Вопрос от Анонимного юзера 30 ноября 2024 09:26
Задание 84. Найдите нестандартное образование степеней сравнения прилагательных; напишите их, где возможно, в правильной форме. 1. Женщины умнее и любящее (Бел.). 2. Твой взор открытей и бесстрашней (Ф.). 3. Спросите у Иванова два образчика фальшивого мрамора, ровного (как в Павловском дворце). Один синее, другой кремовее. Я бы за кремовый стоял (Граб.). 4. Взлетел, простерся орел самодержца черней, чем раньше, злей, орлинее (М.). 5. Все житейское страшноватей книжек (М. Шаг.). 6. Война – жесточе нету слова (Тв.). 7. Сошлись и погуляли, и хмурит Жан лицо, - нашел он, что у Ляли красивше бельецо (М.). 8. Она была еще мертвей, еще для сердца безнадежней навек угаснувших очей (Л.). 9. Все каменней ступени, все круче, круче всход (Бр.). 10. Снеговее скатерти мертвец - весь сказ! (Цв.). 11. Этим словом - куда громовее, чем громом пораженная, прямо сраженная в грудь (Цв.). 12. Царило идеальное молчание. При этом лучше всех, глубже и мертвеннее молчал зеленоватый Коротков (Булг.).13. Но в этом скудном поле, где благ излишних нет, больней щемленье боли, белее белый свет, и ласковее ласки, и зелень зеленей, и сказочнее сказки, и родина родней (Р. К.). 14. Взоры огненней огня и усмешка Леля, не обманывай меня первого апреля! (А.А.). 15. Мне скажут: вот, опять про то ж, знакомая затея, что лучше той и не найдешь, кто зорьки золотее (Н.Ас.). 16. Золотей твоих кос по курганам молодая шумит лебеда (Ес.). 17. Мне такое не мнилось, не снилось, и считал я, что мне не грозило оказаться всех мертвых мертвей (Выс.).18. В такой непроглядный вьюжный вечер успех решался не тем, кто железней или метче, а удачливей кто (Л. Л.). Задание 85. Найдите краткие формы прилагательных. Выделите случаи отступления от семантических и формальных ограничений при образовании кратких форм. 1. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! (Л. Т.). 2. Как тускло пурпурное пламя, как мертвы желтые утра! (Ан.). 3. Волны тяжки и свинцовы (Ан.). 4. Нежны травы, белы плиты и звонит победно медь (Ан.). 5. Воздух свеж, стеклянен (Сол.). 6. Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые (Тютч.). 7. За окном шумит листва густая – и благоуханна – 3 – - и легка (М.Петр.). 8. Жестоки, неправедны жалобы эти, жесто ки, неправедны эти упреки, все люди несчастны и все одиноки, как ты, одиноки все люди на свете (М.Петр.). 9. Горит весь мир, прозрачен и духовен, теперь-то он поистине хорош (Заб.). 10. Забавна эта мысль Петра, но сколь мудра и величава (Сок.). 11. Мне интересен лик его в тот миг, когда он быстро взвесил все «да» и «нет» до одного. Он был тогда угрюм иль весел? (Сок.). 12. Но этот лист с прожилкою черноты, как купол, округл и, как купол, чист и звонок до высоты (Сок.). 13. Крики птиц протяжны и серебряны (Сол.). 14. Оттого, что скучны вечера, этот клен волновался вчера (Ю.Мор.). Задание 86. Определите, в полной или краткой форме должны быть имена прилагательные. Возможны ли варианты? 1. Эта квартира слишком тесна(-я). 2. Эта квартира тесна(-я) для шестерых жильцов. 3. Улицы старого города узки(-е) для проезда машин. 4. Улицы старого города узки(-е) и кривы(-е). 5. Этот мальчик глух(-ой) от рождения. 6. Этот мальчик глух(ой) к просьбам матери. 7. Страна богата(-я) и чиста(-я). 8. Страна богата(-я) нефтью. 9. Боец еще жив(-ой). 10. Ребенок очень жив(-ой). 11. Метод очень хорош (-ий). 12. Парень хорош(-ий) собой. 13. Материя первична(-я), а сознание вторично (-е). 14. Отец горд(-ый) успехами сына. 15. Отец - человек горд(-ый) и суров(-ый). Имя числительное Задание 87. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, объясните свой выбор. 1. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей). 2. Добрые люди усыновили (три сироты- трое сирот – троих сирот). 3. В семье старого охотника было (четыре сына – четверо сыновей). Все (четыре – четверо) тоже прекрас ные охотники. 4. Старшие сыновья уехали в город, за (двумя - двоими) младшими приехала мать. 5. Их (пять – пятеро) учениц хореографического училища. 6. Буря не утихала в течение (трех-троих) суток. Задание 88. Раскройте скобки, числительные напишите в нужной форме. 1. Чтобы в мире было (2): я и мир! (М.Цветаева). 2. (3) девицы под окном пряли поздно вечерком (А. Пушкин). 3. Стол накрыт на (6), розы да хрусталь, а среди гостей моих горе да печаль (А.Тарковский). 4. На (7) бед мой ответ: где любовь, смерти нет (Е. Евтушенко). 5. Иду с дружком, гляжу — стоят, они стояли молча в ряд, они стояли молча в ряд — их было (8) (В.Высоцкий). 6. Как (12) лет назад, холодна рука и немодные шумят синие шелка (А.Тарковский). 7. И очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя, (33) богатыря (А.Пушкин). 8. Перебирая наши даты, я обращаюсь к тем ребятам, что шли в солдаты в (41) и в гуманисты в (45) (Д. Самойлов). 9. Когда тебе придется туго,найдешь и (100) рублей и друга. Себя найти куда трудней, чем друга или (100) рублей (А.Тарковский). 10. (101) я не буду никогда! (Е. Евтушенко). Местоимение Задание 89. Образуйте неопределенные местоимения. Возможен ли выбор? 1. Певца попросили спеть на бис какую-... песню. 2. Вы в состоянии сделать больше, чем кто-... другой. 3. К сказанному можно еще что-... добавить? 4. Хорошо бы перед отъездом пови дать кого-... из друзей. 5. Мальчик стал звать кого-... на помощь. 6. Часы остановились, наверное, в механизме что-... испортилось. 7. Передайте книгу кому-... из приятелей. 8. Пошлите кого-... за врачом. 9. Остается что-... недосказанное в этом деле. 10. На днях мне рассказали какую-... странную историю. 11. Мы обязательно увидим что-... интересное. 12. Если кто-... будет искать меня, дайте мне знать. Задание 90. Объясните использование определительных местоимений. Возможна ли синонимическая замена? 