11.2. Тема творчества возникает в романе буквально с первых же его страниц — редактор толстого журнала, председатель МАССОЛИТа Михаил Александрович Берлиоз и молодой поэт Иван Бездомный обсуждают написанную последним антирелигиозную поэму. Далее автор приводит нас на заседание членов правления МАССОЛИТа, в ресторан «Грибоедов», где собирается писательское общество. Современные Булгакову «инженеры человеческих душ» не творят, а состоят на службе у государства, утверждая его идеологию. За это им полагаются квартиры, дачи, оплачиваемые творческие отпуска в замечательных условиях, льготы и привилегии. И ссора, возникшая в правлении при разговоре о дачном поселке Перелыгино, показывает, что в среде этих писателей царят интриги, зависть и склоки. Недаром Мастер возражает, когда Бездомный называет его писателем: «я Мастер»! Он идет совсем по другому пути: получив материальную возможность оставить службу (выигрыш в лотерею), он пишет, уединившись, роман о том, что подлинно его волнует. Обретя свою Музу — Маргариту, он обретает вдохновение и подлинно счастлив в обстановке скромного быта и любимого творчества. Но «жизнь кончилась», когда роман надо было печатать. Впервые столкнувшись с редакционным миром, Мастер чувствует ужас: сотрудников издательства интересуют только конъюнктурные вопросы, откуда Мастер взялся и кто надоумил его написать роман на такую «странную» тему. Им непонятна внутренняя свобода Мастера, его нравственные критерии творчества, они давно утратили пушкинское представление о художнике-пророке. И результатом этого стала кампания травли, убийственной критики, гонений, политических ярлыков: «пилатчина», «воинствующий старообрядец», «враг под крылом редактора». Последующий арест по доносу Алоизия Могарыча довершил душевное потрясение героя, и покой он обретает только в клинике профессора Стравинского.
Таков парадокс эпохи: свободным можно быть только в сумасшедшем доме, где запертые двери не мешают человеку иметь мировоззрение, отличное от общепринятого. Воланд дарует Мастеру «покой» — «он не заслужил света». Сам Мастер говорит, что его «сломали», он больше ничего не хочет, а роман стал ему ненавистен. Так трагически складывается судьба художника в тоталитарном государстве, и тем самым раскрывается позиция автора: подлинное творчество невозможно без свободы писателя.
11.3. Во-первых, само имя Мастера неважно для создания и раскрытия его образа, так как его «прозвище» говорит о нем гораздо больше. Мастер - это настоящий творец, талантливый автор, пишущий искренне на темы, которые интересуют лично его, а не издательства и заказчиков. Для истинного писателя самое страшное - это не иметь возможность писать о том, что его волнует, свободно высказывать свои мысли. Мастера как раз лишили такой возможности, раскритиковали и высмеяли его роман, и под этим давлением со стороны, Мастер отрёкся от всего, чем дорожил, в том числе и от своего имени. Мастер не принадлежал к числу писателей того времени, работающих на заказ государственной власти, поэтому такое «прозвище» больше всего соответствовало его творчеству. Во-вторых, Мастер не единственный писатель того времени, который подвергся угнетению, которого отказывались печатать, вместо которого печатали бесталанных, но удобных власти писателей. Образ Мастера является собирательным образом всех талантливых писателей тридцатых годов, творящих от сердца, однако не интересных государству и редакциям. Те, кто все же рисковал свободно писать свои мысли, находились в конфликте с властью, подвергались жестокой цензуре или вовсе не печатались. Однако именно такие свободные писатели достойны называться словом «мастер». В-третьих, образ Мастера в романе выполняет определенную миссию. «Мастер» звучит гордо, его «прозвище» выделяет его среди писателей, которые не достойны называться так же. Талант Мастера вдохновил одного из таких неискренних писателей переосмыслить свое творчество. Поэт Иван Бездомный после встречи с Мастером клянётся больше не писать стихов, они вдруг стали казаться ему «неприятными». Действительно, стихи Бездомного и подобных ему поэтов не являлись искусством, они были лишь заказными работами. Мастер сыграл большую роль в романе, представ в образе талантливого творца, на своём примере показав трагедию писателей тридцатых годов и яркий контраст между искусством, которое идёт от души, и работами заказных писателей. Таким образом, прозвище Мастера в романе несет в себе больше смысла, чем несло бы его имя. Также оно характеризует творчество героя, выделяя его среди писателей, возвышая его над другими творцами, пишущими на заказ. Только про работы талантливых и искренних творцов можно сказать «Рукописи не горят!»
