Бесплатное занятие с репетитором 1 на 1! Оценим уровень знаний, разберём тему,
сформируем план подготовки к ЕГЭ. Запишись через тг-бот

осталось мест 52
Новая Школа - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ
При поддержке
Тренировки Пробники Статистика Карточки Учебник Об экзамене Учительская
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • Тренажёр ЕГЭ по Литературе
  • Список заданий №11
  • Задание №11
  • Задание №53672 ЕГЭ Литературе

    Условие задания #53672

    №11 по КИМ

    Выберите только ОДНУ из трех предложенных тем сочинений (11.1–11.5) и укажите её номер. Напишите сочинение объёмом не меньше 250 слов (при объёме меньше 200 слов за сочинение выставляется 0 баллов). Раскройте тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво. 

    11.1. Каким предстает образ родного дома в лирике С. А. Есенина?

    11.2. Каков лирический герой В. В. Маяковского: оптимистически настроенный герой великой эпохи или трагическая страдающая личность?

    11.3. Своеобразие характера главного героя поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».

    11.4. Тема греха и покаяния в русской литературе. (На примере произведения одного из писателей: А. С. Пушкин, А. Н. Островский, Ф. М. Достоевский)

    11.5. Какие эпизоды поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» наиболее интересны художнику-иллюстратору и почему? (Свою позицию обоснуйте, опираясь на текст произведения.)

    Ответ

    Ответ:

    -

    Решение

    11.1. Во-первых, в произведении “Эта улица мне знакома...” лирический герой с нежностью размышляет о прошедших годах. Автор подчёркивает привязанность поэтического персонажа к месту, где он вырос:

                                                                            Я любил этот дом деревянный...

    Лирический субъект отмечает в своём детстве умиротворённость и отсутствие стремлений к чему-либо:

                                                                             Не искал я ни славы, ни покоя...

    Кроме того, автор подчёркивает тоску лирического субъекта и его желание вновь оказаться там, где он вырос:

                                                                              Только ближе к родимому краю                                                                          Мне б хотелось теперь повернуть.

    Так, в приведённом стихотворении образ дома предстаёт как место, характеризующееся “нежной дремой”, теплом и спокойствием.

    Во-вторых, в произведении “Письмо матери” лирический герой с горечью говорит о произошедших с ним событиях. Автор подчёркивает печаль поэтического персонажа:

                                                                              Слишком раннюю утрату и усталость                                                                     Испытать мне в жизни привелось...

    Лирический субъект открыто говорит о своём желании спрятать от проблем в родном крае, обладающем уютом и умиротворённостью:

                                                                               Чтоб скорее от тоски мятежной                                                                      Воротиться в низенький наш дом...

    Кроме того, лирический герой отмечает тепло и спокойствие места, в котором живёт его мама:

                                                                               Тот вечерний несказанный свет...

    Так, в приведённом стихотворении образ дома является умиротворяющим и способным помочь забыть о невзгодах и разочарованиях.

    В-третьих, в произведении “Низкий дом с голубыми ставнями...” лирический герой говорит о трепетных чувствах, которые испытывает к родному краю. Автор подчёркивает невозможность лирического субъекта не любить свой дом:

                                                                                Всё равно не могу научиться...

    Есенин отмечает воспоминания и сны поэтического персонажа о местах, где он вырос:

                                                                                Наше поле, луга и лес...

    Кроме того, лирический герой с нежностью подчёркивает свою связь с “родимой вытью” и любовь к ней:

                                                                                Не забыть мне тебя никогда.

    Так, в приведённом стихотворении дом под “дешёвеньким ситцем” является местом, к которому лирический герой испытывает трепетные чувства.

    11.2.

    Во-первых, стихотворение “А вы могли бы?”, относящееся к раннему творчеству Маяковского, изображает лирического героя, бросающего вызов окружающим людям. Автор подчёркивает, что лирический субъект отличается от других, потому что во всём видит прекрасное:

                                                                                 На чешуе жестяной рыбы                                                                             прочёл я зовы новых губ.

    Поэтический персонаж стремится поменять действительность, открыто заявляя о своих способностях изменять мир с помощью творчества:

                                                                                 Я сразу смазал карту будня,                                                                             плеснувши краску из стакана...        

    Таким образом, в поступках и словах лирического героя проявляется его оптимистичный настрой и вера в лучшее.

    Во-вторых, в произведении “Юбилейное” у лирического субъекта преобладают положительные эмоции и ощущения. Лирический герой искренне и непринуждённо общается с памятником великого русского классика, рассуждая о современных поэтах и проблемах действительности:

                                                                                   Александр Сергеевич,                                                                               Разрешите представиться.                                                                               Маяковский.

    Автор подчёркивает, что лирический субъект призывает создавать произведения, приносящие пользу обществу:

                                                                                    Нынче наши перья - штык,                                                                             да зубья вил...              

    Кроме того, лирический герой в последних строках заявляет о необходимости литературы как поэтического памятника, помогающего выражать эмоции и чувства:

                                                                                    Ненавижу всяческую мертвечину!                                                                                Обожаю всяческую жизнь!