1. Открой мне всю правду, не бойся меня: в награду любого возьмешь ты коня (П.) 2. И каждый раз навек прощайтесь, когда уходите на миг! (Коч.). 3. Я каждый раз, когда хочу сундук мой отпереть, впадаю в жар и трепет (П.). 4. Деньги? - деньги всегда, во всякий возраст нам пригодны (П.). 5. Я сам расскажу о времени и о себе (М.). 6. Каждый, кто молод, дайте нам руки (Ош.). 7. Летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия, а мы с тобой вдвоем (П.). 8. Иных богов не надо славить: они как равные с тобой, и, осторожною рукой, позволено их переставить (О.М.). 9. На свете лишь одна Армения, она у каждого – своя (М.Петр.). 10. Старик, имея много дел, в иные книги не глядел (П.). 11. Все ушли, и никто не вернулся (А.А.). Глагол Задание 91. Прочитайте глагольные пары. Составьте с ними словосочетания. Какие глаголы употребляются только в разговорном стиле? Взорвать-взорваться, вырвать-вырваться, нарвать-нарваться, надорвать-надорваться, оторвать-оторваться, подорвать-подорваться, порвать-порваться, прервать-прерваться, прорвать-прорваться, разорвать-разорваться, сорвать-сорваться – 3 – Задание 92. Выберите нужный глагол из скобок. Возможны ли варианты? 1. Утром школьники ... в школу. Дети ... и играют во дворе (бегать- бежать). 2. Студенты ... на лекцию. Я ... по парку и дышу свежим воздухом (ходить-идти). 3. Мой брат отлично .... Лодка .... вниз по реке. (плавать-плыть). 4. Завтра геологи .... в экспедицию. Каждое лето мы .... в Крым (ездить-ехать). 5. Журавли .... на юг. Пчелы ... вокруг куста ( летать-лететь). 6. Мальчики ... мяч по полю. Пастух ... стадо в деревню (гонять-гнать). 7. Отец хорошо .... машину. Мама .... ребенка сегодня к врачу (водить-вести). 8. Почтальон каждый день ... нам газеты. Река ... весной бревна (носить-нести). 9. Время .... медленно. Улитка ... вокруг раковины (ползатьползти). 10. Коты хорошо ... по деревьям. Посмотри, кот ... в окошко (лазить-лезть). 11. Автобусы по утрам ... рабочих на работу. Мы ... вещи на новую квартиру (возить-везти). 12. Работа грузчиков - ... тяжести. Куда ты .... эту тряпку? (таскать –тащить) 13. Студенты ... по аллеям парка. (ходили-шли) 14. Самосвалы (возят-везут) песок на стройку. Задание 93. Укажите стилистические функции (синонимическую замену) форм лица. 1. И как это вам нравится: он еще спорит! 2. Ну, как мы отдыхаем? 3. Ого, вот как мы себя ведем! 4. Тебе бы отдохнуть немного этим летом. 5. Вам бы навестить его в воскресенье. 6. Сидишь, бывало, и думаешь, что жизнь летит. 7. Мы провели исследование и пришли к следующим выводам. 8. Мы, Николай Второй, повелели начать сражение. 9. Встанешь, бывало, утром и побежишь на речку. 10. Идешь вдоль опушки, глядишь вокруг и вспоминаешь милые образы. 11. Немцы в городе, а он гуляет где попало. 12. Как дела, стараемся, работаем? 13. Как это интересно: ему предлагают от чистого сердца, а он еще нос воротит. 14. Как мои дела: скоро мы всем им покажем. 15. Давай руку, тебе говорят. Задание 94. Укажите временно΄е значение и стилистические особенности глагольных форм. 1. Из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит Петр (П.). 2. Я поступаю в армию и иду на войну. 3. Я поехала в аэропорт, а ты запрешь квартиру. 4. Слушай, отпусти ты меня! Высади куда-нибудь! Пропал я совсем. 5. Герасим глядел, глядел, да как засмеется (Т.). 6. Как аукнется, так и откликнется (Посл.). 7. Решетом воды не наносишь (Посл.). 8. Сегодня я встал поздно, прихожу на остановку – никого нет. 9. Мы завтра дерёмся на дуэли. 10. Сегодня ночью еду в Москву. 11. Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя; то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя П.). 12. Придет к нему Беликов, сядет и молчит (Ч.). 13. Мы переезжаем на дачу в июле. 14. Я испугался, а он как ударит саблей да помчится прямо вперед (Л.). 15. Сидел я дома, пил чай, как вдруг отворится дверь и войдет Катя. 16. Так я и дал тебе эти книги! 17. Живем в одном городе, а увидишься раз в месяц. 18. Мы во Франции с утра до вечера говорим, говорим, а иногда что-нибудь и скажем (С.-Щ.). Задание 95. Укажите стилистические особенности употребления глагольных наклонений. Подберите синонимические варианты. 1. Ты бы сходил к брату. 2. Завтра позвонишь! 3. Остановить гонку вооружений! Запретить испытания атомного оружия! 4. Ну-ка, сладко ли, дружище, рассуди-ка в простоте!(Тв.). 5. Да замолчи ты! 6. Ну, скажи! 7. Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (Гр.). 8. Знай я ремесло – жил бы в городе (М.Г.). 9. Сергей, принеси-ка журнал. 10. Поедем сейчас ко мне. 11. К двум часам вернешься домой! 12. Пусть всегда будет солнце! (Ош.). 13. А женщина сиди себе и расти детей. 14. Встать, суд идет! 15. Пускай он поможет вам. 16. Знай я правду – ничем бы не помог. Задание 96. Укажите стилистические особенности употребления глагольных форм. Используйте синонимическую замену. 1. Захоти ты увидеть в «Синей птице» Царство вавилонское, ты его увидишь (С. Дангулов). 2. Живи мы в Варшаве, я, наверное, училась бы на историкофилологическом факультете университета (И.Эренбург). 3. Только бы не подвела авиация! (И.Эренбург). 4. Эх, закрутила бы я с вами роман, Антон Васильевич (Ю.Бондарев). 5. Степанов с досадой поглядел на всех. Опять все в стороне, он один с мастером ругайся (В.Шукшин). 6. Уйти бы сейчас домой, в общежитие, лечь, укрыться свежей простыней, заснуть (В.Шукшин). 7. А нам, значит, погибай? – закричал солдат (С.Воронин). 8. Вам бы тоже лечь, товарищ лейтенант (Ю.Бондарев). 9. Может быть, ты проводишь меня до машины? (К.Симонов). 10. Вообще, Санька, ты бы не путался под ногами (В.Каверин). 11. И этакую собаку держать? (А.Чехов). 12. Прижать бы к груди эту милую голову, пригладить волосы (К.Паустовский). 13. Хорошо бы нам сняться с кем-нибудь из вас на память (К.