Бесплатное занятие с репетитором 1 на 1! Оценим уровень знаний, разберём тему,
сформируем план подготовки к ЕГЭ. Запишись через тг-бот

осталось мест 52
Новая Школа - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ
При поддержке
Тренировки Пробники Статистика Карточки Учебник Об экзамене Учительская
  • Тренажёр заданий ЕГЭ
  • Тренажёр ЕГЭ по Литературе
  • Список заданий №11
  • Задание №11
  • Задание №34727 ЕГЭ Литературе

    Условие задания #34727

    №11 по КИМ

    Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1–11.5) и укажите её номер. Напишите сочинение объёмом не меньше 250 слов (при объёме меньше 200 слов за сочинение выставляется 0 баллов). Раскройте тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво. 

     

    11.1. Как в "Слове о полку Игореве" проявляется авторское отношение к героям и событиям?

    11.2. Как в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль" сочетаются трагическое и комическое?

    11.3. В чём заключается своеобразие взгляда В.Маяковского на сущность поэзии и назначение поэта? (На примере не менее чем трёх произведений поэта.)

    11.4. «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!» (По произведениям одного или нескольких поэтов «серебряного века».)

    11.5. Как музыкальные произведения на страницах литературной классики работают над раскрытием идейного замысла? (На примере произведения отечественной литературы.)

    Ответ

    Ответ:

    -

    Решение

    11.1. 1) Прием антитезы. Автор в лирических отступлениях противопоставляет прошлое и настоящее для того, чтобы подчеркнуть ключевую идею произведения - необходимость единения Руси. Период до междоусобиц предстает поистине светлым, счастливым, “богатым”. Наступившие же времена регулярных битв и сражений повествователь описывает с горечью: “И взошел великими скорбями//На Руси кровавый тот посев”.

    2) Авторское отношение выражено также с помощью идеальных героев. "Золотое слово" Святослава - идейный центр произведения, в которому утверждается необходимость единения Руси. Плач Ярославны - лирический центр произведения, в котором показан идеал женщины, близкой к природе, переживающей за судьбу всего народа.

    3) Авторское отношение показано также через изменения в поведении главного героя: в начале произведения Игорь предстает недальновидным полководцем. Его “поиски славы” безрассудны, импульсивны: “Страсть князю ум охватила//И желание отведать Дон Великий//Заслонило ему предзнаменование”. Также он глух к знакам природы. В финале поэмы герой ведет себя по-другому: замечает, как окружающий его мир пытается помочь выбраться из неволи: птицы замолкли, рассветное небо окрашено не в “зловещие” тона, а в торжественные. Оказавшись спасенным, Игорь благодарит силы природы, особенное внимание обращая на речку Донец.


    11.2.  Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии, – проблема воспитания, подготовки нового поколения просвещенных передовых людей. Крепостничество привело русское дворянство к деградации, оно оказалось под угрозой саморазрушения. Фонвизин в пьесе показывает это с двух сторон, он как бы проводит аналогию между глухим дворянским поместьем и высшим светом. Сочетание трагического и комического помогает Фонвизину показать низкую нравственность русского дворянства.

    1) Персонажей, в соответствии с канонами классицизма, можно разделить на положительных и отрицательных. Последних Д.И. Фонвизин изображает сатирически, показывает их нелепость. Закономерно, что Стародум также высмеивает отрицательных персонажей, иронизирует над ними, так как дядя героини является в произведении героем- резонером. Он выражает мысли автора по отношению к таким героям, как Митрофан, Простакова, Скотинин. Высмеивая отрицательных персонажей, автор делает акцент на острых социально-политических проблемах: развращенные нравы дворян, неправильное воспитание подрастающего поколения.

    2) Самым ярким и запоминающимся эпизодом принято считать экзамен Митрофанушки – сына госпожи Простаковой. «Дитятко» уверено, что дверь потому «прилагательна», что к своему месту приложена. Митрофан перенял от матери все отрицательные качества: он  не желает учиться, потому что и г-жа Простакова не видит пользы в науке: «Не хочу учиться, хочу жениться».  Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо Отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самовлюбленности. Такая жизнь и воспитание лишают цели и смысла жизни. И учителя не могут помочь (это дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникает иных желаний, кроме как поесть, сбегать на голубятню да жениться.

