11.1. Во-первых, в произведении “Эта улица мне знакома...” лирический герой с нежностью размышляет о прошедших годах. Автор подчёркивает привязанность поэтического персонажа к месту, где он вырос:
Я любил этот дом деревянный...
Лирический субъект отмечает в своём детстве умиротворённость и отсутствие стремлений к чему-либо:
Не искал я ни славы, ни покоя...
Кроме того, автор подчёркивает тоску лирического субъекта и его желание вновь оказаться там, где он вырос:
Только ближе к родимому краю Мне б хотелось теперь повернуть.
Так, в приведённом стихотворении образ дома предстаёт как место, характеризующееся “нежной дремой”, теплом и спокойствием.
Во-вторых, в произведении “Письмо матери” лирический герой с горечью говорит о произошедших с ним событиях. Автор подчёркивает печаль поэтического персонажа:
Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось...
Лирический субъект открыто говорит о своём желании спрятать от проблем в родном крае, обладающем уютом и умиротворённостью:
Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом...
Кроме того, лирический герой отмечает тепло и спокойствие места, в котором живёт его мама:
Тот вечерний несказанный свет...
Так, в приведённом стихотворении образ дома является умиротворяющим и способным помочь забыть о невзгодах и разочарованиях.
В-третьих, в произведении “Низкий дом с голубыми ставнями...” лирический герой говорит о трепетных чувствах, которые испытывает к родному краю. Автор подчёркивает невозможность лирического субъекта не любить свой дом:
Всё равно не могу научиться...
Есенин отмечает воспоминания и сны поэтического персонажа о местах, где он вырос:
Наше поле, луга и лес...
Кроме того, лирический герой с нежностью подчёркивает свою связь с “родимой вытью” и любовь к ней:
Не забыть мне тебя никогда.
Так, в приведённом стихотворении дом под “дешёвеньким ситцем” является местом, к которому лирический герой испытывает трепетные чувства.
11.2.
Во-первых, стихотворение “А вы могли бы?”, относящееся к раннему творчеству Маяковского, изображает лирического героя, бросающего вызов окружающим людям. Автор подчёркивает, что лирический субъект отличается от других, потому что во всём видит прекрасное:
На чешуе жестяной рыбы прочёл я зовы новых губ.
Поэтический персонаж стремится поменять действительность, открыто заявляя о своих способностях изменять мир с помощью творчества:
Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана...
Таким образом, в поступках и словах лирического героя проявляется его оптимистичный настрой и вера в лучшее.
Во-вторых, в произведении “Юбилейное” у лирического субъекта преобладают положительные эмоции и ощущения. Лирический герой искренне и непринуждённо общается с памятником великого русского классика, рассуждая о современных поэтах и проблемах действительности:
Александр Сергеевич, Разрешите представиться. Маяковский.
Автор подчёркивает, что лирический субъект призывает создавать произведения, приносящие пользу обществу:
Нынче наши перья - штык, да зубья вил...
Кроме того, лирический герой в последних строках заявляет о необходимости литературы как поэтического памятника, помогающего выражать эмоции и чувства:
Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!
Так, в приведённом стихотворении лирический герой, пересматривая творчество создателя онегинской строфы, призывает писать о том, что является актуальным и нужным людям.
В-третьих, в произведении “Лиличка!” лирический субъект Маяковского раскрывается как личность, способная испытывать боль. Автор подчёркивает, насколько сильно страдает поэтический персонаж, расставаясь с лирической героиней:
Выбегу, тело в улицу брошу я. Дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась...
Лирический субъект открыто говорит о важности трепетных чувств, которые испытывает:
Кроме любви твоей, мне нету моря...
Кроме того, автор подчёркивает, что поэтический персонаж и после разлуки выражает ценность лирической героини для него:
Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг.
Так, в приведённом стихотворении лирический субъект выступает в роли страдающей личности, способной на любовь.
11.3.
Во-первых, персонаж во многих эпизодах проявляет храбрость. Так, во время переправы через ледяную реку Тёркин действует ради выполнения боевого задания, не задумываясь о последствиях для своего здоровья:
Разрешите доложить... Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу!
Кроме того, Василий не стремится получить общественное признание и славу, заботясь только о благополучии страны:
Мне не надо, братцы, ордена <…> А нужна, больна мне родина...
Во-вторых, центральный персонаж характеризуется упорством. Тёркин в эпизоде встречи со Смертью проявляет силу, отказываясь погибать без победы государства в войне:
Буду плакать, выть от боли <…> Но тебе по доброй воле Я не сдамся никогда.
Кроме того, персонаж в главе “Два солдата” помогает пожилым людям в хозяйственных делах. В эпизоде Василий перед уходом обещает победить врага проявляя целеустремлённость:
Побьём, отец...
В-третьих, Тёркин стойко справляется с трудностями. Автор подчёркивает, что герой сохраняет позитивное настроение, несмотря на ужасы войны:
В муках твёрд и в горе горд, Тёркин жив и весел, чёрт!..
Кроме того, окружающие солдаты с трепетом относятся к Василию. Автор подчёркивает, что жизнерадостность центрального персонажа нравится сослуживцам героя:
Но уже любимец взводный...
11.4. Очевидно, что предложенная тема осмысливается в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Отметьте, что писатель, будучи человеком глубоко религиозным, считал смыслом существования постижение христианских идеалов, потому в своём романе он изобразил человеческую душу, прошедшую путь от греха к покаянию в постижении истины. Далее необходимо рассмотреть образ главного героя с точки зрения указанной темы. Нужно сказать, что Родион Раскольников — по натуре человек доброй души, отзывчивый, сострадательный, стремящийся помогать людям, что он умён и талантлив, но вместе с тем упрям и горд. Приведите примеры, иллюстрирующие положительные качества героя.
Далее ответьте на вопрос: что побудило Раскольникова совершить столь тяжкий грех — убить человека? Учтите все факторы, приведшие к преступлению. После того как вы представите образ героя, рассмотрите авторский замысел. Сделайте акцент на том, что Ф. М. Достоевского в первую очередь интересует преступление не с юридической точки зрения, а скорее с религиозной. Родион Раскольников прежде всего грешник. Очень важно отметить, что грех его не только убийство, но и гордыня. Подумайте, почему автор заставляет героя осознать ошибочность своей теории. Вспомните слова Раскольникова о том, что он себя убил, а не старушонку. К каким убеждениям постепенно приходит герой? Обратите внимание на то, что Раскольников — жертва своего же преступления.
11.5. Некоторые эпизоды поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин», которые могут быть интересны художнику-иллюстратору:
- «В часы затишья». Солдат сидит на бруствере и играет на гитаре, а мальчонка заворожённо сидит рядом с ним.
- «Под Смоленском». Шофёр возится с двигателем, а регулировщица бойко размахивает флажками.
- «Игры сороковых годов». Подбитый фашистский танк и мальчуганы, играющие на нём.
- «Про солдата-сироту». Обедающий солдат утирает горькие слёзы.
- «Переправа, переправа...». На Днепре, осенённая дымом пожарищ.
- «Тёркин ранен». Солдаты несут тяжело раненного бойца.
Интерес для художника-иллюстратора могут представлять эти эпизоды, так как они позволяют передать фронтовые будни и придать им художественную законченность.