Паустовский). Задание 97. Проанализируйте предложения, определите оттенки волеизъявления (совет, приглашение, просьба, предупреждение, запрещение, приказ, угроза и т.д.). 1. Давайте лучше помолчим напоследок (К.Паустовский). 2. А ну-ка, марш с лавки! Скоблить, чистить, мыть. Живо! (В.Шукшин). 3. Кликните-ка сюда моего мальчишку! (М.Салтыков-Щедрин). 4. Теперь идем завтракать! – воскликнул Синицын (А.Н.Толстой). 5. Старшина, поставить всех по стойке «смирно»! (Ю.Бондарев). 6. Открыть огонь по шоссе! (Ю.Бондарев). 7. Пусть капитан поддержит наши требования (Ю.Бондарев). 8. Нас, пожалуйста, на Тверской бульвар (Ю.Бондарев). 9. Без моего знака не стрелять! (Ю.Бондарев). 10. Будем искать пристанище! (К.Паустовский). 11. А ну, мальчики, не баловать! (А.Чехов). Задание 98. Образуйте от глаголов, указанных в скобках, возможное в данном контексте деепричастие. 1. Под голубыми небесами великолепными коврами, (блестеть) на солнце, снег лежит (П.). 2. Орёл, с отдалённой (подняться) вершины, парит неподвижно со мной наравне (П.). 3.И (не пускать) тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, (дать) ночи полчаса (П.). 4. Старинная башня стояла, (чернеть) на чёрной скале (Л.). 5. (Колыхаться и сверкать), движутся полки (Л.). 6. Пронеслась гроза седая, (разлететься) по лазури (Ф.). 7. Деревья радостно трепещут, (купаться) в небе голубом (Тютч.). 8. Волны несутся, (греметь и сверкать), чуткие звёзды глядят с высоты (Тютч.). 9. Лишь тополя, (зеленеть), стоят (Ванш.). 10. И чтоб, (вбежать) в воротца и (слышать) крови гул, в глаза, как в два колодца, в тебя я заглянул (Ванш.). Задание 99. Образуйте от глаголов, указанных в скобках, возможное в данном контексте причастие. 1. Все чтили древнего оракула и приговор его суда о том, чтоб вечно сердце плакало у всех (забросить) сюда (Гум.). 2. Звук замрет в (задрожать) трубе, серафим пропадет в вышине... (Гум.). 3. Из пены (уходить) потока на берег тихо выбралась Любовь (Выс.). 4. Но многих (захлебнуться) любовью не докричишься – сколько не зови (Выс.). 5. А мы поставим свечи в изголовье (погибнуть) от невиданной любви (Выс.). 6. Я встретил вас – и все былое в (отжить) сердце ожило (Тютч.). 7. С давно (забыть) упоеньем смотрю на милые черты (Тютч.). 8. Как после вековой разлуки, гляжу на вас, как бы во сне, – и вот – слышнее стали звуки, (не умолкать) во мне (Тютч.). 9. (Заплакать) осень, как вдова в одеждах черных, все сердца туманит (А.А.). 10. Моим стихам, (написать) так рано, Что и не знала я, что я - поэт, (Сорваться), как брызги из фонтана, Как искры из ракет, (Ворваться), как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, - (Не читать) стихам! – (разбросать) в пыли по магазинам, Где их никто не брал и не берет! Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед (Цв.). Синтаксис Задание 100. Подберите к существительным все возможные определения. Взгляд – косой, тяжелый, восклицательный, вопросительный, тяжеловесный, кривой, прямолинейный, внимательный, улыбающийся, укоризненный. Волосы – редкие, вьющиеся, белые, волнистые, карие, волнообразные, густые, плоские, редкостные, пепельные. Запах – острый, стойкий, вкрадчивый, пряный, тупой, цветной, тонкий, грубый, едкий, тусклый. Лицо – загорелое, скуластое, мускулистое, горелое, заплаканное, плачущее, непоколебимое, веснушчатое, лютое. Смех – заразительный, громкий, заразный, беспричинный, громовой, дружный, жаркий, холодный, звонкий, бушующий. Улыбка - величавая, вымученная, слащавая, измученная, кривая, добрая, кривляющаяся, прямолинейная, веселая, горькая. Задание 101. Подберите к существительным все возможные определения. Ветер - встречный, переменный, ледяной, ледовитый, пронизывающий, порывистый, прерывистый, сменный, поперечный, попутный. Дождь – косой, крупный, травяной, грибной, прямой, моросящий, огромный, проливающийся, проливной, морозный. Климат – суровый, твердый, умеренный, ледяной, холодный, средний, мягкий, весенний, жаркий, умиротворяющий. Мороз – легкий, острый, трескучий, жесткий, крепкий, терпкий, лютый, тяжелый. Погода – капризная, несчастная, устойчивая, стойкая, пасмурная, яркая, плачущая, ясная, улыбчивая, ненастная. Снег – глубокий, сухой, ледяной, густой, жидкий, мокрый, трескучий, талый, встречный, пушистый. Задание 102. Замените, где это возможно, данные словосочетания синонимичными сочетаниями двух существительных (предложными или беспредложными). Деревенская изба, горная вершина, безоблачное небо, высотный дом, обеденное время, клюквенное варенье, степная растительность, стройная фигура, белая горячка, багажный вагон, мясной суп, железная дорога, пожарная часть, шелковая подкладка, мертвая петля, солнечное сплетение, семейное счастье, парусная лодка, слепая кишка, вафельное полотенце, речная вода, колючий взгляд, победная фраза, нестройные крики, белый гриб, библиотечный работник, солнечный луч, солнечный зайчик. Задание 103. Выберите из скобок подходящее словосочетание. Возможны ли варианты? 1. Работникам некоторых профессий полагается (отпуск на месяц – месячный отпуск). 2. Это лекарство применяется как средство против (боли в голове – головной боли). 3. Весьма полезен и вкусен (чай из Индии – индийский чай). 4. Каждое утро по всему саду разносится (пение птиц - птичье пение). 5. В углу комнаты стоит дубовый (шкаф для книг – книжный шкаф). 6. Наиболее полезны для занятий (часы утра – утренние часы). 7. В Ереване эксурсовод показывал наиболее известные (памятники архитектуры – архитектурные памятники). 8. Этот художник пишет свои полотна (красками на масле – масляными красками). Задание 104. Найдите и исправьте речевые ошибки и ошибки, связанные с порядком слов. 1. Теперь вновь вернемся к обозначению усталости Бондаревым в романе. 2. Парламент по очереди заслушал всех министров. 3. Не только надо относиться друг к другу с добротой. Так же надо относиться и к природе. 