11.4. Добру нас учит история, которой уже двадцать веков – жизнеописание Иисуса Христа. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» этот персонаж предстаёт нам под именем Иешуа Га-Ноцри. В евангельской легенде о Понтии Пилате, по-своему переосмысленной Булгаковым, заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе нравственной деградацией общества.
Автор не пишет о четких различиях между добром и злом, хоть и понимает противоречивость взглядов их представителей: Иешуа и Воланда (Иисуса и Сатаны). Мастер нравственно находится на стороне добра, как и Маргарита, но затем мы наблюдаем её переход на службу к Воланду – концентрации зла, её перерождение в ведьму и королеву бала. Самый противоречивый персонаж романа – это Маргарита, которая сохраняет чистую любовь к Мастеру и параллельно водит дружбу с Сатаной и его приспешниками. Именно она является золотой серединой между двумя крайностями, помогая справедливости посредством тёмных сил, например, громя квартиру критика Латунского, мстя за поруганную честь Мастера. Ведь Иешуа проповедует пацифизм, а Воланд, наоборот, не прочь лишний раз отрезать голову незнакомому писателю. Героиня могла вовсе не реагировать на сложившуюся ситуацию, полагаясь на судьбу, а могла убить Латунского, вместо того, чтобы не напакостить. Таким образом, Маргарита выделяется из череды героев своим своеобразным характером волчицы и душой пречистой девы. Перед нравственным выбором стоял и Понтий Пилат, осознавая невиновность Иешуа. При вынесении прокуратором приговора о распятии в его душе нарастал внутренний конфликт, разрешить который герой самостоятельно не мог. Он был обречён на вечные терзания из-за своей неопределенности. Прокуратор Иудеи предстаёт в образе жестокого правителя, но после речи Га-Ноцри, философских рассуждений между ними и обращений в сторону Пилата, как к «доброму человеку», в нём просыпается та внутренняя справедливость, которая является первой стадией на пути к добру. Понтий Пилат не смирился с убийством невиновного, поэтому Мастер даровал прощение персонажу. Как и Маргарита, прокуратор Иудеи совмещает в себе черты как положительные, так и отрицательные: недаром к обоим героям Иисус-Иешуа милостив, подарив ведьме вечную жизнь с любимым, а Пилату – прощение через Мастера. Всё произведение – это выбор между добром и злом. Зло, как собственно и добро, проявляется в людях и в их действиях. Выбор же определяет человека, готового к принятию зла или добра.
11.5. Тема любви и бескорыстной верности раскрыта через образ Маргариты, которая ради любимого готова пойти на подвиг. Она борется за свою любовь - готова вступить в сделку с дьяволом: "...Ах, право, дьяволу бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!.." Маргарита остаётся верна не только чувству любви, но и своим внутренним идеалам: например, героиня готова пожертвовать своим счастьем ради Фриды.
В романе фигурирует множество сцен, указывающих на преданность и верность Маргариты. Например, сцена разгрома Маргаритой квартиры критика, сломавшего жизнь Мастера. Она мстит за своего любимого, ведь его горе - ее горе, настолько сильна их любовь. Еще один эпизод романа, в котором автор показывает силу любви Маргариты к Мастеру, - бал Сатаны. Маргарита пошла на это испытание лишь ради своего возлюбленного, потому что только могущество Воланда давало ей надежду на спасение Мастера. Когда же герои наконец встретились, они попросили Воланда лишь об одном - вернуть в родной им подвальчик, где они проводили счастливейшие дни своей жизни. Так автор показывает, что любовь их не только преданная и чистая, она вечная, они готовы прожить в тишине и спокойствии до конца своих дней, лишь бы быть вместе, рядом друг с другом. Таким образом, Булгаков раскрывает тему верной и вечной любви, описывая историю Мастера и Маргариты на протяжении всего романа. В разных жизненных ситуациях они продолжали любить друг друга, даже находясь на расстоянии. Автор показал, что герои сильно привязаны друг к другу, у них общие беды и общие радости, они действительно любят друг друга.