    Так, в приведённом стихотворении лирический герой, пересматривая творчество создателя онегинской строфы, призывает писать о том, что является актуальным и нужным людям.          

    В-третьих, в произведении “Лиличка!” лирический субъект Маяковского раскрывается как личность, способная испытывать боль. Автор подчёркивает, насколько сильно страдает поэтический персонаж, расставаясь с лирической героиней:

                                                                                    Выбегу, тело в улицу брошу я.                                                                           Дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась...

    Лирический субъект открыто говорит о важности трепетных чувств, которые испытывает:

                                                                                    Кроме любви твоей,                                                                          мне нету моря...

    Кроме того, автор подчёркивает, что поэтический персонаж и после разлуки выражает ценность лирической героини для него:

                                                                                    Дай хоть последней нежностью                                                                                выстелить твой уходящий шаг.

    Так, в приведённом стихотворении лирический субъект выступает в роли страдающей личности, способной на любовь.

    11.3.

    Во-первых, персонаж во многих эпизодах проявляет храбрость. Так, во время переправы через ледяную реку Тёркин действует ради выполнения боевого задания, не задумываясь о последствиях для своего здоровья:

                                                                            Разрешите доложить...                                                               Взвод на правом берегу                                                                    Жив-здоров назло врагу!

    Кроме того, Василий не стремится получить общественное признание и славу, заботясь только о благополучии страны:
                                                                            Мне не надо, братцы, ордена                                                                                             <…>                                                                        А нужна, больна мне родина...

    Во-вторых, центральный персонаж характеризуется упорством. Тёркин в эпизоде встречи со Смертью проявляет силу, отказываясь погибать без победы государства в войне:

                                                                            Буду плакать, выть от боли                                                                                            <…>                                                                   Но тебе по доброй воле                                                                        Я не сдамся никогда.

    Кроме того, персонаж в главе “Два солдата” помогает пожилым людям в хозяйственных делах. В эпизоде Василий перед уходом обещает победить врага проявляя целеустремлённость:

                                                                             Побьём, отец...

    В-третьих, Тёркин стойко справляется с трудностями. Автор подчёркивает, что герой сохраняет позитивное настроение, несмотря на ужасы войны:

                                                                             В муках твёрд и в горе горд,                                                                     Тёркин жив и весел, чёрт!..

    Кроме того, окружающие солдаты с трепетом относятся к Василию. Автор подчёркивает, что жизнерадостность центрального персонажа нравится сослуживцам героя:

                                                                              Но уже любимец взводный...

    11.4. Очевидно, что предложенная тема осмысливается в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Отметьте, что писатель, будучи человеком глубоко религиозным, считал смыслом существования постижение христианских идеалов, потому в своём романе он изобразил человеческую душу, прошедшую путь от греха к покаянию в постижении истины. Далее необходимо рассмотреть образ главного героя с точки зрения указанной темы. Нужно сказать, что Родион Раскольников — по натуре человек доброй души, отзывчивый, сострадательный, стремящийся помогать людям, что он умён и талантлив, но вместе с тем упрям и горд. Приведите примеры, иллюстрирующие положительные качества героя.

    Далее ответьте на вопрос: что побудило Раскольникова совершить столь тяжкий грех — убить человека? Учтите все факторы, приведшие к преступлению. После того как вы представите образ героя, рассмотрите авторский замысел. Сделайте акцент на том, что Ф. М. Достоевского в первую очередь интересует преступление не с юридической точки зрения, а скорее с религиозной. Родион Раскольников прежде всего грешник. Очень важно отметить, что грех его не только убийство, но и гордыня. Подумайте, почему автор заставляет героя осознать ошибочность своей теории. Вспомните слова Раскольникова о том, что он себя убил, а не старушонку. К каким убеждениям постепенно приходит герой? Обратите внимание на то, что Раскольников — жертва своего же преступления.

    11.5. Некоторые эпизоды поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин», которые могут быть интересны художнику-иллюстратору:

    • «В часы затишья». Солдат сидит на бруствере и играет на гитаре, а мальчонка заворожённо сидит рядом с ним. 
    • «Под Смоленском». Шофёр возится с двигателем, а регулировщица бойко размахивает флажками.
    • «Игры сороковых годов». Подбитый фашистский танк и мальчуганы, играющие на нём. 
    • «Про солдата-сироту». Обедающий солдат утирает горькие слёзы. 
    • «Переправа, переправа...». На Днепре, осенённая дымом пожарищ. 
    • «Тёркин ранен». Солдаты несут тяжело раненного бойца. 

    Интерес для художника-иллюстратора могут представлять эти эпизоды, так как они позволяют передать фронтовые будни и придать им художественную законченность. 

    Видеоразбор:

    Понятно ли решение?

    Решения от учеников
    0

    Похожие задания

    15
    Задание №56245Задание №78538Задание №48345Задание №89331Задание №54990Задание №89643Задание №53672Задание №48341Задание №44281Задание №60643Задание №48340Задание №34727Задание №48353Задание №33805Задание №31786
    Бесплатно

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Скачивай наш Тренажер ЕГЭ на iPhone или Android и тренируйся в любое время и в любом месте!

    Саша — ассистент в телеграмме