4. В самом начале рассказа мне очень понравилось, как Куприн описывал раннее утро, прохладное и росистое. 5. Он поступил в больницу после вызова бригады скорой помощи в тяжелейшем состоянии. 6. Времена прошли те давным уже давно. 7. Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию. 8. Ищет модель для стрижки ученица парикмахера в Риге. 9. Праздничное настроение создает весеннее убранство дома. 10. Она грезила о любви и как они вместе с мужем будут растить детей. Задание 105. Объясните, как изменение порядка слов различает их синтаксическую функцию. 1. Пришел и Александр Егоров с кондитерской фабрики. 2. Великое дело – принять решение. 3. В дверях стоял полицейский с фонарем. 4. Кондратьев стоял перед нами растерянный. 5. Дул резкий ветер с реки. 6. Отношения с сыном часовщика у Михаила сложились странные. 7. В коридоре под потолком зажглась маленькая лампочка. 8. Пастухом Петр был плохим. 9. Удивительный человек был лейтенант Сергеев. 10. Сложная штука – прошлое. 11. Узнать и понять – это ведь разные вещи. 12. Наташа приехала из-за границы очень грустная. 13. Величаво приосанившийся курган караулит степь. 14. Ухо щиплет мороз. Задание 106. Выберите правильную форму сказуемого, подчеркните ее. Обоснуйте свой выбор. 1. (Произошло, произошли) два (удивительных, удивительные) события. 2. Говорят, что ряд негосударственных владельцев телекомпании (готов, готовы) предложить свои десять процентов в обмен на деньги. 3. Тогда (погибло, погибли) несколько рабочих. 4. Большинство людей (ответило, ответили) на этот вопрос «да». 5. Большинство их (было, были) признанными экспертами. 6. Много людей (прошло, прошли) мимо памятника. 7. Сотни растений (взошло, взошли) на этих грядках. 8. Кроме основной гигантской трещины геофизикам (известно, известны) и несколько других. 9. Несколько тысяч жителей города (живут, живет) в сейсмически опасной зоне. 10. Часть жильцов (переехала, переехали) к родственникам. 11. Множество людей (пришло – пришли) на встречу с писателем. 12. Большая часть отзывов (была положительной – были положительными). 13. Множество примет (указывает – указывают) на изменение погоды. 14. Несколько виновных (было – были) наказан..., остальным сделано предупреждение. Задание 107. Выберите правильную форму сказуемого, подчеркните ее. Обоснуйте свой выбор. 1. В зал (вошло – вошли) семь человек. 1. Этим летом на гастроли в наш город (приезжало – приезжали) два театра. 2. У него (было – были) две семьи – одна официальная, другая тайная. 3. Двадцать один солдат (погиб – погибли) при штурме этой высоты. 4. На книгу (получено – получены) тридцать пять отзывов. 5. Ежедневно (издается – издаются) только пять газет. 6. Лучшие десять работ (отмечено – отмечены) денежными призами. 7. На заседании (присутствовало – присутствовали) человек десять. 8. Двадцать один спортсмен (пробежал – пробежали) дистанцию. 9. В доме (жило – жили) три семьи. 10. (Прошло – прошли) еще полчаса ожидания. 11. Не менее двадцати человек (посетило – посетили) в этот день выставку. Задание 108. Выберите нужную форму сказуемого и объясните свой выбор. 1. Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на реставрацию. 2. Плащ-палатка (был, была) уже (сложен, сложена) и (упакован, упакована) в рюкзак. 3. «Аргументы и факты» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 4. Озеро Ильмень (расположен, расположено) недалеко от Новгорода. 5. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. 6. Врач Светлана Петрова (дал, дала) направление в больницу. 7. На стадионе (состоялся, состоялась) спектакль-феерия «Пусть всегда будет солнце!» 8. Мы разложили диван-кровать и растянулись во всю (его, ее) ширь. Задание 109. Преобразуйте, где возможно, двусоставные предложения в односоставные. Если это невозможно, объясните почему. 1. Кафедра истории проводит конкурс на лучшую студенческую работу. 2. Вскоре он был отстранен от должности. 3. После дождя зелень пахнет очень приятно. 4. Солнце светило на небосклоне. 5. Библиотека получила новые книги. 6. Так порусски никто не говорит. 7. Наш город готовится к празднику. 8. Высокая волна плескалась о берег. 9. Школа отремонтирована к новому учебному году. 10. Победителей никто не судит. 11. Луна стояла высоко над садом. 12. Тебе вечером кто-то звонил. Задание 110. Замените выделенные словосочетания придаточными предложениями. 1. В случае необходимости друзья придут мне на помощь. 2. Болельщики твёрдо верили в победу своей футбольной команды. 3. При попутном ветре наша лодка будет двигаться быстрее. 4. Переходя улицу, надо быть очень осторожным и внимательным. 5. Он с жадностью читал все новые журналы, поступавшие в библиотеку. 6. При желании вы написали бы реферат лучше. 7. Не зная дороги, путники всё-таки вышли к опушке леса. 8. Работая по-новому, можно добиться хороших результатов. 9. Вернувшись из командировки, он не застал никого дома. 10. С наступлением ночи движение в городе замирает. 11. Кафе закрыто вследствие ремонта. 12. Не стоит поднимать шум из-за пустяков. 13. С помощью друга я выполню эту работу. 14. Студент пропустил занятия по болезни. Задание 111. Замените причастные обороты придаточными предложениями, а придаточные предложения–причастными оборотами. Укажите случаи, когда замена невозможна. 1. Пушкин первый дал нам прекрасные стихи, написанные на родном языке (Черн.). 2. «Зачем?» - проговорила Соня, странно и мятежно взволнованная его словами (Дост.). 3. Разумихин, сконфуженный окончательным падением столика и разбившимся стаканом, мрачно глядел на осколки (Дост.). 4. Среди этой оборванной и темной толпы встречались лица, которые по уму и талантам могли бы сделать честь избраннейшему обществу замка (Кор.). 5. Надо мной расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако (Кор.). 6. Вы входите в изрытое, грязное помещение, окруженное со всех сторон турами, насыпями, погребами (Л.