    3) Трагичная часть – финал комедии. Простакова воспитывает сына по своим убеждениям, именно поэтому он растёт  грубым и жестоким юношей. Митрофан ни во что не ставит своего отца и пользуется любовью матери. Неслучайно дядя Скотинин называет его «Чушка проклятая», а Софья говорит о Митрофане: «...хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет», то есть деградирует. И во всем этом виновна госпожа Простакова, которая будет жестоко наказана за свои ошибки. Слова сына в конце комедии звучат с презрением и равнодушием: "Отстаньте, маменька, вон как навязались!.."


    11.3. Владимира Маяковского можно считать передовым авангардистом ХХ века. Как и великие предшественники, он задумывался над вопросом роли поэта в обществе. Несмотря на поиски новых форм поэтического слова, новатор не отстранялся от традиционного понимания своего предназначения, которое было осмыслено классиками. Он убеждает читателя в том, что поэзия – это общественный труд, подобный по своей актуальности труду физическому, и поэт является полноправным участником социалистического строительства.

    Раскроем тему сочинения на примере трех произведений поэта:

    • «Разговор с фининспектором о поэзии»
    • «Поэт рабочий»
    • поэма «Во весь голос»

    1) Наиболее ярко мысль о поэзии как общественном труде развивается в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии». Автор, сравнивая творческий процесс с тяжелейшим процессом добывания радия, оспаривает позицию людей, подобных этому инспектору, считающих поэзию занятием ненужным и вовсе не сложным. В строчках этого же произведения автор прославляет силу поэтического слова: «Эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердца».

    2) Образ поэта-труженика показан в стихотворении «Поэт рабочий», где Маяковский опять отстаивает свою точку зрения о том, что «стихи» - вовсе не «пустое», а такой же нелегкий, кропотливый труд, как и работа «у токарного станка». Он говорит об абсолютном равенстве «поэта» и «техника»: «Мы равные. Товарищи в рабочей массе».

    3) Размышления Маяковского на тему поэта и поэзии отчетливо звучат во вступлении к поэме «Во весь голос». Являясь отчетом о творческом пути поэта, она несет в себе обращение «агитатора» своего времени к «товарищам потомкам». Поэт уверен, что поэзия останется такой же востребованной и после смерти: «Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо…» Однако нельзя не заметить, что отношение Маяковского к славе и к признанию потомков отличается от точки зрения других поэтов: «…мне наплевать на бронзы многопрудье, мне наплевать на мраморную слизь.… Пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм…»

    11.4. Поэма «Двенадцать» А. Блока описывает столкновение двух миров: старого и нового. Один разрушенный, холодный, безнадёжный, второй стремительный, агрессивный, одурманенный. Место действия – Петроград. Он больше не величественная столица, а чёрный насквозь продуваемый ветрами безжизненный город. Повсюду разруха, нищета и жестокость.

    1) Люди от безысходности своего положения перестают быть людьми, что подчёркивает автор, проводя аналогии «старуха – курица», «буржуй-пёс». Прошлое терпит безоговорочное поражение, его представители больше не борются за власть, теперь их единственная цель – выживание. Будущее беспощадно, оно готово спалить всё дотла и уничтожить любого, кто встаёт у него на пути. Новый мир безжалостен не только к врагам, но и к соратникам. Это явно видно в эпизоде убийства Кати: виновник подавлен случившимся, но его товарищи вместо поддержки высказывают неодобрение такой сентиментальности, демонстрируя ещё одну особенность революционного мышления – важен не человек, а идея.

