Бесплатное занятие с репетитором 1 на 1! Оценим уровень знаний, разберём тему,
сформируем план подготовки к ЕГЭ. Запишись через тг-бот

осталось мест 52
Новая Школа - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ
При поддержке
Тренировки Пробники Статистика Карточки Учебник Об экзамене Учительская
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • Тренажёр ЕГЭ по Литературе
  • Список заданий №11
  • Задание №11
  • Задание №54990 ЕГЭ Литературе

    Условие задания #54990

    №11 по КИМ

    Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1–11.5) и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Напишите сочинение объёмом не меньше 250 слов (при объёме меньше 200 слов за сочинение выставляется 0 баллов). Раскройте тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво. 

     

    11.1. Сатирическое изображение власти и народа в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

    11.2. Для чего А. С. Пушкин использует эпистолярный жанр в романе «Капитанская дочка»?

    11.3. Какие типы героя-идеолога появляются в литературе второй половины XIX века?

    11.4. В чём своеобразие авторской концепции народного характера в творчестве В. П. Астафьева?

    11.5. Своеобразие фронтовой поэзии. (На примере трёх стихотворений одного из поэтов русской литературы.)

    Ответ

    Ответ:

    -

    Решение

    11.1. Власть:
    Обратим внимание на образы градоначальников, которые воплощают в себе пороки власти. Деятельность Брудастого описана в главе «Органчик». Автор сатирически показывает, что для управления Глуповым необязательно даже иметь голову на плечах: достаточно уметь воспроизводить две фразы «разорю!» и «не потерплю!».
    До Брудастого были и другие градоначальники, однако их деятельность сводилась к выколачиванию «недоимок» и пресечению «крамолы». Вспомните, чем запомнились градоначальники Двоекуров, Бородавкин. Цитаты приведены ниже:

    Бородавкин: "Предводительствовал в кампании против недоимщиков, причем спалил тридцать три деревни и с помощью сих мер взыскал недоимок два рубля с полтиною".

    Двоекуров: "...сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа...", "...гордился тем, что первый в ряду градоначальников ввел сечение с рассмотрением, тогда как все предшественники секли как попало и часто даже совсем не тех, кого следовало".

    Народ:
    Глуповцы - покорный народ, верящий в изменения, поэтому каждого порочного градоначальника жители города встречают с ликованием (вспомните, как глуповцы называют градоначальников).

    Обратите внимание на цитату, характеризующую народ: "Мы люди привышные! — говорят они. — Мы претерпеть могим. Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех концов запалить — мы и тогда противного слова не молвим!"

    Следовательно, автор сатирически изображает не только власть, но и народ, который, раболепствуя, принимает таких правителей.

    11.2. Говоря о романе «Капитанская дочка», отметьте, что весь текст — это, как замечал автор, «записки Гринёва», но укажите, что и письмам как жанру А. С. Пушкин отводит отдельную роль. Прежде чем переходить к осмыслению данного структурного элемента текста, обратитесь к роману с точки зрения задач, которые ставит перед собой автор: показать эпоху и человека в тесной взаимосвязи. Использование автором писем в тексте подчинено его авторскому замыслу. Письма носят как личный характер, так и общезначимый. Среди них можно выделить те, что относятся к исторической составляющей романа, и те, что к частной жизни героев. Далее можно построить текст, следуя сюжету, определяя композиционную роль эпистолярного жанра в романе. Так, завязкой произведения можно считать письмо отца Гринёва, которое определит дальнейшую судьбу Петруши. В экспозиции характера главного героя определяющую роль сыграет письмо Зурина с призывом перейти к решительным действиям. В развитии сюжета обратитесь к письмам отца Гринёва к Петру и Савельичу, предопределяющим любовный конфликт, и письму о Пугачёве генерала капитану Миронову, намечающему главное идейное противостояние. Письмо Маши к Гринёву — кульминация — определит следующую сюжетную коллизию, связанную с активными действиями Петра, приведшими его к аресту. О наказании героя опять же станет известно из секретного донесения Зурину, а также из письма князя Б. отцу Гринёва. В развязке повествования письму вновь отводится решающая роль: Маша отдаёт царице послание, которое и разрешает судьбу героев. Приведите примеры. Сделайте вывод о том, что в пушкинском тексте композиционно письмо отменяет предполагаемый ход событий, изменяя русло развития сюжета.

