11.1. 1. Многие фразы из произведения настолько лаконичные и имеют глубокий подтекст, что стали афоризмами: «счастливые часов не наблюдают», «служить бы рад, прислуживаться тошно» и др.
2. Образы персонажей раскрываются с помощью речевой характеристики. Например, ко многим словам Молчалин добавляет постфикс –с: нет-с, да-с. Таким образом он показывает уважительное отношение к тем, кто стоит выше по должности.
3. Язвительные и точные речи Чацкого. В монологе «В той комнате незначащая встреча…» главный герой осуждает фамусовское общество, подражание французской манере: «Я одаль воссылал желанья/ Смиренные, однако вслух, / Чтоб истребил господь нечистый этот дух/ Пустого, рабского, слепого подражанья;…»
11.2. Жители ночлежки с добротой относятся к Сатину, многие любят поговорить с ним, порассуждать и поспорить.
Высказывания Сатина наполнены философскими мыслями. Он рассуждает по поводу правды, считая, что человеку не нужно лгать, а его нужно уважать. Сатин не терпит лжи Луки и открыто о ней заявляет другим жителям ночлежки. Герой отрицает наличие лечебницы от алкоголизма и пытается донести эту правду до Актера. Сатин ничего не ждет от своей будущей жизни. Он понимает, что выбраться из нищеты и бедности почти никому не удастся. Сатин уверен, что после тюремного срока у него нет будущего, что он обречен на существование на «дне жизни». Герой не хочет работать только для того, чтобы быть сытым, поэтому отказывается от работы вовсе, так как никакая из возможных работ не приносит ему удовольствие. Сатин дает Клещу совет: ничего не делать и только «обременять» землю. Этот совет во многом определяет жизненную позицию самого Сатина. Словами Сатина заканчивается вся пьеса. Герой будто делает вывод из всей жизни Актера, судьба которого схожа с судьбами остальных жителей ночлежки.
Именно Константину Максим Горький отвёл роль «проповедника» правды в своём известном произведении, потому что, в отличие от иных героев, только он обладает внутренним стержнем для этой роли. Но его идеи не выдерживают столкновения с социальной действительностью, где «после тюрьмы — нет ходу».
11.3. Стихотворения «Близнец в тучах» и «Поверх барьеров» относятся именно к раннему периоду творчества поэта. Поэтому эти произведения еще недоработаны, во многом наивны, но тем сильнее и ярче пробивается в них основная поэтическая мысль, выраженная в строчках:
Очам и снам моим просторней
Сновать в туманах без меня.
Мы видим, что Пастернак как бы отдает стихам всю свободу, всю жизнь во всем ее многообразии. Получается, что поэт здесь взят жизнью «напрокат» как средство выражения, «уст безвестных разговор». То есть, мы видим, что произведениям поэт особо не нужен. Он существует лишь для того, чтобы читать свои стихи. Эта мысль Пастернака, выраженная в одном стихотворении, станет впоследствии одной из главных в его поэзии.
В «Поверх барьеров» Пастернак выразил одно из лучших своих определений поэзии: "Поэзия! Греческой губкой в присосках / Будь ты, и меж зелени клейкой / Тебя б положил я на мокрую доску / Земной садовой скамейки./ Расти себе пышные брыжи и фижмы, / Вбирай облака и овраги, / А ночью, поэзия, я тебя выжму / Во здравие жадной бумаги."
Так рождался и складывался образ поэзии в лирике Пастернака. В стихотворениях Пастернака, где поэзия является темой, ее образ предстает в различных образах, взятых из жизни людей и из мира природы. В ранних сборниках Пастернака этот, своеобразный, образ поэзии пробивал себе дорогу среди других, которые были созданы до этого. Есть здесь и райская лира («Эдем»), и поэтические застолья («Пиршество»), и «нищенское ханство» поэтов-изгоев («Посвященье»). Итак, мы видим, что тема поэта и поэзии является одним из главных тем в творчестве Пастернака. Эта проблема глубоко рассматривается поэтом на протяжении всего его творческого пути, развиваясь и получая новые оттенки, смыслы.
11.4. Философская лирика всегда подразумевает размышления о смысле бытия, цели существования человека, жизненном предназначении. Все это описал Лермонтов в своих стихотворениях. Ярким примером является стихотворение «Парус». В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» тоже затрагивается тема одиночества и размышлений и жизни и смерти. Можете взять ещё "Молитву".
11.5. Одним из ярчайших эпизодов, достойных собственной иллюстрации, является первый бал Наташи Ростовой. Торжественность этого события отчётливо передает атмосфера дома, в котором проходило мероприятие. Там были шикарные дамы в «в атласе и горностаях» и мужчины в «мундирах». Это очень впечатляло молодую Наташу, поэтому она трепетно ждала свой первый бал. Помимо дома я бы посоветовала иллюстратору изобразить и вечер Наташи перед балом. Её взволнованное и счастливое лицо перед зеркалом. Она сидела в «в накинутом на худенькие плечи пеньюаре», а по середине комнаты стояла спокойная Соня, прикалывая «последнюю визжавшую под булавкой ленту». Можете взять его и расписать подробно какие костюмы или детали были на героях.