    2) Вся поэма пронизана контрастами. Блок всё время подчёркивает мировой раскол: в цветовой гамме доминируют чёрный и белый. Читатель видит то несчастную старушку и раздавленного переворотом писателя, то воодушевлённый переменами отряд из двенадцати. Контрастно и отношение к революции. Вначале мы видим представителей старого мира – они озлоблены, подавлены, разочарованы. Все эти люди живут с ощущением катастрофы, постоянно слышны фразы «Погибла Россия», «Нас погубят», «Уж мы плакали, плакали», «Предатели» и тд. Но мы также видим и другой взгляд – отношение представителей нового мира, которые наконец-то стали хозяевами жизни, они празднуют победу и упиваются властью. Для них революция – благо, навсегда изменившее их жизнь, только благодаря новой власти они вознеслись на самый верх социальной иерархии.

    3) Обратим внимание на образ ветра. Именно с него всё начинается – «Ветер, ветер —На всем Божьем свете!». Анализ этих вступительных строк наталкивает внимательного читателя на мысль о том, что ветер – своеобразная метафора революции, символ стихийных перемен, преодолевающих любые преграды и затрагивающих всех без исключения. Понимание этого – ключ к осознанию отношения к событиям 1917 года в поэме. Как нельзя однозначно относиться к ветру и его силе, также нельзя односторонне судить о перевороте.

    11.5. Тема предполагает указание на конкретные музыкальные произведения: здесь уместно было бы вспомнить народную песню из "Капитанской дочки" Пушкина, баркароллу Наташи Ростовой из "Войны и мира", другое произведение Толстого, указанное в кодификаторе, - "Крейцерова соната" (Соната № 9 для скрипки и фортепиано Людвига ван Бетховена, посвященная французскому скрипачу Рудольфу Крейцеру), можно вспомнить Ольгу Ильинскую из "Обломова" (Ольга поет арию из оперы Беллини «Норма», знаменитую «Casta diva»), а также произведение Куприна "Гранатовый браслет" (вторая часть Второй фортепианной сонаты Бетховена «Largo Appassionato»).

    1) Особое место в произведении занимает «заунывная бурлацкая» песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка» из главы «Незваный гость». Ее очень вдохновенно пели разбойники на пиру, посвященном взятию крепости. Гринев, несмотря на свою молодость, все же понял ее глубокий смысл и был поражен услышанной «песней про виселицу, распеваемой людьми, обреченными виселице».

    2) Сюжет песни таков: грозный царь спрашивает детинушку, «крестьянского сына», с кем он воровал, «с кем разбой держал», еще много ли с тобой было товарищей? На что крестьянский сын отвечает «надеже православному царю»: «Что товарищей у меня было четверо» : темная ночь, булатный нож, добрый конь и тугой лук. За такое признание жалует царь-государь мальчишке «виселицу». Песня поражает читателя жизненностью и глубиной. Эта песня – иллюстрация того, что власть всегда сильнее народа, что такие ситуации были, есть и будут в русской действительности. Но эта песня также доказывает, что будут и «крестьянские сыны», воришки и бунтари, которые смогут сказать слово против, взглянуть в глаза врагу, не таясь во всем признаться, чтобы затем достойно погибнуть. Пугачев умен и прекрасно понимает, какую опасную игру затеял, но надеется : «А разве нет удачи удалому?». Понимают свое далеко незавидное положение и другие участники пира, соратники Пугачева.

    3) Цель этой песни заключается в том, чтобы показать силу русского народа, который готов открыто бороться за свои права, не пугаясь предстать перед судом. Пушкин перед песней подмечает, что ее любили разбойники, она была им близка тем, что рассказывала об их жизни. И, наверное, поэтому в момент победы, кажущейся радости, они поют песню о виселице… Пугачев и его товарищи понимали безнадежность своего положения, но не могли больше стоять в стороне и спокойно смотреть, как крепостное право все больше превращает русских крестьян в рабов.

    Видеоразбор:

    Понятно ли решение?

    Решения от учеников
    0

    Похожие задания

    15
    Задание №56245Задание №78538Задание №48345Задание №89331Задание №54990Задание №89643Задание №53672Задание №48341Задание №44281Задание №60643Задание №48340Задание №34727Задание №48353Задание №33805Задание №31786
    Бесплатно

    Решай задачи ЕГЭ в приложении

    Скачивай наш Тренажер ЕГЭ на iPhone или Android и тренируйся в любое время и в любом месте!

    Саша — ассистент в телеграмме