11.1.
1. Духовная просвещённость. Самое важное в человеке, по мнению Стародума, богатый внутренний мир: «Невежда без души — зверь», «без нее просвещеннейшая умница — жалкая тварь»
2. Добросовестность. Для дядюшка Софьи важно быть порядочным человеком и добиваться всего честным и упорным трудом: «…могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу". Господин Правдин является единомышленником Стародума, он добросовестный чиновник: «…от должности никак не отступлю".
3. Образование. Стародум считает, что образование обязательно и ценно. Он восхищается своей племянницей, которая читает и развивает себя: «Фенелона? Автора Телемака? Хорошо. Я не знаю твоей книжки, однако читай ее, читай». Софья считает дядю умным человеком и поручает ему «руководствовать сердцем» ее.
11.2. Роль второстепенных персонажей в пьесе М. Горького «На дне» заключается в том, что они помогают раскрыть характеры и особенности обитателей ночлежки.Некоторые из них:
- Медведев. Дядя Василисы и Наташи, 50-летний полицейский. Беспринципный персонаж, который прикрывает тёмные дела Васьки Пепла и четы Костылевых. Равнодушен к страданиям Наташи, терпящей регулярные побои от сестры.
- Квашня.Женщина около 40 лет, рыночная торговка пельменями. Добрая, неунывающая женщина, которая оказывает помощь жителям ночлежки.
- Алёшка. 20-летний парень, сапожник. Молодой мастеровой, пьяница, большой любитель петь и играть на гармошке. Пьянство часто становится причиной его попадания в полицейский участок.
- Татарин.Чес тный, добропорядочный и законопослушный человек. Работает крючником (грузчиком). Часто играет в карты с Сатиным и Бароном, зная, что те являются шулерами. В итоге ломает руку и остаётся без работы и без средств.
- Кривой Зоб. Приятель Татарина, который также работает крючником. Весёлый, презирает честность. Любит петь в компании обитателей ночлежки.
11.3. Потому что они уже взрослые состоявшиеся люди, которые имеют собственное видение, свои принципы, им сложно понять и принять то, что говорит молодой человек. Более того, на это влияет поведение самого Базарова, принципы опять же и консервативность взглядов.
11.5. В образе одного из главных героев комедии «Горе от ума» — Молчалина — А. С. Грибоедов хотел показать тип приспособленца, безнравственного и страшного человека. Устами Чацкого сформулирован то ли закон, то ли проблема, актуальная и сегодня: «Молчалины блаженствуют на свете!» Поэтому образ этот остаётся злободневным и в наши дни.
Молчалины много добиваются, но счастливыми их не назовешь. Всю жизнь приспосабливаться, угодничать, подличать, прятать свои мысли, чувства, чтобы в один прекрасный день забыть, как выглядит твое подлинное лицо под вечной маской, — разве можно таким путем добиться «блаженства»? Счастье невозможно без внутренней свободы — чувства, незнакомого и опасного для молчалиных. Один из афоризмов, обнажающих убогую душу Молчалина, гласит: «Ваш шпиц — прелестный шпиц». Шпиц — симпатичная с виду собачонка, но характер у шпица двойственный: радовать хозяина и красоваться перед ним, а в неудобной ситуации можно и зубы показать. Вот такой и Молчалин — с виду только преданный щенок, а мысли какие в голове, непонятно. Актёру, который будет играть роль Молчалина, нужно показать эти качества героя: двуличие, лицемерие и скрывающаяся готовность к оскалу в любой момент.