши любую задачу или вопрос, а нейросеть её решит
