11.1. Портретные характеристики героев — важное средство создания образа. Так, в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» портрет служит не только отображением внешнего вида героя, но и ключом к внутренней сущности персонажа. Необходимо отметить, что писатель дает в романе описание внешности всех главных героев.
- Портретная характеристика Бэлы
Центральная героиня одной из глав произведения - Бэла, дочь князя-татарина. При первом появлении она предстает перед читателем как «милая, славная, добрая девушка». Движения ее плавны и грациозны. Внешне Бэла необычайно красива и утончена: «высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны». Скромность и вежливость – отличительные характеристики героини. Образ княжны в романе можно считать самым чистым и непорочным.
- Портретная характеристика Печорина
Главный герой Григорий Печорин. Портрет персонажа наглядно отражает его принадлежность к определенной социальной группе. Так, по описанию Лермонтова можно сделать вывод, что Печорин – истинный аристократ: об этом свидетельствуют черты лица, манеры героя, позы. Это можно заметить по его “маленькой аристократической руке”, по “ослепительной белизне” зубов и блеклому, благородному лбу. Подчеркивая знатное происхождение героя, автор уделяет особое внимание его усам и бровям: несмотря на светлые волосы, они были черны, как смоль, что является признаком породы, «как черная грива и черный хвост у белой лошади». Портрет указывает и на то, что перед нами человек, познавший жизнь, несчастный человек. Свидетельство тому - описание глаз: «они не смеялись, когда он смеялся» и «сияли каким-то фосфорическим блеском… то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный». Сам же взгляд Печорина был «равнодушно спокоен». Все это доказывает, что перед нами человек, не испытавший счастья.
11.2. Представим характеристику двух героев, чтобы понять, почему именно они считаются антагонистами:
- Кулигин мечтателен, хочет приносить пользу городу, обществу; не только умён, но и дипломатичен.
Характер Кулигина мягкий, покорный, герой не готов к решительным действиям.
Мещанин, самоучка-механик, разыскивает перпетуум-мобиле. Самобытен, искренен. Проповедует здравый смысл, просвещенность, разум. Разносторонне развит. Как художник, наслаждается естественной красотой природы, глядя на Волгу. Сочиняет стихи, по его собственным словам. Ратует за прогресс на благо обществу
- Дикой невежественный, жадный, грубый.
Купец, самодур. Привык всех запугивать, брать нахрапом. Брань — вот что приносит ему истинное наслаждение, нет для него большей радости, чем унижение людей. Попирая человеческое достоинство, испытывает ни с чем не сравнимое удовольствие. Если же этот «ругатель» сталкивается с кем-то, кого не смеет обругать, то срывается на домашних. Грубость — неотъемлемая часть его натуры: «дышать не может, чтоб кого-нибудь не отругать». Брань же является у него и своеобразной защитой, как только речь заходит о деньгах. Скуп, несправедлив, о чём говорит его поведение по отношению к племяннику.
Любит ругаться: "...Как не ругать! Он без этого дышать не может... " "...Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет... " "...Пронзительный мужик!.. " "...этот, как с цепи сорвался!.. " "...Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве?.. "
Тиранит и обижает свою семью: "...А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам... " "...столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут... " Обижает хороших людей: "...За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?.. "
Считает себя всемогущим: "...Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю... " (Дикой говорит Кулигину) Сердитый "...Вот не хотел нынче сердиться, а он, как нарочно, рассердил-таки. Чтоб ему провалиться! (Сердито.)... "
Ему невозможно угодить: "...На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне!.. " Он никого не боится: "...Боится, что ль, он кого!.. " "...Унять-то его некому, вот он и воюет!.. " "...Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю... "
Его все боятся: "...Входят Дикой и за ним Кулигин без шапки. Все кланяются и принимают почтительное положение... "
Самодур: "...Живи, говорит, у меня, делай, что прикажут, а жалованья, что положу». То есть через год разочтет, как ему будет угодно... " "...Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость... "
Дикой: необразованный: "...Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник!.. " (слова Дикого)
жадный: "...Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека... "
11.3. Наиважнейшее место в лирике Есенина занимает человек. Природа соотносится с крестьянами и деревенским бытом. По мнению Есенина, человек — неотъемлемая часть природы. Поэтому в лирике поэта мы видим тесную связь человека и природы, раскрытие образа человека через природу.