    Необходимо отметить также, что эпистолярный жанр помогает автору и в раскрытии характеров героев. 

    11.3. Отметьте заслуги И. С. Тургенева в создании этого литературного типа. Покажите, что его подход к личности и характеристике внутреннего мира Базарова находится в непосредственной связи с собственной авторской оценкой философских, общественно-политических и эстетических воззрений героя. Отметьте полноту слияния психологического, историкотипологического и идеологического аспектов в характеристике личности Базарова. Укажите, что это имя стало нарицательным обозначением определённого этапа развития общественной мысли.

    11.4. Покажите, что в основе представлений В. П. Астафьева о том, каким должен быть человек, лежит осознание необходимости товарищества, солидарности, духовного единства всех людей. Тоска по такому единению звучит практически во всех его произведениях («Пастух и пастушка», «Царь-рыба», «Последний поклон»), определяя характер ценностных ориентаций, в которые включены персонажи В. П. Астафьева. Наиболее естественными писатель считает те жизненные формы, которые развивают в людях данные черты характера.

    Отметьте, что в Борисе Костяеве («Пастух и пастушка») сконцентрированы возвышенные, наивные представления об идеальном человеке и его мирном предназначении на земле. Ассоциативные параллели героя В. П. Астафьева сближают его с пасторальными пастухами, кавалером де Грие, Дон-Кихотом и персонажами древнерусских житий. Черты этих идеальных типов проявляются в облике пехотного лейтенанта, не разрушая социальной и национальной определённости народного характера. Обратите внимание на то, что в характерах положительных героев произведения «Царь-рыба» Акима, Коли, матери Акима, Павла Егоровича и других воплощается в разных моделях идея «добра без кулаков», которая парадоксально уживается с проповедью добра активного, способного себя защитить. Определяющей чертой народного характера становится умение «быть душевно преданным каждому человеку». Писатель подробно исследует почву, на которой произрастают такие характеры. Боганидинский артельный мир становится воплощением естественно-природной стихийной жизни человека.

    11.5. Выберите в качестве примера фронтовую поэзию Константина Симонова (рассмотрите стихотворения «Ты помнишь, Алёша…», «Майор привёз мальчишку на лафете…», «Жди меня» и другие на ваш выбор). 

    Отметьте, что герой фронтовой поэзии — человек, осознающий свои исторические корни, носитель идеалов национального сознания, духовных ценностей и традиций. Он настоящий патриот, бескомпромиссный в вопросах чести и долга, переживающий сильные душевные потрясения, мужающий под воздействием жизненных испытаний. Его поведение, жизнь и смерть освящаются идеей героической жертвенности и осмысливаются как пример для подражания.

    Отметьте, что поэт стремится не просто создать образ человека из народа, подчеркнуть его бесстрашие, но и показать обыденность, естественность подвига на войне, совершаемого по велению сердца. Убедитесь в том, что в произведениях этого периода утверждалась мысль: героями не рождаются, а становятся в ходе суровых испытаний.

    Охарактеризуйте отличительные особенности художественной структуры военных произведений. Покажите, что наряду с традиционными жанрами автор использует востребованные временем специфические формы.

    Видеоразбор:

    Понятно ли решение?

    Решения от учеников
    0

    Похожие задания

    15
    Задание №56245Задание №78538Задание №48345Задание №89331Задание №54990Задание №89643Задание №53672Задание №48341Задание №44281Задание №60643Задание №48340Задание №34727Задание №48353Задание №33805Задание №31786
    Бесплатно

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Скачивай наш Тренажер ЕГЭ на iPhone или Android и тренируйся в любое время и в любом месте!

    Саша — ассистент в телеграмме