11.1. 1.Антагонист Чацкого: говорящая фамилия персонажа – он бессловесный. Молчалин не имеет дворянского происхождения, но стремится достичь степеней известных — сделать карьеру, стать богатым. Низкопоклонство и угодничество вышестоящим приносят ему успех.
2.Молчалин ровесник Чацкого, однако, он не видит надобности в изменении устоев общества. Наоборот, он заявляет прямо, что «В его лета не должно сметь свои суждения иметь». Пока живы такие Молчалины «фамусовские» нравы будут царствовать в обществе.
3.Молчалин демонстрирует нравственную бедность, он не стыдиться использовать чувства Софьи ради своих интересов. Главное в жизни таких людей – продвижение по карьерной лестнице.
11.2. В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. На фоне природы прорисовываются человеческие чувства.
Раскрытие темы возможно на стихотворениях: «Как океан объемлет шар земной», «Как хорошо ты, о море ночное», «О чем ты воешь, ветр ночной?». В стихотворении Тютчева «Как океан объемлет шар земной» отражается модель мироздания. Четыре элемента всего сущего: огонь («горящий славой звездной», «пылающею бездной»), вода («океан», «стихия», «прилив», «неизмеримость волн»), земля («шар земной», «земная жизнь», «берег», «пристань»), воздух («сны», «небесный свод») — находятся в отношении противоборства и единства одновременно. Море ночное в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное» — символ стихии мироздания — становится воплощением движения, оно всегда разное, нетождественное самому себе в каждый миг. Космос и Хаос, слабость и величие человека, его страх перед ликом бездны и в то же время таинственное притяжение к ней — именно это открывается нам в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?». Мир в изображении Тютчева противоречив: враждебность мироздания, его хаос, мгла, страхи и тайны — и его величие, гармония в самой стихийности. Человек — песчинка перед ликом мироздания, он в разладе с собой и миром — и человек един со всем сущим, он неотъемлемая часть мироздания.
11.3. Идеи, проблемы и самый материал действительности, послуживший основой произведений И. А. Бунина, уже принадлежат истории, но вопросы, поставленные в них, волнуют нас и по сей день. В цикле рассказов «Темные аллеи» Бунин раскрывает перед нами самые различные моменты и оттенки в отношениях мужчины и женщины. Смерть и любовь — почти неизменные мотивы бунинской прозы этого периода. Любовь, причем любовь земная, телесная, человеческая — может быть, единственное возмещение всех недостач, всей неполноты обманчивости и горечи жизни. Любовные сюжеты у Бунина чаще всего разрешаются смертью. Бунин развивает свою философию. Так перед лицом любви и смерти все равны, на задний план отходят все преграды, разделяющие людей в жизни.
11.4. Тема творчества возникает в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» буквально с первых же его страниц — редактор толстого журнала, председатель МАССОЛИТа Михаил Александрович Берлиоз и молодой поэт Иван Бездомный обсуждают написанную Иваном антирелигиозную поэму. Далее автор приводит нас на заседание членов правления МАССОЛИТа, в ресторан «Грибоедов», где собирается писательское общество. Но можно ли этих людей назвать творцами? Можно ли писать подлинно художественные произведения по заказу? Современные Булгакову «инженеры человеческих душ» не творят, а состоят на службе у государства, утверждая его идеологию. За это им полагаются квартиры, дачи, оплачиваемые творческие отпуска в замечательных условиях, льготы и привилегии. И ссора, возникшая в правлении при разговоре о дачном поселке Перелыгино, показывает, что в среде этих писателей царят интриги, зависть и склоки. Какое уж тут творчество! Недаром Мастер возражает, когда Бездомный называет его писателем: «Я — мастер»! Он идет совсем по другому пути: получив материальную возможность оставить службу (выигрыш в лотерею), он пишет, уединившись, роман о том, что подлинно его волнует. Обретя свою Музу — Маргариту, он обретает вдохновение и подлинно счастлив в обстановке скромного быта и любимого творчества.
11.5. Художники-иллюстраторы черпают в произведениях А. П. Чехова вдохновение. Писатель однажды сказал о себе: «...для людей, посвятивших себя изучению жизни, я так же нужен, как для астронома звезда». Именно из этого высказывания можно сформулировать первый совет художникам, иллюстрирующим рассказы Чехова. Чтобы передать точно образы и характеры героев Чехова, нужно иметь собственный богатый опыт общения с разными людьми, быть психологом, умеющим почувствовать самое важное в человеке.
Известны работы художников, выступавших под псевдонимом Кукрыниксы, к произведениям Чехова. Например, они иллюстрировали рассказ «Человек в футляре», рассказ «Хамелеон» и другие. «Кукрыниксовские иллюстрации к Чехову — работа, в которой шире и полнее, чем в других, независимо от жанра, раскрыто мировоззрение художников и разнообразнейшие стороны их дарований. В каждом листе мы ощущаем синтез, где остроумие смягчено, а поэтическое чувство пронзительно, реальный историзм порою фантастичен, где за состраданием следует гнев, а улыбка подчас вызывает острую печаль. Этот синтез свойствен бескомпромиссному Чехову, который «рассчитывает на читателя» и не обманывается в своих расчетах», — писал А. М. Пистунов в книге «Единосущная троица». Действительно, когда смотришь на иллюстрации Кукрыниксов, то ловишь себя на мысли, что именно так ты и представлял этих героев. А происходит это потому, что художники четко смогли уловить авторский замысел и раскрыть главные черты чеховских образов.