11.1. Проблематика произведений Н.Н. Некрасова является злободневной. Автор освещает насущные проблемы своего времени.
1. «Железная дорога». Некрасов призывает людей не закрывать глаза на страшную правду ситуации в стране, научиться уважать «мужика уважать»: «Добрый папаша! К чему в обаянии/Умного Ваню держать?/Вы мне позвольте при лунном сиянии/Правду ему показать.» Русские крестьяне трудолюбивые, честные люди, но они находятся под гнетом государства и выполняют непосильную работу.
2. «В дороге». Лирический герой рассказывает о тяжкой судьбе русских женщин, неравноправии в крестьянских семьях. Поэт призывает задуматься народ о том, какая ноша лежит на хрупких женских плечах «При чужих и туда и сюда,/А украдкой ревет, как шальная.../Погубили ее господа…»
3. «Элегия». судьба русского народа находится в рабском, бедственном положении: «Процвел бы божий мир!... Увы! пока народы/Влачатся в нищете, покорствуя бичам…»
11.2. Всё дело в том, что настоящей дружбы между Евгением и Владимиром не было. Молодые люди, несмотря на схожесть, были абсолютными противоположностями. Ленский — мечтатель, поэт, который жил в своем идеализированном мире. Ему казалось, что вокруг все излучают радость, он не знал, что такое предательство, злоба, ревность. Евгений же многое повидал в жизни, был искушен в любви и ко всему относился скептически. Он не верил ни в любовь, ни в дружбу, поэтому Владимир часто вызывал в нем раздражение.
То есть, дружбы между ними не было, они были слишком разные; сыграло здесь самолюбие и гордыня Онегина.
11.3. Блок себе не изменил. Революция 18 года мучила и терзала его, он должен был выплеснуть это всё на бумагу, как это делают поэты. Ему настолько тяжело было пережить её, что через несколько лет, после напсиания поэмы, он скончался. Очевидно, что многие желали революции, но не ожидали такого. Если хотите чуть больше погрузиться в тему, то почитайте дневники А.А. Блока, там хорошо передано его состояяние.
11.4. Раскрытие темы возможно на стихотворениях Ф. И. Тютчева: «Как океан объемлет шар земной», «Как хорошо ты, о море ночное», «О чем ты воешь, ветр ночной?». В стихотворении Тютчева «Как океан объемлет шар земной» отражается модель мироздания. Четыре элемента всего сущего: огонь («горящий славой звездной», «пылающею бездной»), вода («океан», «стихия», «прилив», «неизмеримость волн»), земля («шар земной», «земная жизнь», «берег», «пристань»), воздух («сны», «небесный свод») — находятся в отношении противоборства и единства одновременно. Море ночное в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное» — символ стихии мироздания — становится воплощением движения, оно всегда разное, нетождественное самому себе в каждый миг. Космос и Хаос, слабость и величие человека, его страх перед ликом бездны и в то же время таинственное притяжение к ней — именно это открывается нам в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?». Мир в изображении Тютчева противоречив: враждебность мироздания, его хаос, мгла, страхи и тайны — и его величие, гармония в самой стихийности; Человек — песчинка перед ликом мироздания, он в разладе с собой и миром — и человек един со всем сущим, он неотъемлемая часть мироздания.
11.5. Тема может быть рассмотрена на примере сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Главной задачей сатиры сам писатель считал исследование явлений общественной жизни, социальных язв и пороков. Зачастую Салтыков-Щедрин прибегал к гротеску — изображению действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, сочетавшем реальное и фантастическое, страшное и смешное. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — беспощадная сатира на существующий в России строй, на «сильных мира сего», на раболепие народа.
Можно обратиться также и к сатирическим рассказам А. П. Чехова: «Хамелеон», «Толстый и тонкий» и другим.