11.1. В роман «Капитанская дочка» А.С. Пушкин закладывает идею о том, что гуманность - высшая ценность. Эпиграфом к роману служит высказывание отца Гринева: «Береги честь смолоду». Великодушие героев прослеживается в их поступках: пример тому - диалог добрых дел между главным героем и Пугачевым.
1. Пугачев выводит из метели главного героя. За это Гринев дарит ему тулуп целью «отблагодарить человека, выручившего если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения». Для бунтовщика это был жест милосердия.
2. Емельян Пугачев милует Петра, узнав в нем своего «спасителя». Пугачёв платит милостью за милость.
3. Пугачев помогает главному герою спасти Машу Миронову. Участвуя в судьбах героев, он демонстрирует гуманность, способность быть великодушным.За это Гринев молится за бунтовщика во время казни.
11.2. Фактически, "живыми" - нравственно и духовно - в произведении можно считать только крестьян. Каждый из них имел какую-то характерную особенность, а список душ Собакевича - тому подтверждение. Каретник Собакевича Михеев, например, славился тем, что отменно делал рессорные экипажи; Пробка Степан обладал такой силой, что если бы служил он в гвардии, был бы там в особом почете; кирпичник Милушкин мог поставить печь в любом доме; Максим Телятников шил хорошие сапоги. А Коробочка, например, и сама утверждала: "И умер такой все славный народ, все работники". Еще одной "живой душой" можно считать одиннадцатилетнюю Пелагею, девку Коробочки. Она необразованна - не знает, где "право", а где "лево"; но ценно в ней умение радоваться мелочам: указав дорогу кучеру Чичикова, она остается довольна тем, что смогла посидеть на козлах. Еще одна девка Коробочки, Фетинья, была "мастерица взбивать перины". А кучер Чичикова Селифан любил в пути затянуть песню, слова которой "подбирались" сами. "Мертвым душам": помещикам, чиновникам, буржуа автор противопоставляет "живые души" крестьян-труженников. С русским народом, по мнению Гоголя, связано будущее России. Однако писатель далек от идеализации крестьян. Он их изображает такими, какие они есть - приспособленными к труду и любящими работу, не всегда умными, но простыми и добродушными, искренними, но не терпящими жестокого обращения, одним словом - живыми.
Итак, я считаю, что неоднозначность авторской позиции в изображении народа проявляется в противопоставлении "мертвых душ" - "живым". В крепостных крестьянах заложен огромный духовный потенциал, несмотря на то, что они необразованны и смиренны. В помещиках, напротив, нет ничего нравственного, духовного, потому они и мертвы.
11.3. Как Вы , наверное, поняли эта статья крайне резко отрицает художественность и богатство "Отцов и детей". Эта тема - рассуждение, поэтому не бойтесь высказывать свои мысли. Возможно, вы согласны с критиком, это нормально, главное обоснуйте почему так. Естественно, если нет, то тоже нужно подтвердить эту мысль. Используйте фрагменты и цитаты!
11.4. В стихах Инны Лиснянской часто повторяются темы свободы, предательства, страха и одиночества. В своей вере и своём поэтическом существовании Лиснянская как бы исполняется удивительной силой, помогающей ей справиться с трудной судьбой: «ушлют, не уйдём, убьют, не умрём». В её стихах размышление о жизни, короткой, на богатой впечатлениями:
Откроешь глаза и закроешь глаза
Навеки, но в сей промежуток
Поместится солнце, луна и лоза,
И волны, и рой незабудок...
Особая тема творчества И. Лиснянской — любовь. «Возьми меня, Господи, вместо него...» — настоящее признание в любви, необыкновенно сильное, проникновенное и страстное:
Молю Тебя, Господи, слезно молю!
Останови мою кровь
Хотя бы за то, что его люблю
Сильней, чем Твою любовь.
11.5. Тема может быть раскрыта на примере рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
Вторая соната Бетховена Op. 2 № 2, точнее, вторая ее часть Largo appassionato, проходит лейтмотивом через все произведение. Музыка Бетховена призвана была, по замыслу автора, показать неизъяснимое в любви героя к Вере Николаевне Шеиной, ставшей смыслом жизни Желткова. Музыка лишена слов, но может передать страдания Желткова. Она отзывается в душе Веры Николаевны порывистым осенним ветром, который в начале повествования уносил сухие желтые листья в Небеса. Светлые фрагменты сонаты прорываются в существе героини горькими слезами необратимой утраты, сменяющимися облегчением, отпущением ее греха, когда она произносит: «Он меня простил теперь. Все хорошо». Куприн начинает свое произведение упоминанием сонаты и он же замыкает ею круг, сделав ее звучание главным фоном для своей истории, фоном, выражающим то, что словами выразить невозможно.