Т.). 7. Тучи расплылись по небу и покрыли его тяжелым пологом, низко опустившимся над водой и неподвижным (М.Г.). 8. Горы, поросшие деревьями, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними (М.Г.). 9. На стене висели правила для посетителей и стенная газета, раскрашенная цветными карандашами (Пауст.). 10. Седой старик, которому было в дни войны двадцать лет, рассказывал подробности сражений (Пауст.). 11. В его кабинете стояло много медных приборов и висели карты, исчерченные синим и красным карандашами (Пауст.). 12. В саду жило множество муравьев, проложивших повсюду свои песчаные дорожки (Пауст.). 13. Приподнятые, словно удивленные брови придавали лицу выражение беззащитности, от которого у него защемило сердце (Купр.). 14. Он ясно представил себе родной город, под которым они, может быть, в эту минуту находились (Купр.). Задание 112. Вставьте в предложения деепричастные обороты из скобок. Образец. Командир постоял немного и зашагал еще быстрее (вслушиваясь в темноту, улыбнувшись про себя). – Командир постоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, зашагал еще быстрее. 1. Врач внимательно осмотрел больных и вышел из палаты (дав нужные указания). 2. Сквозь стекло окон в комнату пробивались лунные лучи (освещая ее неярким светом). 3. Группа геологов поднялась по склону горы и спустилась с противоположной стороны (по пути изучая различные горные породы; достигнув перевала). 4. Женщина вошла в комнату с маленьким ребенком и стала его раздевать (ведя за руку; посадив на стул). 5. Через несколько минут всадники мчались уже по дороге (быстро вскочив на лошадей; поднимая густую серую пыль). 6. Вечером и утром юноша думал все об одном и том же (ложась в постель; вставая на рассвете). 7. Охотник задержался немного, а затем уверенно зашагал по направлению к небольшому озеру (всматриваясь в темноту леса; заметив что-то интересное). 8. Старик остановился и оглянулся (пройдя несколько шагов; словно дожидаясь кого-то). 9. За деревней тянулся дремучий лес, где столетние сосны плотно прижимались друг к другу (окружая ее полукольцом; напоминая собой сказочных великанов). 10. Мой собеседник зажег свечу и продолжал свой рассказ (достав из кармана спички; отпив немного воды из кружки). Задание 113. Проиллюстрируйте синтаксический параллелизм примерами различных конструкций. Образец: 1.Корреспондент побывал на месте происшествия и написал заметку; 2. Корреспондент, побывавший на месте происшествия, написал заметку; 3. Корреспондент, побывав на месте происшествия, написал заметку; 4. Когда корреспондент побывал на месте происшествия, он написал заметку; 5.Написание заметки стало возможным после посещения корреспондентом места происшествия; 6. После посещения места происшествия корреспондент написал заметку. 1. Журналист изучил проблему и закончил статью. 2. Студент прочитал конспект лекций и пошел на экзамен. 3. Преподаватель выслушал студента и задал вопрос. 4. Национальное Собрание разработало федеральный закон, президент утвердил его и подписал. 5. Новый законодательный проект предъявлен парламенту и после обсуждения утвержден 6. Премьер-министр прилетел в Лондон на Всемирный экономический форум и выступил там на английском языке. 7. Экономический форум проходил в Великобритании и привлек внимание всей мировой общественности. 8. Российский спортсмен выбыл из строя за сутки до жеребьевки и участвовать в финале шахматного турнира не будет. 9. Отечественный производитель еще не окреп в условиях свободного рынка и ослаблен инфляцией. 10. Редактор во многих местах исправил текст рукописи и оказал большую помощь начинающему автору. 11. Зимой и взрослые, и дети подкармливают оставшихся в городе птиц. 12. Осенью перелетные птицы снимаются с места и улетают на юг. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА Тропы АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) — художественное сравнение идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. Пример аллегории: Фемида – правосудие, заяц – трусость, лиса – хитрость и т.д. ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole - преувеличение) — чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Напр.: Но я любил ее, как сорок тысяч братьев любить не могут! (У.Шекспир). ЛИТОТА (греч. litotes — простота, малость, умеренность) — троп, противоположный гиперболе. Литота — это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. Литота есть в народных сказках: «мальчик с пальчик», «избушка на курьих ножках», «мужичок с ноготок». К литоте часто обращался Н.Гоголь: «Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить». Задание 114. Найдите примеры гиберболы и литоты в предложениях. 1. Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега (А.К.Т.). 2. В сто сорок солнц закат пылал (М.). 3. Тысячу раз спасибо; Я вам уже сто раз об этом говорил! 4. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н.). 5. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка (Гр.). 6. Одни дома длиною до звезды, другие— длиной до луны; а до небес - баобабы (М.). 7. Белей, чем облаков стада, величественнейший из сахарных королей (М.). 8. Много за жизнь повымел Вилли — одних пылинок целый лес (М.). 9. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива (М.). 10. И дольше века длится день, и не кончается объятье (Паст.) 11. Весь мир на ладони: я счастлив и нем (Выс.). МЕТАФОРА (греч. metaphora - перенос) -- вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Метафоры образуются по принципу олицетворения («вода бежит»), овеществления («стальные нервы»), отвлечения («поле деятельности») и т. д. В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Метафора придает речи исключительную выразительность. Задание 115. Найдите примеры метафоры в предложениях. 