- В стихотворении «Клен ты мой опавший…» поэт напрямую связывает себя с окружающим миром. Он обращается к клену, словно к давнему товарищу, рассказывает о своей жизни, делится проблемами. Есенин и сам себя сравнивает с кленом, но с молодым деревом, которое в самом расцвете жизненных сил: «Сам себе казался я таким же кленом, // Только не опавшим, а вовсю зеленым».
- В стихотворении «Черемуха душистая…» черемуха предстает в образе девушки, которая к весне принарядилась и завила кудри. Читателю предлагается вместе с поэтом наблюдать за тем, как мир природы живет своей жизнью, которая так похожа на человеческую. Вот стоит девушка, ее кудри золотятся и переливаются на солнце, а рядом звенит ручей, который, словно юноша, играет и резвится под теплыми лучами, стряхивая с себя зимнее оцепенение: «Бежит, струится маленький // Серебряный ручей».
- Русская природа — источник неисчерпаемого вдохновения для Есенина. В стихотворении «Русь» он описывает бескрайние поля и леса, голубой купол неба над ними, деревянные хатки. Это стихотворение написано в 1914 году, после начала Первой мировой войны. Есенин был далек от политики, но он смог показать, как природа реагирует на все происходящее. Словно предчувствуя беду, сгущаются тучи, гремит гром, вокруг разносится карканье ворон. Это еще раз подтверждает, что крестьяне для Есенина живут в неразрывной связи с природой. Она реагирует на всеобщую беду и скорбит со всей Россией.
11.4. Можете рассмотреть эти произведения: Г. Яхина «Дети мои», 2018 г и Е. Водолазкин «Авиатор», 2015 г.
- В «Авиаторе» Е. Водолазкин размышляет о судьбе России в XX веке; главный герой – «ровесник века», очевидец важнейших периодов и событий в жизни страны: дореволюционной России, Первой мировой войны, революции, гражданской войны, образования советского государства, репрессий и ужасов Соловецкого лагеря. Вместе с тем он получил возможность увидеть конец XX века в России – смутные 1990-е годы.
- В романе «Дети мои» Г. Яхина рассказывает историю Якоба Баха – поволжского немца, жившего в первые десятилетия двадцатого века в колонии Гнаденталь на берегу Волги. На его долю выпала участь пассивного наблюдателя великих потрясений: революции, гражданской войны и строительства нового государства. История немцев Поволжья в XX в. – одна из малоизвестных страниц прошлого нашей страны. В романе «Дети мои» Г. Яхина обращается к малоизученной странице нашей истории – судьбам немецких колонистов Поволжья.
Такие отличные друг от друга сюжеты романов Е. Водолазкина и Г. Яхиной оказываются объединены общей для них темой – обращением к истории России двадцатого столетия. Оба автора бережно и с большой любовью рассказывают о прошлом нашей страны: это говорит о том, что минувшее волнует современных авторов ничуть не меньше, чем их предшественников пятьдесят, сто и двести лет назад. А раз так, то нам предстоит ещё не одна увлекательная встреча с событиями русской истории на страницах произведений новейшей отечественной литературы.
11.5. Необходимо не только выделить определенный эпизод, но и доказать, почему именно он вызывает интерес у художника-иллюстратора. Первый взрослый бал Наташи - значимая сцена в романе: здесь завязываются отношения и раскрываются характеры. Бал является сердцем всего романа, так как здесь сходятся сюжетные линии и образы персонажей. Бал разделяет произведение на «до» и «после». Именно здесь рождается любовь Наташи и Андрея. Здесь многие герои понимают, что жили неправильно, видят свои ошибки. Пьер разочаровывается в своей жене, увидев, что она является совсем не такой, какой он видел ее раньше. Эта сцена становится эпизодом-развилкой. После него уже не будет так, как было до него, и это делает бал особенно важной сценой для всего произведения.