1. Горит восток зарёю новой (П.). 2. На пушистых ветк ах снежною каймой распустились кисти белой бахромой (Ес.). 3. Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно (П.). 4. В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть (Ес.) 5. Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту; стихи стоят свинцово-тяжело, готовые и к смерти, и к бессмертной славе. Поэмы замерли, к жерлу прижав жерло нацеленных зияющих за главий (М.). МЕТОНИМИЯ (греч. metonomadzo - переименовывать) — вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими более или менее реальных понятий или связей. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий, при этом сохраняются сближающие эти явления признаки или связи. Задание 116. Найдите примеры метонимии в предложениях. 1.Янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе и, чувств изнеженных отрада, духи в граненом хрустале (П.). 2. Ликует буйный Рим, торжественно гремит рукоплесканьями широкая арена (Л.). 3. Я три тарелки съел (Кр.). 4. Траурный Шопен громыхал у заката (М.Св.). 5. Не то на серебре — на золоте едал (Гр.). 6. Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый! (Кр.) 7. Читал охотно Апулея, а Ци церона не читал (П.). 8. В лесу раздавался топор дровосека (Н.). 9. Но тих был наш бивак открытый (Л.). СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соподразумевание) — один из тропов, вид метонимии (см.), состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения. Синекдоха - выразительное средство типизации. Напр.: Все флаги будут в гости к нам (А.Пушкин). Задание 117. Найдите примеры синекдохи в предложениях. 1. «Это верно, что дорого», — вздыхают рыж ие панталоны (Ч.). 2. Больше всех сканда лит выцветшее пальто с собачьим воротником (Ч.). 3. Фраки носились врозь и кучами тут и там (Г.). 4. А в двери — бушлаты, шинели, тулупы (М.). 5. Ах, ты вон как! Драться каской? Ну не подлый ли народ! (Тв.). 6. Там стонет человек от рабства и цепей (Л.). 7. Мильоны вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы (Бл.). 8. Бьем грошом. Очень хорошо! (М.) 9. Ну что ж, садись, светило! (М.). ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать. Оли- цетворение было связано в древности с анимическим мировоззрением и всевозможными верованиями (напр., Олицетворение в античной мифологии). Олицетворение как иносказание, стилистический термин — один из весьма распространенных художественных тропов. Таково олицетворение в сказках, баснях, в художественной литературе: О чем ты воешь, ветр ночной?(Ф.Тютчев). Задание 118. Найдите примеры олицетворения в предложениях. 1. Река смеялась, переливаясь в лучах солнца. 2. Гусь взволнованно рассказывал курам о своих приключениях. 3. Забормотал спросонок гром (Пауст.). 4. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (П.). 5. И теперь, глядя, как волчата гонялись по насту за щенком и боролись с ним, волчиха думала: «Пускай приучаются» (Ч.). 6. Клен ты мой опавш ий, клен заледенелый, что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел (Ес.). 7. Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами (Ф.). 8. На родину тян ется туча, чтоб только поплакать над ней (Ф.). ПЕРИФРАЗ(А) (греч. periphrasis, от peri - вокруг, около и phradzo - говорю) — один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, как правило, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. Напр.; «царь птиц» вместо «орел». Задание 119. Замените перифразы соответствующими словами и словосочетаниями. Стражи правопорядка, голубые береты, голубые каски, страна восходящего солнца, город на Неве, страна голубых озер, люди в белых хала тах, добытчики черного золота, покор ители горных вершин, солнце русской поэзии. СРАВНЕНИЕ - вид тропа, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления его с другим явлением: «Как выжженная степь, черна стала жизнь Григория» (М.Шолохов). Сравнение обычно соединяется союзами «как», «как будто», «словно», «точно». Сравнение может быть выражено формой творительного падежа: «Она летела ласточкой». Задание 120. Найдите примеры сравнения в предложениях. 1. И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом (Л.). 2. Лед неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар, лежит (Н.). 3. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке (Булг.). 4. На улицах не было ни души, словно весь город внезапно вымер. 5. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? (П.). 6. Георгины всегда для меня были красивее роз. 7. Вася пел тоньше Пети, но зато мелодичней и проникновеннее. 8. Он заливался соловьем. 9. На душе тоскливо — хоть волком вой. 10. Облака летят по небу, точно белые лебеди. 11. Змейкой мчится по земле белая поземка (Марш.). 12. Кленовый лист напоминает нам янтарь (Заб.). 13. Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Н.). ЭПИТЕТ (греч. epitheton - приложение) — слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какиелибо его свойства, качества или признаки, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении: «Но люблю я, весна золотая, твой сплошной, чудно смешанный шум» (Н.Некрасов). Задание 121. Найдите эпитеты в предложениях. 1. А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер (Л.-К.). 2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она (П.). 3. Вечером синим, вечером лунным, был я когда-то красивым и юным (Ес.). 4. Заметался пожар голубой (Ес.). 5. Словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне (Ес.). 6. Вечер черные брови насупил (Ес.). * Задание 122. Определите все виды тропов в стихотворных строчках. 1. И золотеющая осень слезами плачет на песок (С.Есенин). 2. И солнце, колыхнувши флот, всплыло на водяной арене, как обалдевший кашалот (Б.Пастернак). 3. Однако несколько творений он из опалы исключил: певца Гяура и Жуана, да с ним еще два-три романа (А.Пушкин). 4. Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою (А.Пушкин). 5. Скажите: скоро ль нам Варшава предпишет гордый свой закон? (А.Пушкин). 6. Уведи меня в ночь, где течет Енисей, где сосна до звезды достает (О.Мандельштам). 7. Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик (Н.Некрасов). 8. Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое призвание, ты и радость моя, и моя беда (Б.Окуджава). 9. А ты у калитки стоишь и дышишь прохладою поздней, как в детстве далеком своем, и падают тихие звезды холодным и крупным дождем (Б.Окуджава). 10. Но если целый век пройдет, и ты надеяться устанешь... (Б.Окуджава) 11. Всё позабыв – и радости, и муки - он двери распахнул в свое жилье (Б.Окуджава). 12. Не тридцать лет, а триста лет иду по этим древним площадям, по голубым торцам(Б.Окуджава). 13. Целый век играет музыка (Б.Окуджава). 14. Он, наконец, явился в дом, где она сто лет вздыхала о нем, куда он сам сто лет спешил: ведь она так решила и он решил (Б.Окуджава.) 15. На пышном карнавале торжественных невзгод мы что-то не встречали божественных суббот (Б.Окуджава). 16. Узоры листьев черным решетом просеивают золото заката (Н.Матвеева). * Задание 123. Определите все виды тропов в стихотворных строчках. 1. Шелестят зеленые сережки, и горят серебряные росы (С.Есенин). 1. А желуди соскальзывают с веток, и блестки дня сквозь листья моросят, и паутинки лезвиями света над тенью занесенные висят (Н.Матвеева). 2. И, как всегда бывает в дни разрыва, к нам постучался призрак первых дней, и ворвалась серебряная ива седым великолепием ветвей (А.Ахматова). 3. Серую краску возьми, если осень в небо плеснула свинец, черную краску возьми, потому что есть у начала конец (Б.Окуджава). 4. Рояль дрожащий пену с губ оближет (Б.Пастернак). 5. Давно ли ветхая Европа свирепела? Надеждой новою Германия кипела, шаталась Австрия, Неаполь восставал, за Пиренеями давно ль судьбой народа уж правила свобода, и самовластие лишь север укрывал? (А.Пушкин). 6. Подолгу наблюдали мы закат, соседей наших клавиши сердили, к старинному роялю музыкант склонял свои печальные седины (Б.Ахмадулина). 7. И вы, мундиры голубые (М.Лермонтов). 8. Уже написан Вертер... (Б.Пастернак). 9. Годами когда-нибудь в зале концертной мне Брамса сыграют, – тоской изойду (Б.Пастернак). 10. День газетой за дверьми шуршит, опоздавшим школьником бежит (Б.Слуцкий). 11. Жизнь медленная шла, как старая гадалка, таинственно шепча забытые слова (А.Блок). 12. Мне без тебя каждый час – с год (Н.Асеев). 13. Мы живем, под собою не чуя страны, наши речи за десять шагов не слышны, а где хватит на полразговорца, там припомнят кремлевского горца (О.Мандельштам). 14. И полусонным стрелкам лень ворочаться на циферблате, и дольше века длится день, и не кончается объятье (Б.Пастернак). Фигуры речи АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) - повторение начальных слов, строки, строфы или фразы. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов) АНТИТЕЗА (греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов: «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок...» (С.Есенин). Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт; Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ и бледен. (А. Пушкин) АППЛИКАЦИЯ (лат. applicatio — прикладывание) - вкрапление общеизвестных выражений (фразеологических оборотов, пословиц, поговорок, газетных штампов, сложных терминов, стихотворных строчек и т. п.), часто в несколько измененном виде: По-чешски чешет, по-польски плачет, Казачьим свистом по степи скачет И строем бьёт из московских дверей От самой тайги до британских морей. (В. Луговской) БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура, придающая речи динамичность и насыщенность. Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века - Всё будет так. Исхода нет. (А. Блок) МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Противоположная фигура - бессоюзие. И скучно, и грустно, и некому руку подать… ( М.Ю. Лермонтов) ГРАДАЦИЯ - стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи. Ее суть состоит в расположении нескольких перечисляемых в речи элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения («восходящая градация») или в порядке убывания значений («нисходящая градация»). Не жалею, не зову, не плачу. Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. (С. Есенин) У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак. (П.Ершов) ЗЕВГМА (греч. zeugma) - нарушение семантической однородности или семантического согласования в цепочке однородных членов предложения или целых предложений, создающее эффект обманутого ожидания. Он имел два вставных зуба и доброе сердце (О’Генри). Грусть, теплота и сентиментальное настроение, навеянные на него прощанием и наливкой, вдруг исчезли (А.Чехов). ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла, как правило, в обратном порядке. Преданья старины глубокой... (А.Пушкин). ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение. Слуга влиятельных господ, С какой отвагой благородной Громите речью вы свободной Всех тех, кому зажали рот. (Ф.Тютчев) КАЛАМБУР - игра слов, основанная на сходном звучании слов. Хочешь чаю? – Спасибо, я уже отчаялся. Молодая была уже не молода. (И.Ильф и Евг.Петров) ОКСЮМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик). Я до самой смерти не забуду беспощадной жалости твоей. (М.Петровых) ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ. Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный. В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут. (А. Пушкин) РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - эмоционально окрашенное высказывание, имеющее значение утверждения или отрицания. Риторический вопрос часто ставится не для того, чтобы получить ответ, а для привлечения внимания читателя к тому или иному явлению, например: Что ж мой Онегин? Полусонный в постелю с бала едет он. (А. Пушкин) РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - эмоционально окрашенное обращение (часто с восклицанием), когда автор подчёркнуто обращается к кому-нибудь или к чему-нибудь, выражая тем самым своё отношение: Цветы, любовь, деревья, праздность, Поля! я предан вам душой! ( А.Пушкин) ХИАЗМ (греч. chiasmos) - вид параллелизма: расположение двух частей в обратном порядке. Кто ищет истину, держись у парадокса на краю; Вот женщины: дают нам жизнь, а после жить нам не дают. (И.Губерман) ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение) - пропуск в речи подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста. День в тёмную ночь влюблён, В зиму весна влюблена, Жизнь – в смерть… А ты? Ты в меня! (Г. Гейне) ЭПИФОРА (греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. Рифма - вид эпифоры (повтор последних звуков). Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовёт их в гости. (А.Пушкин) Задание 124. Найдите все аппликации в предложениях. Восстановите первоначальную строчку и назовите автора. 1. Как-никак, а молодость прошла, нет уж того порыва, «И одинокий тонкий волос блестит на праздной голове» (И.и П.). 2. И жить торопятся, и чествовать спешат (И.и П.). 3. Пальто и полупальто обладают еще одним свойством – появляться в магазинах только в том квартале года, когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом (И.и П.). 4. И этим глаголом он пытается жечь сердца людей (Л.Л.). 5. Сочтемся славою – ведь мы свои же люди... (М.). 6.Служение стихиям не терпит суеты (Выс.). 7. В безрадостной песне поется, как ямщик замерзал в той глухой незнакомой степи (Выс.). 8. Вот две строки – я гений, прочь сомненья! Даешь восторги, лавры и цветы: «Я помню чудное мгновенье, когда передо мной явилась ты» (Выс.). 9. Остаться можно в памяти людской не циклами стихов и не томами прозы, а лишь одной-единственной строкой: «Как хороши, как свежи были розы…» (Я.Хел.). 10. И запропавшая на дне любви последняя монета. Конечно, с Ней не надо света... Но есть ли свет еще во мне? (Евг. Пуг.). 11. Я изменял и многому и многим. (Бр.). 12. Конечно, будет ясно для потомков, что я - увы! – совсем не идеал, а все-таки, пусть грубо или тонко, но чувства добрые я лирой пробуждал (Евт.). * Задание 125. Определите все виды тропов и стилистических фигур. 1. Любите искусство в себе, а не себя в искусстве (К.Станиславский). 2. Прочел он Гиббона, Руссо, Манзони, Гердера, Шамфора, Мадам де Сталь, Биша, Тиссо, прочел скептического Беля, прочел творенья Фонтенеля, прочел из наших кой-кого (А.Пушкин). 3. Словно замерло всё до рассвета: дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь. Только слышно: на улице где-то одинокая бродит гармонь (М.Исаковский). 4. Мы будем вести за собой силой примера, но, если понадобится, мы готовы воспользоваться примером своей силы (Б.Клинтон). 5. Не печалься, что люди тебя не знают, но печалься, что ты не знаешь людей (Конфуций). 6. Веет с поля ночная прохлада, с яблонь цвет облетает густой. Ты признайся, кого тебе надо, ты скажи, гармонист молодой (М.Исаковский). 7. Мечта любой женщины – стать женщиной мечты (В.Панов). 8. Она (Муза) ушла – исчезло вдохновенье и три рубля, наверно, на такси (В.Высоцкий). 9. Хотя поэт поэтов говорил: «Я вас любил, любовь еще, быть может...» (В.Высоцкий). 10. Но мы помним, как солнце отправилось вспять и едва не зашло на Востоке (В.Высоцкий). 11. Переводчик в прозе – раб, переводчик в стихах – соперник (В.Жуковский). 12. Дверям закрытым – грош цена, замку цена – копейка (Б.Окуджава). 13. Берегите нас, поэтов, берегите нас. Остаются век, полвека, год, неделя, час, три минуты, две минуты, вовсе ничего (Б.Окуджава). 14. Мы все - войны шальные дети: и генерал, и рядовой (Б.Окуджава). 15. Он чернит бумагу и людей (В.Курочкин). 16. Подавал надежду и доносы (Дм.Минаев). * Задание 126. Определите все виды тропов и стилистических фигур. 1. Когда бы нас миновали напрасные муки, и только прекрасные муки глядели б с чела (Б.Окуджава). 2. Ни бог, ни дьявол не помогут ему спасти свои суда (Б.Окуджава). 3. Какая ночь! Как воздух чист, как серебристый дремлет лист, как тень черна прибрежных ив, как безмятежно спит залив, как не вздохнет нигде волна, как тишиною грудь полна! (А.Фет). 4. Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, — спроси себя, что ты можешь сделать для страны (Дж. Кеннеди). 5. И день настал. Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, сей труп живой, ещё вчера стонавший слабо над могилой (А.Пушкин). 6. Белеет чернотой сиреневый желток, зелёной синевой краснеется чепыжность, восточит запад, западит восток, роднит людей космическая сопричастность! (А. Иванов). 7. Но ни на что не променяем пышный гранитный город славы и беды, широких рек сияющие льды, бессолнечные, мрачные сады и голос Музы еле слышный (А.Ахматова). 8. Как плохо, что победы всегда за нами! (Г.Малкин). 9. У нас каждый новый политический лидер вначале радуется, что вошел в историю, а после понимает, что он в нее влип (А.Кнышев). 10. Лишь начало мелодии, лишь мотив обещания, лишь мученье бесплодия, лишь позор обнищания, лишь тростник заколышется тем напевом чуть начатым (М.Петровых). 11. В заботе сладостно туманной не час, не день, не год уйдет (Е.Баратынский). 12. Можно вывезти девушку из деревни, но деревню из девушки вывести нельзя (Д.Донцова). 13. И вот уж входит бессловесная, самоуверенно-смущённая, желанная, всегда прелестная и, может быть, слегка влюблённая… (И. Северянин). 14. Ради Бога и арака посети домишко мой! (Д. Давыдов). 15. Весь сад в дожде! Весь дождь в саду! (Б. Ахмадуллина).

Ответ нейросети
30 ноября 2024 09:26
Понравился ответ?
Задай свой вопрос
Напиши любую задачу или вопрос, а нейросеть её решит
